Гран-при

Валерьян Акимов
Валерий Акимов.
 
 
                Гран-при.


 
                1


 
  Это событие произошло так давно, что не осталось  в живых уже ни участников, ни свидетелей, ни даже тех легендарных  автомобилей, которые приняли участие в этом состязании. Остался  лишь исторический документ, свидетельствующий о том, что эта гонка состоялось.

 Санкт-Петербургский автоклуб, 1912 год…

 - Господа! Мы собрались на очередном  заседании  автоклуба, чтобы обсудить предложение нашего коллеги. Хорошо известного вам  журналиста и редактора журнала «Автомобиль», а также не менее известного спортсмена. Мотоциклетного  и автомобильного спорта.   Уважаемого нашего Андрея  Платоновича  Нагеля!
 
  Председатель Санкт-Петербургского  автоклуба Виктор Павлович Всеволжский встал и  пригласил Нагеля пройти к его столу. Сидящие  в помещении члены клуба: автогонщики, конструкторы, механики, и просто любители автоспорта тоже встали и зааплодировали,приветствуя известного  в России автогонщика.  Нагель, немного смущаясь, подошёл к столу председателя и, подняв руки, как бы стал успокаивать своих коллег.
- Друзья мои! – начал он, обращаясь, к присутствующим. - Я хочу внести одно важное предложение или идею, что ли, которая,  я думаю,  поднимет престиж автоспорта у нас, в России!
- Андрей Платонович, прошу вас. Мы вас  внимательно слушаем, - добродушно произнёс председатель клуба, предлагая начать.
- Спасибо … Так вот. Мое предложение, господа - это гран-при!
- Что, простите?! - произнёс сидевший в первом ряду молодой человек с блокнотом в руке, явно по виду  репортёр.
- Гонка, господа!  Впервые на территории России большая  автомобильная  гонка!
- Позвольте, уважаемый Андрей Платонович!  - встал солидный, по виду, и богатый член клуба Рычков. Владелец нескольких экипажей (автомобилей).
- В Европе лишь Франция проводит  подобные соревнования!  Пока что молчат Англия, Германия, Италия!!!  А вы хотите предложить этакую затею здесь,  в России?!
- Да, господа!  Мне известно, что такие старты проводила лишь Франция и Америка. И, тем не менее… Я предлагаю провести Гран - при у нас! В России! Средства  для проведения подобного форума, я думаю,  у нас найдутся. Да и меценаты наши пусть немного раскошелятся! Это же и для их интереса тоже!
- Я за, господа! - произнёс некий Георгий Суворин, который являлся  членом спортивной комиссии Петербургского автомобильного клуба, а также был начинающим гонщиком.
- Я хоть и недавно в этом виде спорта, но скажу, что гонки для меня – это теперь  моя  жизнь! Я это знаю точно! И у меня огромное желание схлестнуться с европейскими  гонщиками! Сравниться с ними!  Чтобы  они тоже узнали, что есть матушка Россия!  Которая  не хочет плестись в хвосте!
- Что вы хотите сказать этим, господин Суворин? - спросил председатель.
- Я хочу сказать, уважаемый председатель. Я осмелюсь сказать, что русские гонщики совсем не хуже  европейских! И мы это докажем!

- Браво!

В зале зашумели.

