Школьный ранец-4

Ольга Денисенко
(начало http://proza.ru/2020/03/21/1795
 http://proza.ru/2020/03/30/1798
http://proza.ru/2020/04/01/6)

Однажды мама возвратилась с работы и застали такую картину: у входных  дверей лежали наши порезанные сапоги и сама дверь была изрезана ножом или лезвием. Двери тогда были деревянные, обитые дермантином на поролоне. Общей двери с соседями или не было еще или плохо закрывалась, но скорее всего не было. Подъездные двери тоже были деревянные и они вообще не закрывались, даже не предполагалось, что нужны замки, вход всегда был свободен для любого.
А нас, которые должны были давно вернуться со школы, нет!
Родители испугались, что нас может выкрали, - вызвали милицию!
А тут мы идем домой и видим: сидит на лавочке заплаканная и перепуганная мама.
В этот день мы единственный раз не пошли сразу домой после школы, а решили с одноклассницей пойти в балку в посадку, т.к. нам сказали одноклассники, что видели там черепаху. И мы пошли с ней ее искать. Черепахи не нашли.
Кто порезал двери и сапоги тоже так и осталось загадкой.

Однажды наша двоюродная сестра Наташа пригласила всю семью на стадион, на выставку собак! Мы мечтали о животном, а там был розыгрыш, нужно было заполнить билетик и в реальном времени, как в Спортлото, разыгрывали. Как же мы хотели получить щеночка, но не сложилось. Счастливчиком оказалась другая семья.
Наташа подарила нам по резиночке для волос и жевательную резинку “Дональд”. Это была первая заморская жевательная резинка: белый сладкий брусочек, из которого можно выдуват музыки, а внутри вкладыш с картинкой из мультика.
Во всей школе начался “жевательный бум”! Дети соревновались: у кого больше пузырь, некоторые выдували на пол-лица, шар лопался и лип ошметками, которые плохо отдирались. А вкладыши были настоящим сокровищем и с ними на переменах, а то и на уроках, устраивались игры. Нужно было сложить их стопочкой, рубашкой вверх, с равным числом своих и соперника и сделать хлопок ладонью по стопке. Что перевернулось картинкой вверх, то твое! У меня ловко получалось и в скором времени у меня была большая стопочка вкладышей, пока однажды один мальчик не вырвал ее с рук и убежал. Помню, горевала.

Был еще период когда девочки заводили анкеты из общих тетрадок. Тетрадка раскрашивалась фломастерами, из журналов вырезались картинки и портреты и вклеивались в анкету, фотографии ободились контуром фломастера.
А дальше список вопросов: Фио, возраст, любимый цвет, любимый цветок, и многие другие вопросы. И пускали по мальчикам и девочкам. Анкету забирали домой, отвечали на вопросы, рисовали картинки в подарок обладательнице и конечно, же читались ответы предыдущих участников. У меня такая анкета тоже была, но что-то не задалась.
На Новый год или другой праздник ходили по классу другие тетрадки-анкеты, но подарочные. На этот раз тетрадка бралась не общая, а в 12 листочков, каждый листочек загибался пополам. Нужно было ответить на вопросы (они получались на внутренней стороне), вложить подарок, заклеить, а на внешней стороне нарисовать картинку и написать пожелание. Однажды и мне дали такую тетрадку для очередного подарка. Я сделала заколочку в виде бантика из дермантина, прикрепила к невидимке, получилось красиво. Заклеила. Но было ж интересно, что вложили предыдущие дарители? Смотрю на просвет лампы, эх, плохо видно! Некоторые подарки удалось рассмотреть, а другие нет. И тут получилось, что я нечаянно порвала чужой листок и подарок высыпался. Пришлось заклеивать, но было видно, что вскрыто.
Когда анкета полностью заполнялась хозяйка дома вскрывала все подарки. Моя заколочка так понравилась, что девочки из класса просили и им сделать такую же!

Такие же подарки мы делали для одноклассниц «сюрпризом». В разукрашенный конверт заклеивались всякие мелочи по самое «не помещается», мы шли в подъезд адресата и бросали в почтовый ящик. Самое сложное - протолкнуть такой распухший конверт в щель. Зато как было радостно увидеть, что подарок получен и у тебя в почтовом ящике лежит ответный подарок! Идея так дарить подарки была наша с сестрой. И жили мы в соседних дворах, поэтому было и не сложно и захватывающе.

В 12 лет мы перешли с сестрой в лицей, решение было спонтанным. В прошлой школе было неплохо, были друзья, но хотелось чего-то нового, как будто, стало тесно в привычных рамках. Хотелось перемены.
Дорога в лицей была почти в три раза длиннее, чем в прошлой школе, но наш путь в детский садик, проходил по этому же маршруту и был гораздо длиннее.
Лицей только открылся и это был первый опыт как для учителей, таким для школьников новой системы обучения.

