Не вспугни воспоминаний... Афган 4

Сергей Зверьков
                Не вспугни воспоминаний… (Афган. 4.)
      
«Отложите папиросы и ответьте на вопросы!» (вместо юморески)

Виртуальное общение с незнакомым человеком бывает загадочно.
Иногда неожиданно располагает к беседе, открытию новых знаний, новых характеров, новых интересов…

Такое общение загадочно ещё и тем, что мы не видим своего собеседника, не видим его лица, выражения глаз, губ, мимики, эмоционального состояния… о них мы можем только догадываться.

Если такой человек вдруг стал вам интересен, то хочется понять, что за человек обратил своё внимание на вас. С кем беседуете?

А чтобы это понять, нужно почувствовать его психологическое состояние, его интеллектуальную составляющую, культуру речи, цель и направление общения.  Тогда вы сразу почувствуете своё желание или нежелание к общению с ним. 

Общение само-собой продолжится, если первые слова собеседника заинтересовали вас, рассмешили юмором, и не удивили вас своей вольностью рассуждений, или необыкновенной фантазией…

Недавно со мной произошёл именно такой случай, хотя, как потом оказалось, с односторонним общением. Виртуальная собеседница не захотела мне отвечать.

Одна незнакомая молодая дева, Люся, вдруг неожиданно, ни с того, ни с чего, прислала мне короткое сообщение.

Хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы:
«Какая первая мысль у вас возникнет, если вы вдруг неожиданно очнулись в незнакомом месте, на другой планете, и поняли, что за вами охотятся?..»

Я сначала было возмутился, глупостью этих вопросов, а потом постарался представить себе подобную ситуацию в жизни!

Конечно, такая ситуация может возникнуть с хорошо-загулявшей изрядно-подвыпившей женщиной, совсем не помнящей себя, которая вдруг неожиданно очнулась «в незнакомом месте», «на другой планете», и поняла, что за ней «кто-то охотится!»

Суть вопросов показались мне глупыми и дурацкими, но не без юмора…

Юмористическая составляющая заставила меня по-мальчишески посмеяться над проблемами, поставленными в вопросах…

А сам подумал: эта дева, либо хорошо-пьяненькая, либо необыкновенная фантазёрка, либо невзначай алкогольную «белочку» девушка поймала себе в голову.

И вдруг этот внутренний юмористический смех пробудил во мне интерес к этим фантастическим вопросам. И неожиданно для себя, я вступил в это виртуальное общение:
- Да здравствует, Люси! Странные какие-то вопросы у вас, Люся.
В командировках в незнакомых местах мне приходилось бывать часто.
Но вот так, чтобы вдруг неожиданно очнуться, в незнакомом месте, на другой планете, и понять, что за тобой охотятся, мне не приходилось ни разу!

Неужели, Люся, с вами случилось такое недоразумение, или такое несчастье?

Мне становится очень жаль вас, особенно после того, когда вы реально почувствовали, что находитесь «в незнакомом месте, на другой планете, и за вами охотятся!»

Да, Люся, это, действительно, может быть страшно, если такое несчастье постигло вас.
Я уже проникся сочувствием к вашему положению. И мне уже не хочется шутить над вашими вопросами.

Хотя, конечно, если пошевелить в памяти, то и у мужиков бывали случаи, когда становилось страшновато...

Такие случаи, по прошествии времени вспоминаются с юмором, как смешные эпизоды из жизни прошедших лет, иногда вспоминая их, хочется улыбнуться, или даже пошутить над самим собой!..

Особенно, над такими небольшими эпизодами, когда, в сопровождении БТРа едешь по единственной горной дороге, в скальном ущелье, на военной машине, в "фанерном ящике" - КУНГ-е, с автоматом Калашникова на изготовку, «по незнакомому месту», «на другой планете» и точно знаешь, «что за тобой охотятся», и даже в любую минуту могут внезапно обстрелять машину, и застрелить тебя! И на душе сразу становится волнительно

В этот момент, в эту опасную для жизни минуту, даже самые смелые молодые мужики мгновенно вспоминают: и мамочку, и жену, и детей!.. И прежняя жизнь промелькнёт в памяти твоей моментальными картинками! По себе знаю.