- Тише, господа! – воскликнул председатель клуба.
- А что, господа! - встал с места и воскликнул  Вадим Андреевич Михайлов, один из лучших механиков завода Руссо-Балт и постоянный спутник во всех гонках  Нагеля.
- Я поддерживаю идею Андрея Платоновича!   Это же замечательно! Пригласим лучших гонщиков Европы! Учредим призы! Организуем трассу! И пусть в гонке участвуют любые автомобили! С любыми конструктивными  особенностями и характеристиками! Так же интересней, господа!
- Да, идея хорошая! Несомненно… - произнёс председатель клуба Всеволжский. – Я думаю,  идею нашего коллеги стоит поддержать?! Это же не только ради призов и наград. Это же  и престиж России!
- А кто  возьмётся за обустройство трассы?! - задал вопрос опять тот же  молодой человек с блокнотом.
- Господа! Создание самой трассы, я думаю, не будет такой уж сложной задачей! - ответил председатель.
 - Под Петербургом замечательные дороги!  Главное - организовать правильно судейство и иметь достаточное количество контролеров на трассе. Да и кареты санитарной  помощи должны тоже присутствовать в должном  количестве, на всякий случай, господа. Да вот  ещё,  оцепление!  Я думаю, нам  с этим поможет начальник учебной автороты господин  Секретов Павел Иванович.
Со стула встал капитан и,  расправив усы, негромко произнёс:
- Господа! С моей стороны не будет никаких помех. Да и курсанты школы, я уверен, примут активное участие в этом событии. Людей в оцепления  я выделю  в должном количестве. Сколько будет достаточно. Если не хватит, я думаю, обратимся к полиции, не откажут.
- Ну, вот и славно!  Андрей Платонович, вы ещё хотите что-то сказать? - обратился председатель к Нагелю.
- Да!  Виктор Павлович, я, если честно, уже подыскал трассу, - улыбнувшись, ответил Нагель.
- Да?! Вы, я вижу, достаточно хорошо подготовились! Прошу вас …
 Нагель сделал знак своему механику, и тот передал ему свёрнутый в рулон бумагу.  Нагель  развернул его и прикрепил к стене. Это была карта  Санкт-Петербурга и его окрестностей.
- Вот, господа, прошу обратить ваше внимание. Трасса пройдёт по лучшим дорогам загородного  Санкт – Петербурга!
Нагель, взяв указку, стал показывать место старта.
- Трасса! - продолжал он – Будет иметь форму как бы  квадрата и будет закольцована. Взгляните, господа. Старт будет от деревни Волхонка. Тут же будут построены трибуны для зрителей, а рядом будет находиться  паркинг для экипажей и автомобилей гостей.
  Все участники клуба встали со своих  мест и подошли ближе к столу председателя. Сам Виктор Павлович  тоже встал и подошёл ближе к карте.
- Итак… От Волхонки трасса пойдёт через  Стрельню  к Царскому селу. Затем поворот на шоссе Пулково-Гатчина с пересечением шоссе Царское село - Красное село. Далее, Красное село - Лигово и до пересечения с Волхонкой! Примерно 28.5 вёрст один круг…
- Да…..
- Грандиозно, господа!
Многие  стали выкрикивать одобряющие возгласы. Клуб зашумел.

- Так, господа, тихо! Я прошу тишины! - председатель поднял вверх руки,  успокаивая  одноклубников!
- Господа! Я вижу, что идея нашего коллеги всем  пришлась по душе. Но по традиции нашего клуба мы должны проголосовать.
- Да!
- Безусловно!
- Уважаемый Виктор Павлович!  Голосуем!
- Итак, господа… кто за то, чтобы в  России была проведена гонка!
- Позвольте, господа! - произнёс  граф Мардвинов,  частый судья спортивных заездов, а также гонщик, выступавший на собственном автомобиле.
- Я несомненно за эту гонку, как и многие… Но позвольте, господа, не будем так  спешить! А то, как говорится: «Поспешишь, людей насмешишь»! А нам смешить людей никак нельзя. Тем более Европу.
- Так что ты предлагаешь, Александр Александрович?! - спросил председатель.
- Я предлагаю гонку провести не сейчас, а через год. Летом. В июне месяце! И у нас будет достаточно времени на подготовку.

В зале зашумели…

- Тихо, господа!  Я  ставлю на голосование. Кто за то, чтобы первую гонку в России по автоспорту, провести в следующем 1913 году,  в июне месяце. Прошу вас,  господа, поднять руки.
Кто находился в зале, все  подняли  руки.
- Ура, господа!!! Во славу всероссийской гонки! - закричал молодой человек явно репортёрского вида.
Весь клуб закричал «Ура»…
 
