Капусточка

Саша Шульман
  Капусточка.

  - Деда, а кто такие эгоисты?
 - Слушай, что я тебе скажу. - Дедушка долго потирает место на правой руке, где было ранение разрывной пулей во время второй мировой, - Это такие люди, которым всегда мало того, что у них уже есть. - А где ты это услишал?
- Тетя Дора своего дядю Мишу так часто называет...
  - Ми будим нарезать капусточку. Очень тоненько и длинненько, а все толстие прожьилки вибросим курочкам. Эти курочки, чтоби они мне были жьирненькие, - это же свиньи с крылышками. Кушают все подряд! Как люди... почти...
Бабушка деревянной ложкой положила в казан куриный жир и принялась мелко нарезать лук. У меня защипало в глазах.  Когда жир начал шкворчать, она высыпала туда нарезанный лук и немного посолила крупной солью, которая была в деревянной большой солонке с крышечкой, висевшей на стене. Очень старая. Наверное, её ещё мой прадедушка вырезал.
Такая полукруглая впереди, висела на гвоздике. В ней  всегда было много крупной соли и я никогда не видел, как она там появлялась.
- Вот лучок начнёт брать цвет, так ми тёртую мелко морковь висипим и тоже присолим... Соль очень нужна вначале, она тепло задержьивает, когда нагреется.
А дедушка продолжает мне рассказывать, переводя на русский язык почти каждое слово.
 Он говорил очень медленно. Вдавливая каждое слово, как печать в сургуч, чтобы нигде ничего не было смазано. Даже в своих рассказах  дедушка не позволял себе права на ошибку. Он замолкает, не знает, как мне рассказать то, что ему давно уже  понятно...
Когда Дедушка надолго умолкал, бабушка продолжала мне рассказывать,что она делает.
- Вот теперь, когда лучок тоже розовий, ми положим немножечко чернослива без косточек и  кусочки курочки. Тоже немножьичко посолим и накроем кришечкой и закроим весь огонь колечками, чтоби не сгорело. И пусть потушится полчасика.
- Понимаишь, - продолжает деда, - надо полагать, что тётя Дора тоже эгоистка, иначе, как би она поняла? Человек видит, слышьит и чувствует только то, что в ньём самом есль.
- Хм..,  - продолжает дедушка, - один бросит камень в воду и семеро водолазов не найдут... Но я попробую, чтоби ты понял.
- Понимаишь, нет такого человека, чтоби бил  всегда доволен тем, что имеет. Значит, все, наверное, эгоисты. Но знаешь,  всё же есть такие, что довольны. Иначе как би ми могли прочитать то, что написано в талмуд?
- А при чём здесь Талмуд? - спрашиваю  я.
Бабушка решила поддержать деду. - Сашенька, человек от жьивотного отличается не только тем, что готовит кушать и не ест с земли.  Ещё и тем, что он умеет читать и писать. Пишут, чтоби учить других людей,а читают, когда хотят учиться... Вэйз мир!  Наш внук задаёт такие вопросы, что этой малохольной Доре, думающей только за золото, и в голову не придет!
- Я так думаю, -  продолжает дедушка, -  что каждый человек эгоист, потому что хочет иметь больше, чем ему надо. Только одному надо больше золота, а  другому - уважение  и аплодисменты.
- Как  Брежневу? - вставляю я, вспоминая, как долго радио хлопало в ладоши после речи генерального секретаря.
Бабушка с дедушкой так искренне рассмеялись, что было видно - это  радость от того, что их внук правильно начинает понимать то, что обычно люди даже не обсуждают... Почему не обсуждают -  сегодня мне уже понятно.
- Сашенька, ти будешь как дедышка... Ми, когда уйдем в лучший Мир, ти будишь читать те книжьички, что и ми до революции... Я знаю...я это вижу. Не можьит так бить, чтоби мудрость уничтожьить...
- Ой, пора капусточку положьить.
Бабушка сняла крышку с казана и высыпала туда капусту так, что сверху получилась  большая  горка... Упавшие на печку кусочки, не успели задымиться,  бабушка их смела в быстро открытую другую комфорку кочергой и сразу закрыла это отверстие чугунной шайбой.
Затем, ложку томата она положила в стакан, залила водой, добавила ложку сахару и половину ложки соли и начала перемешивать, пока не получился томатный сок.  Поверх горы капусты бабушка положила  крышку от казана и, по мере того, как капуста уваривалась, крышка опускалась, пока не накрыла казан.
- Вот теперь, когда кришьичка на месте, ми вильем сюда этот сок , перемишаем и снова накроим.
Этот тонкий запах, делающий голодным самого сытого, я помню всю жизнь. Можно, конечно повторить... Но всё равно не получится. Запах старого дома с печкой, от которой тепло живёт через века. И запах горящих углей, когда огня не видно, но тепло согревает любого. Запах дров в углу, на утро... Запах дедушкиного солдатского ремня. Запах бабушкиной улыбки, когда она смотрит на внуков, радуясь, что все революции и войны уже прошли...
- Я тебе так скажу... - подводит черту дедушка, - хорошо, кода эгоист радуется, радуя других... Плохо, когда он радуется, кода другому плохо... Видишь - две стороны... Это как бандит с ножом и врач с ножом... Кто что желает другим...
Когда мы сели за стол, бабушка открыла казан и высыпала туда свежий, мелко нарезанный укроп. И вместе с паром, куда-то вверх вырвалась огромная силища, как джин, исполняющий только хорошие желания, пропитанные любовью,  желания  радовать и любить людей...
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА, РЕБЯТА!!