И тут я внезапно вдруг вспомнил свою первую ночь, с 1-ого на 2-ое января 1980 года, в Кабуле, в столице Афганистана.

Город разделён громадной вертикальной скалой, как стеной, на две части. Это просто удивительное явление природы! Но любоваться им нам было некогда. Кабул стоит в ущелье на высоте 1800 метров над уровнем моря.    

Ночью, с сопки на сопку трассирующими очередями: синими, красными, жёлтыми, белыми пулями, кто-то "пуляется" многочисленными пересекающими в разных направлениях трассерами!

Красота!

В небесной чёрной высоте настоящий Новогодний фейерверк разыгрался!

Разноцветные звёздочки в бездонной тёмной высоте бесшумно гоняются друг за другом в разных направлениях всю ночь напролёт! Пристреливают координаты, что ли?.. из крупнокалиберных пулемётов по азимутам целей для предстоящего боевого светлого дня?!

Хорошо, что трассеры летят не вниз. Хорошо, что  стреляют не по нам!

Если ночные пулемётчики чуть-чуть изменят траекторию, то со всех сопок красивые разноцветные звёздочки прилетят прямо к нам. Почувствовать на себе такого красивого фейерверка нам не хочется! Пусть эти красивые трассеры летят мимо нас!

Вот такая первая мысль моей собеседницы Люси, возможно могла возникнуть тогда и у многих из нас.
И это правда, что мы тогда внезапно оказались: «в незнакомом месте, на другой планете и за нами охотятся!» 
Хотя, в отличии от моей собеседницы, все мы твёрдо знали зачем мы сюда пришли. Мы пришли сюда с миром, по приглашению Правительства Афганистана: защитить слабую, только что начинающуюся народную демократию беднейшей страны с тысячелетней историей. 

Сразу вспомнилось, что от этих красивых трассеров мы были ничем не защищены, разве только брезентом тёмно-зелёных палаток на белом горном снегу!

А расположились мы на взгорье, на "Седьмом небе", так Афганцы называют этот красивый подъём и высокогорное правительственное плато, в двухстах метрах от ещё чуть дымящегося после пожара дворца Амина, самозвано объявившего себя Президентом Афганистана!

"Ремонтный батальон связи", а связь на войне - первостепенная атрибутика!.. расположили рядом со штабом 40-ой Армии, который разместился чуть ближе ко дворцу Амина.

По приказу командования свои палатки мы поставили рядом с пепелищами сгоревших деревянных казарм "полка внешней охраны дворца". Почти на свежих могилах солдат-афганцев, ещё только шесть дней назад, насмерть оборонявших эту красивую крепость-дворец "Тадж-Бек".

Только частокол из воткнутых в каждую могилу по высокому высохшему сучку туи, перевязанному памятными разноцветными тряпочками, ленточками не даёт нам возможности ходить по ним.

Это было бы непочтение нами могил погибших солдат, и грех!

Мы хоть и не особенно верующие в Бога, но всегда соблюдали вековые общечеловеческие и православные традиции: "Не нарушать спокойствия мёртвых".

Расквартировали нас по семь-восемь бойцов в тесных четырёхместных палатках. От тесноты нельзя было лечь на спину, или перевернуться с боку на бок.
 
Других мест на этом сравнительно малом высокогорном плато просто не было. 

Афганцы говорили: русские привезли нам с собой и мороз, и большой, сугробами, снег. Так было тогда. Ночью идёт снег, между скал завывает сильный ветер, мороз -20 градусов, а днём плюс 4-8, всё тает.

Ручьи с гор текут через наши палатки. Днём в палатках вода, а ночью лёд.

Наш «ремонтный батальон связи» так и остался в летнем обмундировании, не переодели, забыли.