 
                2

 
  Одноклубники шумно покидали помещение. Андрей Платонович дождался на выходе молодого человека. Он подошёл к нему и, положив руку на его плечо, весело произнёс:
- Ну что, Иван Иваныч, как тебе моё предложение?!
Молодой парень засмущался и ответил негромко.
- Лихо это вы, Андрей Платонович, придумали.
- Да, милый, лихо, лихо! Только бы всё получилось  так, как задумано. Да вроде препятствий я не вижу. Хотя как говорится:«Загад не бывает богат»!  А у тебя, дорогой мой, что нового?!
- Да мы в мастерской всё трудимся. Новый двигатель осваиваем, вместе  с Сергеем Иванычем Степановым, нашим старшим механиком.
- И как дела продвигаются?
- Да пока медленно. Алюминиевые поршни пробуем.
- О! Это, брат, интересно! В Европе тоже к этому пришли. На чугунине  да на стали  далеко не уедешь! Спиды уже не те, друг мой…  Да! Нужна лёгкость! Отсюда и скорость появится. Так-то, брат!
- Да вот ещё карбюратор заводской….
- А что карбюратор?!
- Да не тянет  он, Андрей Платонович, для обычной езды может и пойдёт, а в гонке на таком тяжело… Слабоватый  он.
- Слабоватый, говоришь?!  А ты с таким карбом как "ZENITH" знаком?!
- Нет, Андрей Платоныч… Не видал.
- Французская вещь, брат!  Последнее слово в технике.
- Да ну! Не,  не видал…. - сказал Иван и почесал затылок.
- «Не видал»! - завтра в мастерскую к вам приеду.  На своей «Монте-Карло»! 
 Не забыл мой С24/55,помнишь?!  Я этот «Zenith»  ещё перед гонкой поставил.  Прокатишься сам, посмотришь. Пора, Иван Иваныч, к гонке начинать готовиться.

  Иваном  Иванычем Ивановым  звали молодого парня, механика. Ему в 1912 году было всего 25 лет. Когда ему едва перевалило за 20, он уже работал мастером  в торговом доме Фокина. Продавал автомобили "Фиат" и делал предпродажную подготовку. Иван  обожал технику, а особенно спортивные  автомобили, а интерес к гонкам у него рос с каждым годом. Позже  он перешёл в экипажную фабрику «фрезе», которая в 1910 году стала уже фирменной станцией и также мастерской при Русско-Балтийском  вагонном заводе. На станции также велась подготовка спортивных автомобилей к ралли и гонкам. Там изготавливались по индивидуальным образцам кузова. Разрабатывались новые двигатели, коробки передач и подвеска автомобилей. Много известных людей посещало мастерскую. Частым гостем был и Андрей Платонович Нагель.
 Основу мастерской составляли инженер Фрязевский, проектировщик кузовов Арсеньев, изобретатель  Адольф  Кегресс, старший механик  Сергей Иваныч Степанов. Также частым гостем был и любитель спортивных  автомобилей господин Секретов, начальник авто-роты.  Гонщики да и просто автолюбители  постоянно ошивались здесь. Станция тогда находилась в Эртелевом переулке, дом 10.

  Нагель, как и обещал, приехал на следующий день. Он въехал в ворота на своём знаменитом № 14. Этот легендарный автомобиль участвовал в знаменитой гонке в Монако в Монте-Карло. Из 58 участников Нагель на своём автомобиле занял 9 место. И 1 место автомобиль получил за выносливость. На опломбированном капоте автомобиль проехал своим ходом от  Санкт - Петербурга до Монако!  И проехал 3.250км пути без поломок!
  Поздоровавшись со всеми, Андрей Платонович подошёл к главному механику мастерской Сергею Ивановичу Степанову.

- Что нового  у вас, Сергей Иваныч?
- Да вот, с поршнями всё бьёмся, Андрей Платонович!
- И как?
- Да никак пока. На «холодную» они как ложки в стакане, а на «горячую»  клинит  их! Никак на заводе правильную геометрию не найдут. Вот новую партию должны прислать. Посмотрим.
- Сергей Иваныч, поршня алюминиевые - это сейчас в автоспорте на первом месте стоит! Надо постараться к гонке успеть.
- Андрей Платонович, и так стараемся…
- Ну - ну… Хорошо. А!  Иван Иванович, иди - ка сюда, голубчик.
 Нагель открыл капот и показал  Ивану  новый французский карбюратор «Zenith».
- Как, Иван Иваныч, хороша «машинка»?!
- Да так и не скажешь. С виду вроде  хороша, надо попробовать!
- Сомневаешься,  значит, Иван Иваныч?! - Нагель засмеялся. – Ну, Бог с тобой. Давай садись, попробуем! За тем и приехал.

