Патографическая справка о Миклухо-Маклае

Александр Шувалов
МИКЛУХО-МАКЛАЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1846 - 1888), русский учёный-этнограф и антрополог, путешественник и общественный деятель; в 1864 г. исключён из Петербургского университета за участие в студенческом движении.

Общая характеристика личности

«…сомнительное дворянское происхождение Миклухо-Маклая, - в дальнейшем, как увидим, узаконенное стараниями его матери, - в какой-то мере повлияло на его социально-психологические установки и на некоторые его поступки». (Тумаркин Д.Д., 2012, с. 8).
«Все дети выросли болезненными, в отца, который скончался от туберкулёза, когда Николаю было 11 лет». (Эрлихман В., 2006, с. 33).
«Николая отдали в гимназию, но слабый, болезненный мальчик не смог осилить её». (Кирсанов В., 2005, с. 164).
«…в шестом классе мальчик был исключён за неуспеваемость и нарушения дисциплины… Это, впрочем, не помешало будущему учёному-путешественнику в 1863 г. поступить вольнослушателем в Петербургский университет на физико-математический факультет. Оттуда Николая тоже вскоре исключили… Юношу выгнали с “волчьим билетом”, то есть без права учиться в других университетах России. В 1864 г. Миклухо-Маклай поступил на философский факультет одного из лучших европейских университетов в Гейдельберге. Однако вскоре студент разочаровался в философии и занялся медициной». (Мирошникова В.В., Мирошников В.В., 2002, с. 387).
«Во время прохождения практики в университетской больнице “господину фон Миклухо” поручили наблюдать молодую девушку, и – как это случается и в наши дни - молодой лекарь и его пациентка влюбились друг в друга… Будучи при смерти, девушка попросила, чтобы Николай взял на память её череп… Как сообщают его брат Михаил, а также Михаил-младший, который ссылается на очевидца – профессора Гертвига, - Николай соорудил диковинную лампу: поверх дубовой подставки на скрещенных локтевых костях был установлен череп, над которым возвышался небольшой масляный резервуар с фитилём, а над ним – зелёный абажур». (Тумаркин Д.Д., 2012, с. 50).
«К лету 1868 года Николай завершил обучение на медицинском факультете Йенского университета… Миклухо-Маклай решил не тратить время и силы на подготовку врачом, а медицинские показания могли пригодиться и без диплома во время дальних экспедиций, о которых он всё более настойчиво мечтал… Импульсивный, устремлённый в будущее, порой распылявший свои силы работой сразу в нескольких отраслях знаний, Миклухо-Маклай, как увидит читатель, не всегда доводил до конца свои начинания». (Там же, с. 64, 66).
«…худой, маленький, щуплый, с невнятной речью. С годами он становился всё более похожим на глубокого старца да к тому же страдающего чуть ли не всеми болезнями, существующими в природе. Хотя умер в 42 года, но последние годы казался чуть ли не семидесятилетним. За 4 года до смерти женился и стал отцом двух сыновей. …он был личностью с тревожно-мнительными чертами и обострённой совестливостью, принципиальностью, исполнительность и т.д.». (Буянов М.И., 2004, с. 27-28).
«Малярия – как и столь же хроническое безденежье – стала неразлучной спутницей путешественника на всю его оставшуюся жизнь ». (Тумаркин Д.Д., 2012, с. 78).
«Лишь 75 лет спустя, в 1962 году, рентгено-анатомическое исследование черепа Миклухо-Маклая выявило “картину ракового поражения с локализацией в области правого нижнечелюстного канала”… Очевидно, в последние месяцы жизни путешественника к опухоли тройничного нерва прибавились раковые метастазы в области мозгового отдела черепа, которые губительно сказались на работе многих внутренних органов… Физиотерапевтические процедуры, назначавшиеся учёному, лишь ускоряли течение болезни и приближали трагический конец». (Там же, с. 397).

