О невской корюшке детям и взрослым

Пушкина Галина
Популярно-публицистическая статья(8+).
* * * * *

Каждую весну Санкт-Петербург наполняется характерным запахом свежих огурцов – это пахнет корюшка, рыбка-легенда и любимица горожан. Невскую корюшку отличить от привозной (прибалтийской) легко: в Невской губе – сильное течение, и навстречу ему для нереста в Ладожском озере проходят только сильные крупные особи. Более того, привозная подмороженная корюшка теряет свой, отличительный от всех прочих рыб, аромат.

Название рыбки ("Osmerus eperlanus") – «корюшка» (koreh) заимствовано из вепсского языка исконных жителей современных Карелии и Ленинградской области.
Корюшка относится к рыбам-долгожителям, средняя продолжительность её жизни – около 30 лет. Это – жительница холодных и глубоких вод Ледовитого океана, Белого и Балтийского морей. В воды Финского залива и крупных рек, впадающих в него, а через Неву – в Ладожское озеро, она, обычно большими косяками, приходит на нерест сразу после ледохода, когда вода прогреется выше 5 градусов.

Корюшка – один из символов Петербурга, неразрывно связанный с его историей. После основания города «весенняя рыбка» была долгожданной радостью для растущего населения северной столицы. Именно корюшка сподвигла императора всероссийского Петра I издать Указ о «поддержке рыболовства»; в нём, в частности, упоминаются наказания от «бития кнутом» до повешения – за браконьерскую ловлю и торговлю тухлой рыбой. Кстати, свежая рыбка не только пахнет аппетитно, но и НЕ загибает хвостика!..
А знаменитой по всей России корюшка стала благодаря упоминанию в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"; в ней Городничий, причмокивает: «Да, там (в Петербурге), говорят, есть две рыбицы – ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечёт, как начнёшь есть».

Корюшка всегда была лакомством для сильных мира сего и обыденной едой для простолюдинов. Испокон её ели не только весной, но и в огромном количестве вялили и солили на зиму, а позже – в промышленных масштабах консервировали. В блокадные годы «весенняя рыбка» многим жителям Ленинграда помогла выжить...
До сих пор корюшка нерестится в Неве и в черте города, её излюбленные места – возле Заячьего острова и Володарского моста. Во время нереста рыба не питается, потому ловить её на удочку – бессмысленно, но проходящие через город косяки по ночам жмутся к щедро освещённым набережным, и городские рыбаки-любители ловят её просто огромными сочками... Рыбалка сетями требует наличия лицензии.

А вот детям рассказывают байку, что корюшка зимой питается трепангами, иначе этих беспозвоночных животных называют «морской огурец» (лат. Holothuroidea), оттого и аромат у неё – огуречный!.. А для особо продвинутых есть теория о генной инженерии инопланетян, дескать, именно они соединили рыбу с огурцом!.. Поговаривают, что современные учёные «соединили» гены трески и томатов; правда, нет ни рыбы с запахом помидор, ни помидор, тьфу-тьфу, с запахом рыбы, а вот аллергия на то и на другое есть!..

Как бы то ни было, но запах корюшки для петербуржцев был, есть и, станем надеяться – будет, символом весны, наконец-то принесшей тепло и свет!..

* * * * *

«Запах корюшки счастья примета!» Галина Пушкина.

Город весь «огурцами» пропах,
Начиная с проспектов и улиц!..
Аромат заползает в дома –
За ним следом коты потянулись;

Позабыли они про любовь –
Не орут, только чавкают вволю!..
Сколько хочешь об этом злословь,
Петербуржец во вкусе – неволен!..

Равнодушен он к запаху роз,
К аромату тюльпанов весною…
Неуместен приезжих вопрос:
«Что случается, Город, с тобою?..

Отчего, как безумный, ты рад
Этой маленькой северной рыбке,
Будто скованный холодом раб,
Что насытился, вплоть до улыбки!».

В том вопросе – уже и ответ!..
Рыбка, пахнущая огурцами, –
Нам далёкий от предков привет,
Что когда-то боролись с врагами,

Обживали балтийский простор,
Голодали и мёрзли зимою…
Их охватывал бурный восторг,
Что путина приходит с весною!

И что голод теперь – позади,
Впереди – благоденствие лета…
Потому – до сих пор, не шути,
Запах корюшки – счастья примета!