У командования, как и у руководства страной, всегда есть более важные руководящие задачи, чем зимой переодевать солдат в зимнее обмундирование. Пусть закаляются в летней амуниции!   
Так и спали в палатках на земле, не раздеваясь, в шинелях, не снимая сапог.
Кусочек фанерки под бок, да солдатскую накидку - плащ-палатку на фанерку, чтобы сразу не промокнуть и не примёрзнуть в шинелке к мёрзлой каменистой земле.

Многие бойцы, в том числе и я, переболели тогда воспалением лёгких. Целыми взводами ходили в медсанбат.

Врач-подполковник померил температуру, послушал лёгкие, нарисовал мне йодистую сетку на спине и на груди, дал единственную таблетку анальгина, и сказал:
- Лечить нечем, кроме бинтов и йода у меня нечего нет. Иди в палатку, пей чай, лечись горячим чаем. Если ранят, отправим в Ташкент.

Кашлял я сильно, думал лёгкие оторвутся. Фактически не спал два месяца!

Но с моей непоседливой любопытной натурой разве усидишь в палатке. Мне хотелось посмотреть Кабул, посмотреть, как живут люди. 

А тут ещё начальник связи Армии, майор Запрягаев, работы привалил. Весь КУНГ радиомастерской завалил переносными радиостанциями: Р-105, Р-107, Р-109 на несложный ремонт и восстановление.

Часть раций, 32 комплекта, я отремонтировал, и восстановил в работе. Однажды пришлось ремонтировать выходной антенный блок мощной 1-киловатной Р-140 при штабе 40 армии. Эта радиостанция держала основную, главную связь со Средне-азиатским военным округом в Ташкенте. 
Майор Запрягаев оценил мои старания и заслуги. И мы стали разъезжать с ним по воинским подразделениям, где требовалось восстановить, заменить, добавить комплектов радиосвязи.

Все окрестности Кабула, в сопровождении БТР-а, мы объездили на своей машине - радиомастерской на базе ГАЗ-63.
                * * *
Мне довелось тогда посмотреть, как живут люди. Контраст для нас, советских людей, был поразительный! Некоторые бытовые картинки до сих пор сохранились в памяти моей:
Женщины шли по улице завёрнутые в свои паранджи, типа широкого, расшитого красивыми узорами тёплого халата с длинными "пустыми" висящими рукавами.
Паранджа закрывала всю женщину с головы до пят, только с волосяной сеткой для глаз.
Причём голова женщины непременно располагалась "под мышкой" свободно висевшего рукава! Это как бы символизировало, что женщина находится под покровительством, и под защитой своего господина, - мужчины!

Женщины всегда шли гуськом за сопровождавшим их впереди идущим мужчиной. Женщины всегда несли в руках или на голове какую-нибудь ношу.

Мужчины всегда шли свободными без ноши, в национальной одежде, или ехали верхом на ишаке, а женщины шли по снегу пешком в след за седоком и ишаком.

Или какой-нибудь богач ехал по Кабулу на шикарном Мерседесе...
А по обочине той же самой заснеженной дороги, в мороз тащился "Рикша".

Рикша - молодой парень, обутый в галоши на босу ногу, одетый в тонкие холщовые короткие по щиколотку штаны, и такую же длинную холщовую рубаху, обёрнутый с головой до пояса в одеяло, на котором спал. В такой лёгкой, не по сезону одежде, он тащил в мороз, по снегу тележку.

Жалко, холодно, было смотреть! До сих пор жалко, холодно и смешно вспоминать эту забавную бытовую картинку!

Рикша, как ишак, тащил в гору по снегу с "пробуксовкой", постоянно поскальзываясь, ишачью тележку нагруженную ящиками, мешками, на которых сидел тепло одетый хозяин груза, не желавший слезть с тележки ни при каких обстоятельствах, чтобы помочь в гору тащить тяжёлый груз!
                * * *
Часть несложных работ по ремонту раций я хотел было поручить своим подчинённым туркменам. Но одни из них, оказалось, служили в стройбате, другие охраняли «зэков».
К связи они никакого отношения не имели. Кроме лопаты и ложки с кружкой, никаких тонких инструментов в руках они никогда не держали. Но в спешке военкоматом они были мобилизованы, как радисты! - Специалисты связи!

