79 Про туфли

Галина Одинцова
И вот мне уже девятнадцать. Май!  Решили с девчонками пойти в ресторан, чтобы отметить это событие. Я давно мечтала пойти в ресторан. Все подружки уже побывали там хоть раз, а мне так и не пришлось ещё. На заработанные деньги купила себе туфли. Нет, правильнее сказать так: достала туфли. В те годы, чтобы что-то «достать» надо иметь знакомых в сфере торговли. Без этого – никак. Но, ни я, ни мои родители с этой «сферой» не общались. Не было у нас «блата». И мне пришлось носить то, что продавалось в универмаге. Или на рынке.
Рынок. Работал всего два дня в неделю. И продавали там только поношенные вещи. Если новые – значит, продают спекулянты. Чтобы у спекулянтов купить что-то хорошее, надо было ещё умудриться сделать так, чтобы не попасть в милицию вместе с продавцами. Из-под прилавка можно достать всё. Но не всем такая удача выпадала.
И вот пришла я на базар рано-рано в субботу, надо же ещё успеть на лекции в институт. Держу в кулаке заработанные рубли. Надеюсь, что повезёт.  Промчалась между рядами, пытаясь что-то найти подходящее. Хорошие вещи мне «не по карману». А в кулаке - небольшая сумма денег, накопленная специально на туфли. И, уже убегая с рынка без покупки, вдруг, заметила на самом выходе девушку, видимо, тоже студентку. Она держала в руках коробку, а на коробке - пара туфель.
Обувь меня повергла в шок: это была она – моя пара, терракотового цвета, на замечательном модном каблучке – тонком, но слегка расклешённом книзу, с тупым носком – супермодном в то время, с удобной аккуратной колодкой!  Строчка, сделанная золотым шёлком, украшала эту модель. О, Боже, эти туфли и сейчас стоят у меня перед глазами. Они и дома перед глазами стояли всю неделю до похода в ресторан. На черно-белом телевизоре, взятом родителями в пункте проката.
В те годы купить технику было нереально. А взять «напрокат», то есть на время, пожалуйста. Если повезёт, конечно. Маленький, старенький телевизор «Весна» из проката стоял на столе. Работал плохо! И только после удара кулаком  по боковой стенке он переставал мельтешить и показывать черно-белое кино.
Девушка назвала совсем невысокую цену, объяснив, что родители привезли  туфли из Москвы, а они ей, к сожалению, малы. А мне – подошли! Как будто на меня сшиты! На далёкой югославской фабрике обуви. Хватило денег даже на капроновые чулки со швом. О! Как мне нравились чулки со швом. Они так стройнили мои ноги! И мама научила меня: надев на себя чулки, надо намочить их, чтобы они плотнее прилегали к ноге и ни в коем случае нигде не морщились! Эти совсем новые чулочки в хрустящей прозрачной упаковке были свёрнуты в трубочку и покоились внутри туфелек. Я подходила к телевизору, гладила туфли, прижимала их к щеке и слушала запах вкусной настоящей кожи: она пахла конфетами.                И вот наступил мой девятнадцатый день рождения. Я надела новое платье, подаренное родителями, оно было под цвет туфель. Дни рождения детей для моих родителей всегда были святыми днями. Несмотря на тяжкий период в отношениях, мама и папа никогда не забывали делать нам подарки. Сделали и мне прекрасный подарок. Трикотажное платье, изумительно облегало мою фигуру, югославские туфельки из натуральной кожи, привезённые кому-то из Москвы, прекрасно смотрелись с платьем.  Чулочки со швом – стиль ретро, но любимый мной – сделали из меня уже настоящую девушку. Девушку привлекательную и непривычную для меня самой.
Туфли с удовольствием несли меня в ресторан «Амур». В те годы «Амур» считался самым престижным рестораном в городе. Попасть туда было сложно. Особенно в середине месяца, когда кадровые неженатые офицеры получали зарплату и просиживали её в ресторанах города. Как раз была середина месяца. В ресторане меня уже ждали подружки, чтобы отпраздновать мой день рождения
                Но! Тут происходит нечто непредсказуемое, неожиданное, даже в страшных снах не виданное! Не доходя нескольких метров до входа в ресторан, я спотыкаюсь о щербатый советский асфальт и… падаю. Падаю наотмашь всем своим новым платьем, чулками, туфлями, смачно шлёпнув ладошками о шершавую поверхность изношенного тротуара, этим защитив своё лицо от удара… Это был конец! Конец моему дню рождения, моему наряду.
Долго я прятала травмированные туфли в шкафу, пока мама не сказала: «Доча, ты их хоть по вечерам надевай, когда по набережной идёшь гулять. Вечером же не так видно, что носки у них все ободраны. А чулочки я тебе куплю. Вот получу зарплату и куплю. Такие же…»