Образование в посткоронавирусную эпоху

Георгий Нуруллин
  Мир меняется у нас на глазах и уже никогда не вернётся в прежнее состояние. Кризис охватывает всё новые области человеческой жизни. Образование было и остаётся главным орудием приспособления человечества и отдельной страны к новым вызовам эпохи. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть рост безработицы и  сокращение социальной сферы: образования, культуры, спорта. Самоизоляция, необходимая в начавшуюся эпоху пандемий, ведёт к беспрецедентному разъединению людей, что может привести к всплеску нервных и психических
заболеваний и, связанном с ними, ростом преступности.
  Целью данной публикации является предложение российскому обществу оптимизации образовательной системы как средства экономии времени граждан и денежных средств государства, которых будет катастрофически не хватать уже в ближайшее время.
Я хочу убедить читателя в том, что  в школах, колледжах (ссузах) и в вузах даётся  много совершенно бесполезной информации, которая только отягощает мозг. Поскольку по образованию я физик, то буду говорить о предметах, которые знаю: физике и математике, но те же самые выводы можно сделать относительно биологии и химии. Что касается предметов гуманитарного цикла, то здесь тоже нужен трезвый взгляд. Сильно сомневаюсь, чтобы знания, например, о второй Пунической войне, пригодились кому–нибудь, кроме будущих историков.
              Средняя школа и колледжи (ссузы)
  Начальную школу можно оставить без изменений.
После 7 класса, дети и их родители должны выбрать одно из направлений: естественно-научное, гуманитарное или прикладное, и начать обучение в 8 классе по соответствующим программам. В конце 9 класса все учащиеся сдают экзамены по выбранным направлениям, причём они вправе сдавать их и по другому профилю, самостоятельно подготовившись. Обязательным снова должно стать основное образование (9 классов). После 9 класса у 15-летних детей есть следующие возможности.
1. Дети, закончившие прикладной профиль и получившие в школе теоретические знания и некоторые практические навыки, связанные с будущей профессией, идут работать на предприятия в качестве учеников, являясь, одновременно,  учащимися колледжей. Работают они до достижения 16 лет по 4 часа, с 16 до 18 лет по 6 часов. На предприятиях для них должны быть созданы соответствующие условия, в частности, создан институт наставников-кураторов из числа педагогических работников колледжей, как это было в профессионально-технических училищах ещё 50 лет назад. Должен быть утверждён перечень профессий для несовершеннолетних. Если эти дети могут работать по месту жительства по выбранной специальности, то это нужно только приветствовать. Куратором в случае проживания в селе может быть учитель трудового обучения, получающий доплату от колледжа. Учатся эти дети 1 год и получают в конце обучения разряд и диплом колледжа. Количество этих детей может быть около  20% от общего числа выпускников 9 классов.
2.Учащиеся, которые хотят стать квалифицированными рабочими и работниками среднего звена на предприятиях, тоже идут учиться в колледжи. После  одного года обучения рабочие простых специальностей выпускаются. Высококвалифицированные рабочие и будущие работники среднего звена учатся соответственно 2 и 3 года, причём последний год стажируются на предприятии, которое готово взять их на работу. Сокращение обучения в колледжах на один год возможно за счёт полного удаления из учебных программ разделов, необходимых для современного общего среднего образования, кроме профильных, т.е. необходимых в будущей деятельности. Вы встречали хоть одного работника среднего звена, которому пригодились законы Ньютона, сохранения импульса и энергии, газовые законы, теория относительности,  квантовая физика? Я – нет. Преподаватели, потерявшие нагрузку из-за сокращения часов на общее среднее образование,  могут стать  наставниками–кураторами для детей, которые учатся один год. Число колледжей должно возрасти за счёт уменьшения количества вузов, здания которых могут быть переданы новым колледжам. Все выпускники колледжей имеют право сдавать ЕГЭ и поступать в вузы по профилю. Для поступления в вуз не по профилю, студентам колледжей придётся готовиться к ЕГЭ самостоятельно. Количество детей, поступающих в колледжи должно составить около 80% от числа всех выпускников 9-х классов.
3. В 10-й класс обычной школы идут дети естественно-научного и гуманитарного профиля, которые решили поступать в конкретные высшие учебные заведения. В 10-11 классах они проходят  программу нынешнего первого курса бакалавриата соответствующего вуза, не являясь пока его студентами. Если учителя школы не в состоянии учить детей по программе нынешнего 1-го курса бакалавриата, то школа привлекает преподавателей вузов и колледжей. Сейчас в средней школе идёт дублирование первого курса вузовской программы, например, по математике изучается дифференциальное и интегральное исчисление, теория вероятностей, статистика, комбинаторика, математическая логика и другие разделы высшей школы. Выход: не изучать снова эти предметы на первом курсе бакалавриата. Число детей, остающихся в 10 классе обычной школы может составить 18% от числа всех выпускников 9-х классов.
4. В 10 класс специализированных школ идут дети, которые  готовятся к поступлению в соответствующий университет высшего уровня. Такие школы по естественно-научному и гуманитарному профилю уже есть во многих столицах регионов, в них дети также в 10-11 классе должны проходить программу нынешнего 1 курса бакалавриата, их число составит около 2% от числа выпускников 9-х классов.
 Конечно, указанные процентные отношения во всех 4-х случаях носят ориентировочный характер.
  Обучение в 10-11 классе по вузовской программе даёт возможность прочувствовать будущую специальность, и дети могут вовремя изменить свои планы после окончания 11-го класса. Очень желательны экскурсии детей на места будущей работы во время учёбы в 10-11 классах, как в обычных так и спецшкол.
 Несколько замечаний по поводу средней школы и колледжей.
1. Остаётся признать, что профориентационная работа в школе находится на крайне низком уровне. Выпускники 9-х и 11-х классов сплошь и рядом не знают куда пойти учиться, поэтому, у нас в стране огромное число людей, закончивших колледжи и вузы, не проработавших ни одного дня по специальности.
 Поэтому, предлагаю проводить в конце учебного года для 7-х, 9-х и 11-х классов отдельно специальные педагогические советы с приглашением представителей колледжей и вузов, родителей и самих детей, на которых администрацией школы должны даваться соответствующие официальные рекомендации по дальнейшему образованию ребёнка.
2.Изучение абстрактных понятий точных наук детьми из семей с низким образовательным уровнем ведёт к развитию у этих детей комплекса неполноценности.
3. Не надо вводить в средней школе второй обязательный иностранный язык, для этого есть специализированные лингвистические школы. Одного-то не осиливают!
4.Колледжи (ссузы) с точки зрения экономики являются самым важным звеном образовательной системы. Огромное число родителей против обучения детей в них только по одной причине: криминогенной обстановки в них, особенно, если надо жить в общежитии. Предлагаю ввести дежурство сотрудников специальных подразделений МВД в общежитиях в вечернее и ночное время, малочисленные педагогические работники не справляются с криминалом.
5. Понятие среднего общего образования надо вообще исключить: дети, которые идут в 10-й класс обычных и специализированных школ получают тоже специальное среднее образование по своему профилю (как и учащиеся колледжей), после 11 класса они должны также получать диплом о среднем специальном образовании по своему профилю.
                Высшая школа
            «Исследователю необходимо знать всё о немногом и понемногу обо всём»
                К. А. Тимирязев