Так и просидели они в палатках весь срок сборов, работали лишь в лагере по хозяйству. Пили чай, курили чарз - опиум.

К тому же, очень они боялись попасть под обстрел.

Особенно после того, как группа бойцов из соседнего с нами "почтового батальона" съездила за получением хлеба, на солдатскую пекарню, расположенную рядом со штабом дивизии, в двадцати километрах от Кабула, в аэропорту - города Баграм.

А хлеб был вкуснейший!.. с хрустящей корочкой! Выпеченный на передвижной военной пекарне. Двух килограммовый кирпич из великолепной муки. Самый вкуснейший продукт, который мы иногда получали. В основном хлеб шёл из Союза.

В тот день на пекарню за хлебом, в сопровождении БТРа, на ГАЗ-66 с брезентовым тентом, отделение бойцов должно было проехать по дороге в Баграм к штабу дивизии мимо громадного праздничного базара-толкучки.

На площади около трёх-четырёх гектаров, возле скалы разделявшей город Кабул на две части, собралась двадцати-тридцати тысячная толпа торговцев разным товаром: баранами, ишаками, птицей, тканями, ювелирными и хозяйственными изделиями, крупами, хлебными лепёшками...
Тут же устраивались азартные турнирные соревнования: петушиные и собачьи бои за очень большие деньги...

И проезжая через эту толкучку, брезентовый кузов ГАЗ-66 с бойцами, из толпы торговцев был обстрелян автоматной очередью. Четверо бойцов были убиты насмерть. Двое уцелели.

Командир БТРа и офицер обстрелянной машины развернули орудие и пулемёты в толпу!

Кто стрелял?.. откуда стреляли?.. - ничего не понять. Толпа любопытных торговцев тут же сомкнулась вокруг машины, предлагая купить свой товар.

В ответ на их обстрел, - стреляй хоть всех подряд!

Но расстреливать мирную, ничего не понимающую, что произошло, толпу торговцев, не посмели!
Сказалось советское гуманное воспитание!

Один раз мне тоже пришлось в сопровождении БТРа, и четырёх бойцов охраны, съездить в Баграм ремонтировать радиотелефон в КУНГе у генерала, и получать хлеб. Генеральский КУНГ был большой, на базе автомашины УРАЛ. В нём размещались все генеральские удобства: умывальник с туалетом и душем, зал совещаний, спальня и кухня - котельная, для обогрева генеральских апартаментов. В спальне отказал экстренный ночной радиотелефон, который мне пришлось восстанавливать.
Пока я проверял рацию, ремонтировал телефон, бойцы съездили на пекарню, и получили по разнарядке хлеб на наш ремонтный батальон связи.
Двухкилограммовые кирпичи горячие, духмяные, пахнущие только что испечённым хлебом, с хрустящей корочкой, из белоснежной муки! Какой же он был вкусный, душистый, хрустящий, испечённый в автоматической мобильной военной пекарне! Раньше, и потом "на гражданке", мы никогда больше не ели такого вкусного хлеба. Замёрзшие и голодные, тогда мы не выдержали соблазна запаха свежеиспечённого хлеба. Разломили одну булку, и тут же "одним махом" проглотили хрустящий 2ух килограммовый кирпич хлеба! Какой же он был вкусный!
Возвращались мы по той же дороге на которой смертельно обстреляли бойцов наших соседей! К счастью всё обошлось спокойно.
                * * *
А вот однажды один из моих подчинённых, молодой туркмен, переоделся в гражданскую одежду, которую ему выдали здешние родственники. И чтобы я не поднимал панику об исчезновении бойца, "отпросился" у меня в самоволку, до вечерней поверки. К своему родному дяде, ушедшему в Афган с басмачами от преследований конницы С.М. Будённого ещё в 1932 году.
Как уж он узнал о его существовании, не знаю, говорит: переписывались письмами по международной почте. 

