Рецензия - Низы не хотят - Сергей Тамбовский

Вадим Яловецкий
Сразу оговорюсь: разбор пишется по шести опубликованным главам, потому рецензент готов изменить мнение по отдельным моментам своего видения романа.

Итак, проза про попаданцев и альтернативные истории — вечное потакание человеческой фантазии: ах, кабы из светлого будущего изменить прошлое. Сюжет прост и со слов автора звучит так: "1905 год, начало первой русской революции. Герой из 21 века пытается немного поправить историю России, действуя изнутри тогдашней оппозиции, и вступает для начала в ряды Боевой организации эсеров". Если ставить на первый план интересность сюжета, то это захватывающая упрощёнка для школьников старших классов. Без глубокого погружения в характеры героев, без раскрытия их внутреннего мира, без сильных эмоций и переживаний. Напоминает художественный сценарий дешёвого сериала, малость расцвеченный авторскими отступлениями и ремарками. Ключевые слова здесь динамичность и занятность.

Завязка романа весьма неожиданна — шокирующее тройное убийство в строящемся особняке балерины Кшесинской (у автора почему-то Кшесиньской). И какие фигуры! Сыскная полиция начала расследование. Здесь линия поиска неожиданно обрывается и читатель знакомится с Иваном Александровичем Носовым, частным предпринимателем из Нижнего Новгорода. Сей господин катит по замёрзшей Неве на ледяном трамвайчике. Кто бы не поверил, но это состоявшийся факт на раз описанный в истории общественного транспорта Санкт-Петербурга. Плавная подводка заканчивается, автор жмёт форсаж и понеслось.

Тема романа "Низы не хотят" развивается по нарастающей, увлекательно, интересно и убедительно. Что ещё надо? Да, немного надо рецензенту, разобраться что к чему. И Сергей Тамбовцев без тени сомнения даёт понять, что Ваня пришелец из будущего, как водится и жнец и на дуде игрец — энергичный, умный, авантюрный, заодно историк, инженер, психолог, попутно каратист и ловелас. Этакий портрет мачо, вписанный в реалии начала двадцатого века. Одна загадка: с какого перепуга и как Ванюша свалился из будущего, кем был по жизни наш современник, и почему со страху не забился в тёмный угол, а энергично взялся за реконструкцию тамошней политической системы. Возможно в следующих главах этот вопрос будет подробно описан и литературная конструкция перестанет шататься под натиском главного вопроса о происхождении главного героя.

Заголовок должен намекнуть читателю содержание, то здесь макет обложки в купе с названием выбран удачно и отвечает своей цели. Ленинские строчки намекают на революционные коллизии царской России, а если немного изменить историю, поменять игроков на политическом поле. Вот собственно и конфликт произведения вырисовывается. И пусть фантдопущение, пусть логические дыры, но ведь интересно. Увы мои любимые причинно-следственные связи не раскрыты. И не помогла Носову встреча со Станиславским и его знаменитым "не верю", эта сцена уже выглядит комично, ведь попаданец пытается учить театрального гения. Впрочем, Носов своё мнение то силой, то убеждением навязывает вождю пролетариата, лидеру партии эсеров, товарищу Бронштейну и другим. Мне весело, но это как воспринимать. Если взвешивать с точки зрения истории, то чушь полная, а если с мнением читателя, изнасилованного догмами, то и очень даже ничего. Не тошнит, не отталкивает.

Секрет в умелой подаче материала: очищенной от штампов и психологических наворотов авторской речи, с "подпорками-разъяснялками", подтверждёнными фактами истории, архитектуры и культуры прошлой эпохи. Язык романа — подростковый, облегчённый и в тоже время фактурный за который можно с успехом и ругать, и хвалить. Далёкое от высокой литературы произведение, на мой взгляд успешно занимает место на полке с дешёвым чтивом вызывающим интерес у широкой публики. Герои при некоторой однобокости выглядят живыми, любознательными и человечными. Автор просто выключил некоторые черты характера: сострадание, жалость, страх и ряд других. Возможно кому-то и мешает непоседливый Носов, без рассуждения и тени сомнения вырывающий из истории вместе с жизнями Распутина, Троцкого и других. Может и вызывает массу вопросов походно-полевая эсерка Зиночка, возможно не вписываются в сознание картонные глупыши эссеры во главе с Савинковом, доверчивый Коба-Джугашвили и кровожадный Камо.

