Моя родина

Ада Бабич
   
     У каждого человека есть своя малая родина, на которую всегда хочется вернуться. Моя малая родина – Сумская область, г. Лебедин. Но я не могу ничего о ней сказать и даже вспомнить.
Из  маминых рассказов знаю, что дедушка во время бомбёжек хватал меня на руки и очень быстро, быстрее всех бежал в лесопосадки, а мама, еле успевая – за ним, с замирающим от ужаса сердцем, боясь, что немецкий лётчик, кружа и расстреливая убегающих, попадёт в свёкра и маленькую дочку.
Всё моё детство прошло «на колёсах».
Средняя Азия. Жара, плохая вода, её мало. Перед глазами полустанки. Узбекские, таджикские, туркменские ребятишки, продающие воду, кричащие, что у них: «самый вкусный, холодный вода»; изумительные запахи фруктов на рынках и рыночках; акации, от которых почти нет тени; босоногое лето и на зиму склеенные резиновым клеем из старых шин калошики. Кофточки, связанные крючком из спряденной самой мамой верблюжьей шерсти, шаровары из окрашенных папиных портянок, первое пальтишко из старой папиной гимнастёрки.
У нас никогда не было своего жилья. В то время казалось, что самое лучшее, постоянное – это красно- коричневые вагоны-теплушки с узенькими окошками под потолком.
Там на нарах у каждого свой уголок, слышится перестук колёс, большой кругозор из раскрытых дверей, верблюжья колючка, редкий саксаул и в мареве жары заходящее вечернее солнце, перекатывающееся с бархана на бархан.
Большая страна. Маленькие военные городки. Где приходилось останавливаться, там мы - свои.
Казённые железные кровати, столы из чемоданов, табуретки с прорезями в сиденьях. Гул моторов военных самолётов.
В школах – дети всех национальностей. Классы до сорока человек. Никаких различий между нами, разве что были девочки, которые одевались получше, или у кого красный галстук не сатиновый, с закрученными в трубочку кончиками, а из шёлка.
Впервые оказавшись в Куйбышевской области, на маминой родине, я была удивлена тем, что деревенские дети не знали, как растёт хлопок, не видели паровозов.
По настоящему хорошо, по-домашнему чувствовала себя на родине папы. Там столько излучалось тепла и неподдельной радости!
Станция, потом  город Ртищево***, Саратовской области, где нас всегда любили и ждали. Впервые без перерывов проучилась весь пятый класс в ртищевской школе.  Мне запомнились два стареньких учителя, два брата, которые преподавали в ней с царских времён, когда школа была гимназией. Один преподавал рисование, длинный, молчаливый, второй – шустрый невысокий – физкультуру. Был и преподаватель музыки. Он приходил со скрипкой, на доске рисовал  нотный стан и ноты. Дети в этом маленьком пристанционном городке начинали постигать музыкальную грамоту во втором классе.
Городок,  где сходятся железнодорожные пути из Сибири, Средней Азии, Юга России, Украины. Здесь ходил состав под названием: «Максим Горький».  В деревне Песчанка, где проживал мой прадед, под перестук его колёс узнавали время. Поезд проносился мимо деревни ровно в двенадцать часов.
  Ртищево стало мне очень родным и близким, но это не моя настоящая родина, а родина моего папы.
Большая часть моей жизни прожита в Калининграде и его области, однако малой родиной бывший Кёнигсберг назвать никогда не смогу, душа не лежит. Что поделаешь, форпост, островок России в Европе ….
И когда думаю о своей родине, то она для меня – бескрайняя страна под названием Советский Союз.
   
       ***
Ртищево моё не варит стали
И в забое уголь не кайлит
Рельсами связав крутые дали,
День и ночь составами гремит
  Поезда несутся неустанно
  Сквозь дожди
  Сквозь зной,
  Сквозь снегопад
Как рассвет приходят с Казахстана
И к Днепру закатами спешат.
«Скорые» разрезав ночь огнями
К нам влетают в сонный городок
 С севера-холодными ветрами
С юга- шумом моря и дорог.
  Нам своими стали эти  звуки,
Что всегда стремления полны,
Колыбельной стали перестуки
Для моей приволжской стороны.
     И путейцы точно часовые,
,    Свой несут бессменный караул,
     Чтобы пели дали голубые
      И летел в сердца вошедший гул.
Ртищево-России перекрёсток
Вот и всё чем город знаменит,
И живёт он необычно просто-
День и ночь составами гремит.
         
***-автор Алексей Порошин