Своё родство мусульмане помнят и поддерживают свято, в отличии от нас, русских православных.
Ведь многочисленные государственные перипетии жизней и судеб в стране сделали из нас - "Иванов, не помнящих своего родства". Как это горько и обидно!.. - не знать своих родственников! Но это так! Такое, испокон веков, доставалось нам алчное нерадивое правительство!.. - ни во что не ставившее свой терпеливый трудовой талантливый народ! Распределяли родственников по разным далёким местам жительства, не позволяя встречаться друг с другом. Потому так и сложились наши родственные отношения.
                * * *
Приехав однажды с задания, сильно раскашлявшись, я нырнул в палатку к своим туркменам, напиться горячего зелёного чаю, чтобы кашель был помягче.

Они уважали меня, но почему-то нарочно звали Иваном. Хотя я много раз говорил им, что я не Иван, а Сергей, значит - Сердар, вождь по туркменски!

-Нет, ты - Иван, ты настоящий русский Иван, и мы тебя уважаем.

Туркмены часто потчевали меня лечебным зелёным 95-ым чаем, который они доставали у афганцев, родственников.
Интересно, что в Афганистане проживает около миллиона туркменов, и наши туркменские бойцы быстро нашли своих родственников, и в самоволку ходили в гости по нескольку человек сразу, общались с родственниками. Родная кровь даёт о себе знать! И это хорошо! Я нисколько не препятствовал их общению, понимая, как важно иметь и встречаться с родственниками!

От горячего чая мне становилось легче, и кашель на некоторое время затихал.

На этот раз мои ребята-бойцы сидели вокруг блюдечка с тонко скрученными газетными трубками во ртах. А на блюдечке лежал мускал чарза – опиума, серо-зелёная лепёшечка величиной с советскую двухкопеечную монетку.

Из печи они периодически доставали Г-образную тонкую проволоку, "кочергу", раскалённую на конце до красна.

Горячим концом проволоки они прижигали лепёшечку опиума, и газетными трубочками жадно втягивали в себя тонкий серенький дымок. По их блаженно улыбающимся лицам было видно, что это занятие приносит им удовольствие, кайф.

- Вот тебе, Иван, лекарство от кашля, - сказал мой приятель, старший из них по возрасту- "яшули", - присядь, подыши, кашель сразу пройдёт. А то ты сильно заработался, совсем не лечишься, сядь, посиди, расслабься, пожалей себя. Мотаешься везде без отдыха. Не дай Аллах, ещё подстрелят твою очень приметную машину! Мотаешься ты везде по военным частям, расположениям. Посиди, полечись...

От мамы, с детства я помнил, что в состав таблеток от кашля «Кодеин» входит опиум, он быстро прекращает кашель.
 
Как говорил знаменитый средневековый врач Авиценна - Абу Али Ибн Сина: "Опиум - это лекарство от тысячи болезней, но и само оно является тысячу первой - зависимой болезнью!"

Это детское мамино предупреждение я помнил всегда и исполнял. Оно глубоко сидело во мне, как заповедь от наркотиков, алкоголя, и курения...

Но на этот раз была необходимость попробовать опиум! Я был уверен, что от одной-двух затяжек я "не подсяду" на опиум, и не стану наркоманом... Я надеялся на свою силу воли... 

Я глубоко затянулся опиумным дымком пару раз, и кашель сразу утих, без боли, и горячего зелёного 95-го лечебного чая.

Голова моя сразу стала ясная, без всякой боли и усталости. На душе у меня стало спокойно и радостно. Я стал блаженно улыбаться, что со мной редко случалось. Я почувствовал лёгкость в больных от кашля лёгких! Зрение мгновенно улучшилось. Появилась ещё большая ясность мышления. Мне стало не страшно, что где-то рядом стреляют. Уставшие силы вернулись ко мне. Я успокоился, и мне стало хорошо!

Впервые такое приятное ощущение от курения, всего-то лишь от одной-двух затяжек опиума, запомнилось мне на всю жизнь! Его нельзя сравнить ни с чем!.. с алкоголем нет никакого сравнения. Ясность мышления тот час придала мне силы!