Меня, как читателя персонажи устроили, не хватило описательной части, желательно раскрасить первых типажей.   

"...последним номером здесь шла Зиночка Коноплянникова, молодая и красивая, да… но взгляд у неё конечно колючий.." маловато будет или вот описание главного героя: "Роста он был не большого и не малого, средний, прямо так скажем, был у него рост, пенсне не носил, имел бородку клинышком по тогдашней петербургской моде и выдающиеся скулы, говорящие о его финно-угорских родственниках".

Особенности авторского языка отмечал и как бы всё прояснил, но остаётся прямая речь, как герои объясняются друг с другом. Меня слегка достала определённая небрежность и американизмы Носова. Если местами автор потрудился над разговорной манерой отдельных персонажей, например:

"- Вполне, - ответил господин, - Иван Александрович Носов, частный предприниматель из Тюмени, приехал по коммерческим делам. А с кем имею честь, позвольте поинтересоваться?
- Охотно, охотно, дорогой Иван Александрович, меня зовут Игорь Апполинарьевич, фамилия Алмазов (да-да, не смейтесь, хотя к алмазам я никакого отношения не имею), по профессии биржевой маклер, петербуржец во втором поколении. А по какой части вы предприниматель, если не секрет?
- Не секрет, у меня небольшая механическая мастерская в Сибири, производим самодвижущиеся экипажи и все, что с ними связано.
- А с какими же целями прибыли в столицу Российской империи, позвольте узнать?
- По делам компании, сударь, надо утрясти кое-какие бюрократические формальности… ну и просто развеяться, зима, знаете ли, это мертвый сезон для нашего бизнеса".

То местами беседы скомканы, однобоки:

"- Здесь вчетвером можно уместиться, - сказала она, обойдя её со всех сторон.
- Есть такое мнение, - твердо сказал Носов, - что группенсекс мы пока практиковать не будем. Однако пойдем погуляем что ли, пока погода хорошая.
- Смотри-ка, грязи совсем нет, - заметила Зина, - не как у нас в Москве.
- Да, тут брусчаткой все выложено, вода фильтруется сквозь щели. И газончики ниже, чем остальная дорога, очень по уму сделано, - отвечал Иван, - однако же куда мы пойдем?
- Ты же в оперу хотел, вот ближе к ней и пошли".

Если первые главы подверглись вычитке и редактированию, то дальше стал замечать некоторые запущенности. Например:

"В углу, прислонившись к стеночке стояли Носов и Зиночка, ожидая посадки в курьерский поезд в Тифлис и тихо разговаривая" или "А тут и посадку объявили, а нашей пары был второй вагон – первый класс, все дела. Купе было оббито веселеньким ситцем, диваны вполне себе мягкими, на столике стояла вазочка с живыми тюльпанами и лежало ресторанное меню. Носов забросил свой портфель и зиночкин ридикюль на багажную полку и раскрыл меню".

Шибко цепляться не стану — обывательский интерес замылил глаз и не вычленил "очепятки" и коцаную орфографию. 

В заключении общие впечатления от текста. Как это ни странно, у меня ни разу не возникло желания бросить читать. Заслуга Сергея Тамбовского в том, что держит читателя в напряжении. При таком интересном историческом материале, это не трудно. Интрига умело подвешена в каждой главе и тянет за собой. Кроме того, автор, я надеюсь, снимет секреты с прошлой жизни Носова и подведёт к способам и целям возвращения в двадцать первый век, обозначит изменения  альтернативной истории нашей страны. По неписаным правилам хронику прошлого менять опасно, а тут рубаха парень Иван Александрович Носов крепко постарался. Ждём-с!