 Иван сел в салон легендарного автомобиля и посмотрел на Нагеля.
- Не тушуйся, давай прокатимся - предложил Нагель.
Выехали из ворот мастерских и поехали за город. Станция стояла на окраине, и они быстро выехали на шоссе.
- Ну, Иван Иваныч,  покажи, на что ты способен! – Сказал Нагель, прищурив один глаз.
 Иван  сдвинул очки на глаза. Повернул кепку козырьком назад и  дал газу. Машина полетела как вихрь! Быстро замелькали деревья на обочине, ветер зашумел в ушах. Иванов умело проходил повороты, едва сбавляя газ.
- Что?! Как карбёр-то тебе?! - прокричал в ухо Нагель
- Андрей Платоныч! Так это же не сравнить с нашим! Зверь машина!
Нагель похлопал по плечу механика.
- Ладно, вижу, что можешь.  Сбавь скорость, поедем потише, поговорим. Я тебе вот что хочу сказать, Иван.

 Механик сбавил скорость. Он внимательно посмотрел на известного гонщика.

- Есть решение  к гонке готовить мою машину. Вот эту, № 14.  Мою  «Монте-Карло», как я её прозвал.
- Понятно Андрей Платонович. Хорошая у вас машина! Для гонки в самый раз!
- Хорошая она хорошая, но  у меня другие планы. Я хочу в международном автопробеге поучаствовать. Это другая гонка.  Западная Европа и даже северная Африка! Больше 15 тысяч километров! Грандиозный автопробег!  И на Везувий хочу подняться! А?! Ха-ха-ха…
Нагель засмеялся.
- Здорово!- ответил ему Иван.
- Вот… А на заводе есть ещё автомобиль №9. Вот я руководству клуба его хочу предложить  к гонке  на большой Петербургский приз готовить.
- Вы сами будете готовить, Андрей Платонович?
Известный гонщик немного помолчал, потом, улыбнувшись, посмотрел на молодого парня и ответил:
- Ты, Ваня, готовить будешь!
- Я?! Да как же это? Андрей Платонович! Да не позволят мне… Да как же это я-то?!
- Иван Иваныч! Ты не переживай. Механик ты хороший, Фрязевский тебя хвалит. Готовить машину будешь ты! Вместе со мной!  И дел у нас Ваня с тобой выше крыши, как говорится…
 
 
                3

 
  Дел действительно было много, а времени, как ни странно, оставалось мало...
  Всю осень и зиму пробовали разные формы корпуса автомобиля. Наконец остановились на внешне похожем на  «торпеда». Но главному проектировщику Арсеньеву всё равно не нравилось. Шли постоянные споры и доработки. Иван приходил  домой поздно. Его мысли были лишь только о машине. В январе месяце удалось найти правильную геометрию и алюминиевые поршни уже стояли на движке. Отсюда увеличилась мощность двигателя с 55 л.с. до 58! Закупили небольшую партию французских карбюраторов «Zenith». Иван лично установил его на автомобиль №9. Укоротили выхлопные трубы, усилили немного заднюю подвеску. Удалось поставить систему зажигания «Бош» и даже пружинный стартёр. Работа кипела. Машина на глазах превращалась в спортивный болид.
 Иван копался с подвеской и решил заменить несколько болтов. Внешний вид их не понравился мастеру. Он пришёл на склад. Там Степанов  с молодым парнем разбирали как раз метизы.
- Что,  новенький у вас в обучении, Сергей Иваныч?
- Да вот, господин Рычков прислал. Говорит, способный парень. Хочет, чтобы поближе к технике был.
Иван посмотрел на весёлое лицо парня.
- Тебя как звать-то?
Парень утёр рукавом нос и весело произнёс:
- Иваном!
- О! Тезка, значит… Я тоже Иван. Иван Иваныч Иванов! Слыхал, небось?!
- Шутите…
- Нисколько….
Парень опят начал перебирать болты с гайками. Иванов опять окликнул его.
- А фамилия твоя как?!
Парень опять посмотрел на механика и почти крикнул:
- Тарасов!
- Красивая фамилия. Иван Тарасов! Звучит….