Я, конечно, иногда по праздникам, употреблял спиртное, - вкусное крепкое вино, которое поднимало настроение, приносило эйфорию радостного события, общения с друзьями, родственниками, от него иногда кружилась голова, возникала неустойчивая походка, слегка мутилось мышление, несколько ухудшалось зрение...

Но чтобы, после одной-двух затяжек серенького дымка опиума: останавливался кашель, улучшалось зрение, улучшалось настроение, становилось облегчение болезни, улучшалось ясность мышления, твёрдость походки, становилась готовность на совершение подвига!..

Такого никогда раньше со мной не было! Опиум, при правильном употреблении, действительно - великолепное лекарство! 

Так, что, Люся, и в незнакомом месте, на другой планете, даже там, где за нами охотятся, иногда бывает хорошо!

Ну, а первая мысль, сопровождавшая каждого из нас солдата, была у всех только одна: «хоть бы не убили в этом незнакомом месте, на этой другой планете, где за нами охотятся!».

Но, Люся ничего не ответила, на мою длинную исповедь воспоминаний и сравнений. Видно, она давно уже находилась в другом «незнакомом месте, на другой планете», где, надеюсь, ей хорошо!.. и без моего с нею внешнего общения!..

Но ниточки тех далёких моих воспоминаний, Люся всё-таки затронула во мне. Спасибо ей за те тревожные воспоминания!               
                С. Зверьков.

P.S.
Первые резюме на рассказ «Не вспугни воспоминаний»

Серёжа, я вполне согласна с вашими рассуждениями. Правда, весь ваш монолог не раскрылся до конца, но суть в общем-то я поняла.
Знаю лишь одно, порядочный человек, тем более женщина, никогда не проснётся в незнакомом для неё месте, и тем более ничего не помня.
Ну, разве что её напоили чем-то, или что-то подсыпали.
При этом бдительность и чувство ответственности никогда не помешают!
А если просыпается, ничего не помня, где была, то значит - по Сеньке и шапка! 
С уважением, Татьяна.

Добрый день, Сергей! По существу вашего рассказа.
Ваша виртуальная собеседница закинула вам удочку, чтобы завязать с вами знакомство или просто разговор, а вы не оценили ее порыв к общению с вами! А выдали ей целый рассказ-воспоминание из своей жизни. И ей нечем было больше ответить вам... Извините за моё мнение. Не хотела вас обидеть!.. 
Вот мне тоже недавно пришло такое послание: "Ты хотела бы стать умнее или богаче?"
Не зная человека, мне не захотелось ему отвечать... Просто люди хотят общаться, а интернет пытается им помочь в этом своими подсказками. Я так думаю. 
С уважением, Мила.
P.S.
Таня и Мила, Вы совершенно правы! Люди просто хотят общаться! И это правильно! Более, того, учёные доказывают, что все люди на земле - родственники! И, конечно, их надо уважать. Но люди все разные, с разными характерами, с разным интеллектом и мировоззрением!
И не каждый человек захочет впускать незнакомого человека в свой индивидуальный мир! Тем более с такими, явно дурацкими вопросами: "какая первая мысль у вас возникнет, если вы вдруг неожиданно очнулись в незнакомом месте, на другой планете, и поняли, что за вами охотятся!"

Мила, ну какая первая мысль, какое отношение у меня, как у мужчины, может возникнуть к этой молодой, по-видимому, безответственной девушке?
Кроме как - Жалость!
Я сначала хотел пошутить над её вопросами! Потом пожалеть! А потом и вообще принялся искать такую же схожую ситуацию в жизни у мужиков... Так получился этот длинный и странный рассказ!       

Я не хотел её обидеть, а просто хотел отвлечь эту Деву от грустных мыслей. Потому, что в жизни бывают случаи, как мне кажется, и пострашней, когда и маму вспомнишь, и Бога!
С уважением, ЗСВ. 20.02.2020г.