Религия и семейная жизнь. Это нужно знать каждому

Александр Шуринов
    Процессы семейно-родового взаимодействия происходят естественно и непрерывно, что, безусловно, мешает их осмыслению и исследованию. 2 – 3 столетия в науке было принято определять только человека и только общество в целом в предельно узком временном диапазоне. Между тем, институты религии делали это тысячелетия.

   В каждом поколении, в каждой семье церковь несла своё служение: от сопровождения роженицы, вынашивающей дитя, до родов, от  крещения до выхаживания младенца, от обучения его языку до воспитания способности любить родителей, братьев и сестёр, от овладения трудовыми навыками, образования до освоения профессионального мастерства, от сватовства до свадьбы и так до 3-х поколений кряду под церковным приглядом и напутствием с каждодневной верой в Бога. Более того, церковь определяет и благословляет такое действо как сватовство, которое в каждом регионе имеет свои ритуальные традиции. Она же благословляет браки торжественным проведением венчаний и свадеб.
   
    Теперь в среде обезбоженного населения и онаученного мировосприятия с сонмом научных объектов несколько запоздало, но с полным правом появляется научный объект - семья. Причём этому научному объекту с каждым годом уделяется наукой всё больше и больше внимания. Между тем, православной культурой семья сегодня определяется как «последняя крепость» по защите духовных и нравственных ценностей христианина
.
     Ещё апостол Пётр и святитель Иоанн Златоуст называли семью домашней или малой церковью. А ведь Церковь, как известно, это тело Христово! И основополагающие для индивида духовные и нравственные ценности формируются и развиваются изначально только в ней – в семье. Только в ней во вполне определённой тысячелетней последовательности: от любви к родной матери и родному отцу, от любви к родным братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам священное и чистое чувство трансформируется в любовь ко всем людям, к Отечеству и, наконец, в любовь к Богу.
     Характерно, внимание, которое уже оказывается институту семьи в современной исторической науке. Известен весьма объёмистый труд профессора Международной славянской академии В.Ю. Лещенко «Русская семья (XI – XIX)». Автор весьма подробно описывает традиции быта, но сам подход к проблематике с позиции современного права вызывает сомнения. Сама системность его подхода к семье и семейно-родовой культуре выражена недостаточно полно, преемственность поколений в его концепции не имеет места, то есть, духовного и нравственного посыла. Впрочем, наши учёные ещё не раз обратяться к его трудам как предмету современного достаточно прогрессивного взгляда на семью. Оставим это на будущее .
     Нужно, прежде всего, отметить в формировании семьи ЛЮБОВЬ как качество бескорыстного служения супругами друг другу, детям и предкам. Из этого исходит любовь к Богу. И первейшей задачей общества была  задача подхватить это чувство, развить его, наполнить православным содержанием жизнь и деятельность. Опираясь на источники родительского бескорыстия, умножающего духовность, можно справедливо считать, что семья не только источник, но и ГЕНЕРАТОР ДУХОВНОСТИ.

     Конечно, 100 – 150 и более лет назад эти трансформации духовного взрастания происходили по иному, нежели сейчас, поскольку в те времена жизнь каждого из участвующих в процессе формирования поколений была пронизана и насыщена православием. Сегодня наши дети, как и их родители, поражены духовным разрывом поколений: разрывом в памяти и уважении к предкам, разрывом в мироощущении, разрывом в вероисповедании. Мы лишены православной обстановки, православной культурной среды, которая прежде насыщала жизнь и проникала во все поры образовательного и воспитательного механизма [39]. Однако, в условиях духовного кризиса нам отступать нельзя. Сегодня следует прислушаться к словам Ф.М. Достоевского, который говорил, «если русский человек не православный, он дрянь». Но чтобы стать православным, любить Бога и верить в Него, нужно пройти духовно-нравственные «университеты» в «малой Церкви» - семье, полюбить ближнего и дальнего.

     Итак. Восстановить в массовом порядке, в обществе православное вероисповедание возможно, на наш взгляд, только через возрождение полноценной семьи и семейных отношений, которые своими корнями связаны с нашими предками, несшими в себе качества и свойства православного человека, столетние традиции семейно-родовых отношений и культуры быта.   
     Возрождённая семейно-родовая культура, на наш взгляд, даст основание и обоснованное направление духовного развития каждому русскому человеку (и не только), к освоению и принятию православной культуры.