Парень улыбнулся и принялся опять перебирать болты.

- Сергей Иваныч, мне болты вот двенадцатые нужны и гайки к ним.
- Слыхал Ванька?! - крикнул механик ученику. - Неси давай. Знаешь поди, где лежат-то?!
- Небось, знаю! - ответил парень и побежал вглубь склада.
- Слушай, Сергей Иваныч… Может… Не отдашь мне парня в ученики?
- О! Чего вдруг-то?! - Степанов посмотрел поверх очков на механика.
- Да шустрый,я смотрю! Чё ему тут на складе у тебя делать? А мне и вправду помощник нужен. Хотя бы на склад  бегать, да и так подсобить. Мало ли что… Сам знаешь, работы сейчас много.
 Старший механик задумался и посмотрел на прибежавшего своего подручного.
- Слышь, Тарасов! Ты это… - старший механик, мотнув головой, показал  на Иванова.
- В обучение ко мне пойдёшь?! – спросил Иванов.
- Я?!
- Ну да, ты…
- А чё, можно?!!
Можно! – сказал Степанов и хлопнул по плечу парня. - Вот, Иван Иванычу скажи спасибо.

 Итак Ванька Тарасов стал работать учеником при  Иванове. Конечно, работа была намного интересней, чем на складе. Ванька выполнял любое поручение своего механика и делал всегда всё быстро и с усердием.

 Андрей Платонович бывал в мастерской теперь часто. Тут же шла подготовка и его автомобиля №14 к большому автопробегу. Но  №9 он тоже не забывал. В марте месяце решили снять деревянные колёса и заменить их  на тангентного типа. Покрышки поставили самые лучшие по тем временам. Известной  фирмы «Проводник-Колумб». Но этого было всё ещё недостаточно. Ближе к апрелю, благодаря инженеру Фрязенскому, был спроектирован  новый задний мост с пониженным передаточным числом и равными по длине полуосями. В коробке передач и в заднем  мосту уже стояли шариковые подшипники, а не втулки, как во многих авто того времени. И сам картер коробки был отлит из алюминия.
  В начале мая был уже окончательно готов и кузов. Он напоминал по форме огурец,  да ещё и был, как нарочно, выкрашен в зелёный цвет!
Увидев авто №9, Андрей Платоныч так и произнёс:
- Господа! Действительно, огурец… Так  и назовём сей автомобиль. «Русский огурец»!
 
 
                4

 
     В начале мая в мастерскую рано утром приехал Нагель. Он был возбуждён и весел.
- Моё почтение Иван Иванычу! - обратился он к механику. - Как наш №9 поживает?
- Здравствуйте, Андрей Платонович! Аппарат в порядке!
- Да вижу уже….Вижу…. Тут я новость для тебя приятную привёз.
- Интересно, какую?
- Ты ж весь в делах, в работе… В клубе не появляешься. А вчера, между прочим, было очередное заседание.

 Иван стоял,  смущённо опустив лицо, и вытирал руки о ветошь. Возле капота крутился его ученик Ванька и что-то подтягивал на двигателе. Нагель обратил на него внимание.
- Как ученик-то твой? Справляется?
- Да нормально… Толковый парень!
- Да?..Ну хорошо, раз толковый… Так вот что... На заседании клуба было принято решение о проведении пробных стартов  на версту с хода. Да и перед Большим призом как бы проверочка.
- Здорово! Андрей Платонович, а наш, №9 будет участвовать?
- А как же, Иваныч, а  для чего я сюда тогда приехал, скажи мне на милость?! Что б известить тебя, дорогой  мой! «Огурец», ты ж говоришь, в порядке?
- Ну да…. Хотите, сами  попробуйте.
- Да мне что пробовать его? На «Огурце» ты поедешь!

