Семейные проблемы деда

Юрий Копаев
               
                И стар, да удал - за двоих стал.
 
   Будучи пожилым вдовцом (инвалидом с рождения) и доживая свой век в  «гордом одиночестве» вне семей двух взрослых сыновей. Приходиться живать отдельно от сыновей, на полном само обеспечении, а в зимне-осеннее время. С семьями сыновей возможно общение только на даче. В этом полностью вина моя, так как у меня нет желания быть обузой семьям сыновей, согласно нынешней моде жить отдельно от родителей. Институт обустройства российской «патриархи чёской» семьи  практически перестал существовать, а родители и дети (за не большим исключением), как правило, проживают отдельно.
Не благородное воспитание детей по отношению к родителям в период бесконечного  изменения социальных отношений в руководстве государством в « Век Перемен», сказалось негативно на обустройстве Семьи.

                Старший сын
   С первенцем у меня сложились  надлежащие отношения, так как я принимал по возможности активное участие в его воспитании. Он классно освоил в кружке любимую специальность авиа моделирования. Успешно участвовал в испытаниях моделей и соревнованиях. Закончил дневной ВУЗ по выбранной специальности. В «перестройку» изменил специальность, на смежную и достиг значительных успехов, возглавив Гильдию специалистов. Семьянин, жена и двое детей.
               
                Младший сын
   С младшим сыном отношения несколько другие. В его воспитании (в детстве) кроме меня с супругой, активно занимались его старший брат  и тёща. Поэтому ему было сложно, и он не знал, кого слушать. Я (в «перестроечное» время) не мог   активно участвовать в его воспитании. В институт он поступать не стал, ушёл служить в армию. После армейской службы, он закончил ВУЗ (вечернее отделение) и досконально освоил редкую востребованную строительную специальность. Имея противоречивый характер, сын практически всегда поступал и поступает по-своему. В моих советах особо не нуждается и всегда  свои проблемы решает самостоятельно ни кого, не слушая.
                Конфликт - экспромт с внуком
В весенне-летние сезоны я проживаю на своём садовом участке с семьёй младшего сына, где кроме него и супруги, пара внучат и внучка. Не соскучишься! Мне парой обидно, что в присутствии детей он никогда не называет меня «отец» или «папа». Лишь  иногда, когда находиться в благостном настроении скажет - « папаня» (непонятное слово для детского восприятия – «бабуля», «мамуля» и вдруг «папаня»!).

   С присутствием детворы, кроме благостного настроения, бывают и курьёзные. Случай об одном из таких не могу забыть. Как то я поехал  прокатиться на взрослом велосипеде  по дорогам дачного посёлка. Когда вернулся то так и обалдел, за моим столом в банной келье (комната при бане, где я проживаю) сидел внук и «пальце вал» на моём планшете, смотря какие-то  недетские программы, которые отец категорически  не разрешал ему смотреть  даже по телевизору. Он детям разрешает смотреть только отечественные мультики. Планшет это мой рабочий инструмент, на котором я пишу  рассказы экспромты. Меня чуть не хватил Кондратий. Я попытался отобрать у него компьютер, но внук оказался цепким и настырным мальчонком. Мы в «схватке» барахтались, пока инструмент не выскользнул у нас из рук и упал на пол.  Если смотреть со стороны то «воистину связался чёрт с младенцем» (ему пять, а мне семьдесят пять лет) я убогий старик (к тому же инвалид), а он шустрый крепыш. Мы разошлись  с миром.
   Сейчас я не сожалею, что не наказал его, а ограничился запретом ездить на моём  трёхколёсном  велосипеде, за что получил взбучку от снохи. Вступила в действо необоримая «женская логика». Суть её претензий свелись к следующему: «Как вы смели! Он же ребёнок! Почему Вы запрещаете ему ездить на вашем  велосипеде и  т. д.» и это в присутствии внука. Против такой «логики», пытаться оправдаться  бессмысленно! Всё обстоятельно ей объяснил, а она опять о своём наболевшем.
   Конечно, я не знаю, как отец  пояснил сыну, что поступать так нельзя.  Но видимо не очень хорошо, так как внук, будучи упрямым, не пожелал извиняться, и перестал даже здороваться, продолжая «бычится», затаив обиду. Но буквально через день, он, как ни в чём не бывало, спрашивает - «Как дела, дед?» Я отвечаю, как всегда - «Да неплохо, но если будет ещё лучше, то будет совсем плохо. Ты же меня очень обидел своим поступком, а извиниться -   забыл!».
Прошла неделя всё забылось и внук выдаёт, хоть стой -  хоть падай -  «… а правда, что мой папа Серёжа твой сынок?». Пришлось объяснять внуку: «… твой любимый дядя Вова мой старший сын, а твой папа Серёжа мой младший сын». Неужели так сложно было объяснить ребёнку, кто есть кто? Это при не глупых родителях с высшим образованием и няни с приличным образованием,  – срамота! Вскоре после этого инцидента, внук буквально истерично и  не притворно рыдал на руках у матери, жалуясь ей - « … все меня обижают!» Так что,  видимо, он  решил, что и я его  обидел. А мне кому жаловаться? Ведь  старики тоже впадают в детство, недаром говорят  -  «… что стар, что млад! … ».
               