  Даже работая в течение 6 лет научным сотрудником в институте Российской Академии Наук, мне никогда не пришлось использовать целые разделы вузовской программы: математический анализ, высшую алгебру, аналитическую геометрию, дифференциальные уравнения, механику, электродинамику, квантовую механику и ряд других, самых ёмких и трудных для изучения дисциплин. Но, вслед за Тимирязевым,  считаю, что в урезанном виде эти разделы нужно преподавать в университетах высшего уровня для будущих научных работников академических институтов и научно-исследовательских институтов. То, чего не хватит в будущей работе можно изучить в аспирантуре, магистратуре, интернатуре или самостоятельно. Вышеупомянутые разделы совершенно бесполезны в технических вузах, кроме таких как МФТИ, МАИ, МЭИ, МИФИ, университет им. Баумана и некоторых других ведущих технических вузов, т.е. тех, где ведётся подготовка инженеров высшей квалификации.
 В связи с вышеизложенным, срок обучения по программе бакалавриата в стенах  университетов и технических вузов может быть сокращён до 3 лет, причём третий год студенты университетов проводят в академических институтах, а студенты технических вузов в отраслевых НИИ и на производстве, готовясь к защите диплома и реальной работе. Нынешний первый курс бакалавриата должен проходиться в 10-11 классах обычной или специализированной школы или 1-2 курсе колледжа (ссуза). Программы 10-11 классов школ и спецшкол и 1-2 курсов колледжа должны быть унифицированы и максимально готовить будущих студентов вузов к успешной учёбе по соответствующему профилю. Унификация программ подразумевает возможность школьным учителям математики, физики, химии и информатики, например, эффективно готовить к поступлению в технические вузы любого профиля.
 Преподаватели вузов, оставшиеся после сокращения часов, без нагрузки, могут быть задействованы для работы в школах и ссузах для обучения детей 10-11 классов. Количество вузов в нашей стране явно избыточно, предлагаю часть из них преобразовать в колледжи (ссузы).
  Предлагаю аспирантуры, магистратуры и интернатуры сделать только заочными. Будущие аспиранты, магистры и интерны должны работать после бакалавриата.
 В заключение, хочу сказать, что всё меньше работодателей обращает внимание на диплом будущего работника, зная бесполезность многих пройденных студентами дисциплин. Гораздо эффективнее уже работнику предприятия учиться на краткосрочных курсах повышения квалификации.
               
                19 апреля 2020 года, Георгий Нуруллин

                Сведения об авторе.
 Образование: физический факультет университета, курс кандидатского минимума по английскому языку, курс обучения методике преподавания английского языка в школе, краткосрочное (по месяцу) обучение в университетах штатов Висконсин (сельское хозяйство) и Калифорния (некоммерческие организации), США.
Стажировки: физический факультет Казанского университета, Институт твёрдого тела Академии наук Латвии (Рига), Служба информирования граждан (Кардифф, Уэльс), ознакомительная поездка по изучению среднего образования в США (Миссисипи, Айова, Мэриленд, Вашингтон - округ Колумбия), посещение с научными целями Кларендоновской лаборатории Оксфордского университета.
Опыт работы и некоторая деятельность: инженер на заводе и геофизической партии, учитель в средней школе (12 лет), научный сотрудник в академическом институте (6 лет), имею научные работы, опубликованные в Англии, Германии и Беларуси, руководитель некоммерческих организаций (8 лет),
редактор газеты «Некоммерческий Мир» (4 года),
 участие в многочисленных обучающих семинарах и конференциях, в том числе международных, руководство некоммерческими проектами в различных сферах - сельском хозяйстве,  информировании граждан по социальным вопросам, поддержке некоммерческих организаций.