Иван молчал. Лишь широкая улыбка расплылась по его лицу, и он никак не мог её убрать.

- Да вижу я, брат, что рад! Вижу…
Нагель похлопал приятеля по плечу.
- Второго пилота только подыщи…. Это по правилам положено, сам знаешь.
Иванов на секунду обернулся на своего помощника и тут же спросил:
- Андрей Платонович, а Тарасова можно?
- Это какой такой Тарасов?
- Да ученик мой, Ванька! То есть… Иван Петрович Тарасов!
- Да?....

 Нагель посмотрел на молодого парня, тот, услышав разговор о себе и  вытирая грязным рукавом нос, заулыбался.  Нагель задумчиво  покачал головой.
- Да он в машине смыслит, вы не сомневайтесь. Мы же вместе всегда работаем. Я и выезжал на «Огурце» с ним. И за руль его сажал. Он неплохо ездит, ей Богу… Андрей Платонович.
- Ну, смотри, Иваныч! Тарасов - значит Тарасов, хорошо.  Я Всеволжскому сегодня же заявку отдам. 
- Спасибо вам, Андрей Платонович….
- Да будет тебе… Ничего, Иван Иваныч, главное, чтобы вышло так, как задумано. Да, самое главное! Пробные старты назначены на 13 мая. На 9 утра! На Волхонском шоссе.
 
    Ещё не рассеялся утренний туман, а Иван со своим помощником Тарасовым  был уже на Волхонском шоссе.
  Машин было немного. Был французский гонщик Рене Нотомб, живший в Санкт-Петербурге, русские гонщики Эфрон, Шишкин и Овчинников. Этот уже в возрасте гонщик, не пропускавший ни одного старта. Ближе к половине девятого подъехало руководство авто-клуба. В лице Всеволжского Виктора Павловича, графа Мардвинова и с ним был Георгий Суворин, назначенный  старшим судейской комиссии. Немного погодя подъехал и сам Нагель. Для пробных заездов был выбран самый прямой и с хорошим покрытием  участок дороги. Быстро кинули жребий. Первому выпало ехать Шишкину на своём «Stoewer» 19/45. Но  относительно слабый двигатель не удивил своим результатом никого. Вторым ехал Эфрон на  «Vauxhall», родственник того самого Эфрона, который  издал словарь. Его время чуть превысило Шишкина. Следующим был «Вечный» гонщик, как его называли друзья, Овчинников. На таком же автомобиле, как и у Эфрона. Он показал неплохое время. Пока он шёл лидером.  И вот на старт выехал Нотомб!  Его автомобиль был «Metallurgique» 27/80. Он обладал мощным двигателем, и этот нервный господин в данный момент был в фаворитах на этих заездах. Проезжая мимо Руссо-Балта, он с презрением посмотрел на Иванова и его механика и что-то произнёс на французском.
- Дядя Вань, а чегой-то он?! А?! - спросил Тарасов,  поправляя на голове кожаный  шлем.
- А я почём знаю?! Пробурчал чего-то нам... Бурбон  хренов… Ты ж,  я смотрю, тоже в языках  не силён?!
- Да куда мне, дядь Вань….
- Да что ты меня всё  «Дядей» называешь?! Я старше тебя  всего-то на восемь лет!
Тарасов растерялся, он  стоял  молча и смотрел на своего пилота.
- Ну, чё ты стоишь?!  Садись! – крикнул ему Иванов. - За Нотомбом мы…
  Нотомб пролетел мимо стартового столба на большой скорости! Он явно шёл на рекорд!
- Да… Дя…..- Тарасов запнулся. Он не знал, как ему  теперь называть  своего коллегу.
- Иваныч! – вдруг радостно произнёс он. - На такой-то машине кто хошь рекорды поставит!
- Ничего…. «Огурца» тоже не в огороде нашли. Мы в него душу свою  вложили, и работа немалая проделана. И сейчас мы с тобой, Ваня,  себя тоже  покажем. Понятно?!
- Понятно… - тихо ответил Тарасов.