                Наивность внучки
   Другой эпизод. Внучка трёх лет (сплошное очарование). Будучи в моей «кельи» основательно по хозяйничала как по лазейка: взяла кошелёк, вынула соц.  карту москвича, поиграла ей и забросила в мусор. Я ей устроил «дознание»,  а она не созналась в поступке. Мне пришлось восстанавливать документ, а родители на это не обратили ни какого внимание. Пропажу я обнаружил, вынося мусор только после восстановления дубликата. Ни каких воспитательных мер, родители не предпринимали. Я пытался внушить внучки, что так поступать нельзя и тут же заработал замечание от снохи в присутствии дочурки. Ну, какое может быть сызмальства  воспитание?
               
                Дружба с младшеньким внуком
    С  внучонком сложились очень своеобразные «визуальные» отношения. При первом визуальном знакомстве (полгода после рождения) он был, напуган увидев лохматого и бородатого человека с палкой (как дед Мазай) не похожего на отца и испугавшись, всплакнул и отвернулся. После при виде меня отворачивался или просто хныкал, а у меня было жгучее желание с ним поиграть (он очень  похож на меня и папу) и пообщаться. Я вспомнил, что  когда то  многие коллеги утверждали, что у меня « говорящие глаза и физиономия». Стоя у  зеркала, стал корчить рожицы на все случаи настроения: радость, сердитость, обиду, уныние или благодарность. При виде взгляда (вступая в визуальный контакт) внука стал корчить физиономию (старался, чтобы сноха не вдела мою доморощенную «пантомиму»). Вскоре  мои потуги возымели успех, и он стал с интересом рассматривать «страшного деда с палкой». Внук перестал меня бояться, и я был уверен, что он меня понимал до того как стал  разговаривать. Конечно, не обошлось и без угощений сладостями, за которые я тут же получал не лицеприятные замечания от уважаемой снохи.
Супруга по жизни все семейные отношения между сыновьями и снохами держала под контролем, и я к этому не имел ни малейшего отношения, считая, что так и должно  быть. Когда супруга была жива я жил как у Христа за пазухой, всеми семейными отношениями она справлялась сама, а моя задача была одна обеспечивать благосостояние семьи и я с этим успешно справлялся.  Когда у наших сыновей родились первые внуки, мы не предлагали давать им имена, которые нам нравились. Когда супруга скончалась, и у сыновей  появилось по второму ребёнку, только старший сын спросил у меня как назвать внучку. Я высказал своё пожелание, и он его исполнил. Младший сын при рождении следующих детей так и не спрашивает моего мнения, какое имя выбрать. Мне же обидно такое безразличие к прародителю.

   В этих эпизодах общения я коснулся только некоторых моментов воспитания: угощение сладостями, игры и попытки общения и т. д. Поделился воспоминаниями  воспитания своих сыновей и некоторыми эпизодами общения с внучатами. В моём поколении были, применяли  методы непосредственного общения родителей и родственников с детьми, а в современном воспитании внуков  родители полагаются на наёмных воспитательниц и ТВ. В  наше время воспитательный процесс происходил в целенаправленном русле, как со стороны: родителей, родственников так и чтения книг.  Современным воспитанием родных детей кроме родителей, кто только не занимается и акцент в воспитании ставиться ТВ. Каковы результаты такого воспитания родители можно только предположить, а узнать, возможно, только позже,  когда  поправить, что либо, будет поздно.