Мы поступили в гуманитарный 7 класс. Обычно каждый день по 7 уроков, но суббота и воскресенье были выходными, в прошлой школе суббота была учебным днем. И урок длился 40 минут, а не 45.
По вторникам был нулевой урок по истории, который начинался в 7 утра! В это время наш класс был единственным в школе, у кого занятия на 7 утра и школа в это время была пуста. Посещаемость вначале была слабая, попробуй встать раньше 6 утра, чтоб успеть. Но учитель был строг и даже опоздавших на 5 минут не пускал в класс и ставили ”прогул”.

Помимо стандартных предметов были введены такие:

+ Риторика. Ее вела актриса театра, пожилая женщина с ревматоидными пальцами. Темы урока были не столько ораторское мастерство и актерство, сколько умение мыслить, находить нестандартные решения. Задания были, напр., написать и продемонстрировать монолог – рассказ на заданную тему. И не в виде домашнего задания, а экспромтом.
Иногда устраивались мозговые турниры на быстроту реакций.
Было интересно.

+“Человек и мир” . Предмет отнюдь не о природоведении, скорее о месте человека в социальной среде, приправленный психологией и философией. Его вела женщина в неизменно фиолетовом костюме. Предмет был раз в неделю сразу два урока, причем на 4 часа вечера. Нужно было сбегать домой, поесть, отдохнуть и снова идти в школу! Часто на этот урок приходила только половина класса, а то и вовсе несколько человек. Возвращаешься домой уставший, а еще делать уроки на завтра.
Помню одно из заданий по этому предмету: пойти на детскую площадку, где гуляют мамы с младенцами в колясках и начать общаться с малышом, то ласково, то грозно и записать все реакции.
Это задание я провалила, потому что мне не хватило наглости бесцеремонно подойти к чужим детям и мамам, а знакомых в такой категории у меня не было. Обмануть и написать «с потолка» я тоже не могла. Поэтому получила свой законный  “двояк” и очень переживала.

+“История искусств”. О, это был мой самый любимый предмет! Само собой, что изучали картины и биографии великих художников, ордера архитектуры, иконопись.
Помню, прочитала учительница лекцию про иконы, а одна девочка ее спрашивает:
- А как святые эти нимбы на голову надевали, на чем они держались?
На этом уроке смотрели диафильмы про картины. Было очень интересно. Потом этот предмет сделали факультативом и из всего класса ходили только 4 человека.

+ Психология. Вел ее физкультурник. Он был старше нас лет на 12, может 15. И программа была чисто самодеятельная. Он был помешан на восточной религии, практиковал медитацию. И на уроке психологии рассказывал нам о чакрах, показывая их на огромном плакате.
А потом как-то провел сеанс, то ли гипноза, то ли медитации коллективной. Я сразу не повелась, просто сидела и не показывала виду, что не участвую, а другие стали выполнять упражнения и визуализировать то, что он говорил. В результате у одной девочки сильно разболелась голова.
Иногда на физкультуре он часть занятий проводил как физкультуру, а остаток - рассказывал о чакрах и прочих восточнорелигиозных премудростях. Наша одноклассница вышла за него замуж, увлекшись его учением.

Один раз сестра заболела и в школу я пошла сама. Через несколько уроков начался урок физкультуры. Переодеваюсь в форму и надеваю кроссовки: правый на правую, достаю второй - оказывается …ещё один правый, сестринский. Что делать? Без кроссовок нельзя, будут ругать. Ничего не остаётся как одеть правый на левую. Жмёт! Прихрамывая, строюсь в шеренгу. Смотрю на ноги: левый, правый, левый, правый, правый, правый, левый, правый…Те, кто рядом стоит – заметили, смеются. Потом очень сильно болели ноги.

Мы изучали два иностранных языка: английский и французский. Второй мне давался с трудом. Так и не смогла его полюбить, равно как и химию.
Помню историю, урок английского, контрольная работа – изложение на какую-то тему. Учительница близорука. Но насчёт шпаргалок «зорка»! – не спишешь. И перед написанием она расписывается на чистых листочках, чтоб никто не подложил заранее написанное. И вот, готовясь к изложению, я придумала такой выход: написала всё изложение давно исписанной ручкой, получилось нацарапано, типа «наскальная" (набумажная) письменность. Вот учительница подходит к каждой парте, ставит роспись на чистых листочках, я подставляю свой. Она уже заносит руку, чтоб расписаться и вдруг –эх! – видит, что изложение нацарапано, подумала, что циркулем. Листочек изъяла.
Продолжение следует...