Сексуальная сфера

«Странный мальчонка, обществу братьев предпочитал общество младшей сестры Оли и её подруг… Были какие-то тайны и в дальнейшей жизни. Человек посватался, хочет жениться на любимой женщине и вдруг исчезает на полгода – неизвестно куда. До сих пор никому толком не известно. А перед смертью он вдруг просит жену пойти домой и сжечь все бумаги, которых она не поймёт (а она ни слова не понимала по-русски), все дневники, письма…» (Носик Б.М., 2001, с. 5-6, 12).
«…он вступал в переписку главным образом ради развлечения, а в первое время и  для того, чтобы совершенствоваться в немецком эпистолярном жанре… Как только корреспондентки становились назойливыми и начинали требовать от него немедленных встреч и т.п., Николай решительно и бесцеремонно выходил из игры». (Тумаркин Д.Д., 2012, с. 48).
«Он легко покорял женские сердца, - вспоминает его брат Михаил, явно имея в виду месяцы, предшествовавшие отплытию “Витязя” , - но я не припомню и не знаю, чтобы кто-нибудь из них покорил его сердце». (Там же, с. 116).
«Итак, если Маклай ещё в студенческие годы осознал, что “скверно справляется с этим интересом”, он не мог задуматься над последствиями этого “интереса”. В Европе, и тем более в России, такой “интерес” мог бы кончиться плохо. Маклай уже знал из книг, что в тропических странах, среди туземцев, его “интерес” никому не показался бы преступным. Девочки созревают там для любви и в 13, и в 12, и в 10 лет, а может, и раньше. И он решил, что ему остаётся одно – бегство в тропики… Или гибель (как Чайковскому)… Он был талантлив, энергичен, неистов… Он повернул течение своей жизни. Он бежал в тропики… Остаётся добавить, что ныне не только для пребывающих дома, но и для странствующих по следам Маклая европейцев (например, французов), имеющих те же “потребности и прихоти” (это называется теперь “сексуальным туризмом”), существует соответствующая статья уголовного кодекса… Есть ненаучное предположение, что великий наш земляк был бисексуален (отвращение у него вызывали только зрелые женщины)». (Носик Б.М., 2001, с. 343, 351).
«Миклухо-Маклая, как человека с нормальной, а возможно, и повышенной сексуальностью, всегда занимали отношения с противоположным полом. В 1876-1877 годах, во время второй экспедиции на побережье залива Астролябия, Николай Николаевич радикально решил этот опрос, привезя с островов Палау девушку-подростка, которую… сделал своей “временной женой”… Как мы увидим дальше, из подготовленных к печати дневников экспедиции в Папуа-Ковиай учёный исключил все упоминания о его отношениях с папуаской Бунгараей, содержащиеся в полевых дневниках… Но как объяснить утверждения немцев, будто в 1880-х годах в окрестных деревнях росли несколько детей со светлой кожей и рыжеватыми волосами?». (Тумаркин Д.Д., 2012, с. 173-174).
«…Миклухо-Маклай вступил с Мирой в интимные отношения, не дожидаясь, пока ей исполнится 13 лет». (Там же, с. 257).
«Некоторое время Маклаем владела мысль взять с собой папуасского мальчика, чтобы воспитать его в Европе… Невозможность заполучить мальчика у папуасов была связана с особым их отношением к потомству…, но никак не с запретом на секс с подростками. “Длинноногие мальчики… могли воспринимать “прихоти” Маклая без сопротивления… потому что поглощение мальчиками мужской спермы (оральным способом или анальным) было широко распространено среди папуасов и… считалось нормой на ряде островов”, - отмечает Лев Клейн. Он же высказывает мнение о том, что “Маклаю пришла в голову идея, что его сексуальные вкусы (они “сводились к педофилии”) могут найти свободное удовлетворение на Востоке». (Кирсанов В., 2005, с. 168-169).
«...был чистейший воды педофил. ...в дальнюю плодотворную дорогу увело это ощущение собственной “ненормальности” и Пржевальского, и Миклухо-Маклая». (Носик Б.М., 1995, с. 304, 383).
«Не всякий смог в конечном итоге обуздать себя и “взять себе жену”, чтоб вернуться наконец в мир христианской цивилизации. Он оказался способным на это. Честь ему и слава…» (Носик Б.М., 2001, с. 343).

Особенности деятельности

[1869 г.] «…проснувшаяся в нём страсть к опасным путешествиям». (Тумаркин Д.Д., 2012, с. 75).
«…расписал свою жизнь на много лет вперёд буквально по дням. Узнав от врачей, наблюдавших его, о своих болезнях и о том, как они будут протекать в тех или иных условиях, высчитав (довольно точно) срок своей жизни, он составил детальный план деятельности и практически точно следовал ему до конца своих дней». (Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю., 1987, с. 93).
«Человек импульсивный, мечтатель, неспособный трезво просчитывать отдалённые последствия своих шагов, к тому же склонный полагаться на русское “авось”». (Тумаркин Д.Д., 2012, с. 396).
«В России одним из первых исследователей, употребившим наркотик в целях познания, был знаменитый путешественник и мыслитель-гуманист Н.Н. Миклухо-Маклай… Миклухо-Маклай решил провести на себе опыт опиумного отравления. Записи врача, наблюдавшего за ним, он позже дополнил собственными впечатлениями». (Баландин Р.К., 2003, с. 151-152).
«Время убирает ненужное, поэтому образ этого человека сейчас интереснее, чем его труды». (Буянов М.И., 2004, с. 28).

Можно предположить, что в зрелом возрасте будущий учёный представляет пример зависимости творческой направленности от болезненного по сути явления – расстройства полового предпочтения. 95% педофилов гетеросексуальны, а оставшиеся (и к ним большую часть жизни относился Миклухо-Маклай) предпочитают совершать сексуальные действия с детьми любого пола, не достигших 13-го летнего возраста. Миклухо-Маклай сменил специальность анатома и зоолога на этнографа с такой же решительностью, с какой дополнил свою фамилию новым «шотландским» именем Маклай. Имея за душой лишь несколько статей об акулах и губках, он провозгласил, что собирается изучить «папуасскую расу». И не в последнюю очередь ради того, чтобы иметь возможность удовлетворять свою страсть.
Нельзя исключить влияния соматического заболевания на аффективную сферу: природная гипомания неоднократно сменялась депрессивными состояниями.

************************