К их Машине подошёл Нагель.

- Ну, Иван Иваныч, с Богом…
- С Богом, Андрей Платонович, - ответил Иванов. Он включил стартёр и запустив двигатель, поехал к месту разгона автомобиля.

 Контроллер дал отмашку флажком, №9 тронулся с места и начал набирать  разгон. Иван низко опустил голову и лишь из - под руля следил за дорогой. Он перешёл на прямую передачу и вдавил педаль газа до конца, до самого пола. Рядом сидящий Тарасов совсем опустился вниз. Быстро промелькнул финишный столб. Иван сбавил скорость и,  развернув автомобиль,  поехал к судейству. Там уже все шумели… Первым к машине подбежал Нагель.

- Иван Иваныч!!! С рекордом тебя!  Первый рекорд для русских автомобилей!
Иванов спрыгнул на землю и снял шлем.
- Сколько, Андрей Платонович?....
- Рекорд, Ваня! 143.4 километра в час!!!

  Да… Это был рекорд! Установленный русским автогонщиком Иваном Иванычем Ивановым. Для русских машин. Хотя до абсолютного рекорда ему было далеко. Его установил в этом же году Хёрнер на автомобиле Benz,  202.1 км/час. Но всё равно это была победа!
 
 
                5


   С наступлением июня суматоха в мастерской только увеличилась.  Нагель приезжал уже каждый день, и они с Ивановым долго беседовали, разрабатывая тактику всей гонки и каждого круга в отдельности.
- Много ли машин записалось на гонку, Андрей Платонович?
- Достаточно, Вань, 21 автомобиль! Но неизвестно, все ли прибудут к началу гонки? А соперники, между прочим, серьёзные! Возьмём, к примеру,  Слубского! Он на своём 6 - цилиндровом «Экцельсиоре» явный фаворит! Машина мощная, чего и говорить, да и гонщик известный. Я уж не говорю об Артуре Дюрэ! Это элита в мире гонок. Правда, к нам он пожаловал на не таком уж сильном автомобиле. Видать, бельгийцы перекупили. Денег поди побольше заплатили, чтобы  их «Металлуржик» тут покрасовался. Но всё равно  Вань, гонщик он серьёзный и его нельзя со счетов сбрасывать. Никак нельзя…
- Андрей Платонович, а я слышал, Жорка Суворин, тот, что из судейства, тоже будет участвовать?
- Да, будет. Он себе недавно, я полагаю, специально к гонкам хороший автомобиль прикупил. И каждый день его по трассе гоняет!
- А что за автомобиль?!
- Эх, Ваня…Ваня… Сидишь тут в мастерской целыми днями! Света белого не видишь!
- Так работа же, Андрей Платонович… Последние дни до гонки остались…
- Правильно, Вань… правильно... А машина у него… BENZ! Хорошая, брат, машина! Очень хорошая! Ладно, Иваныч, поеду я,  посмотрю, как трассу готовят. Через два дня гонка уже…

  Нагель встал и, не оборачиваясь,  направился к выходу.
  Трасса была уже полностью готова и ждала  своих участников. На Волхонском шоссе были установлены  достаточно вместительные трибуны с навесом от дождя. Тут же находился и буфет. Сама трасса от трибун была отгорожена деревянным частоколом. Наиболее опасные повороты были отмечены флажками.  На всех выездах на трассу были установлены шлагбаумы.  Размечены пункты для контроллеров. Нагель с большим удовольствием объезжал своё детище, делая последние распоряжения…

   И вот наступило долгожданное 7 июня. День старта гонки на большой приз Петербургского автоклуба. Старт был назначен на 11.30 утра. Задолго до старта  публика была уже на месте и находилась в восторге от предвкушения  необычного зрелища. Шумели трибуны, шумели люди и возле буфета. Гонщики уже выстроились вереницей согласно жеребьёвке у стартового столба и, волнуясь  и нервничая, ждали   начала гонок. Сама трасса представляла собой квадрат, общей  длиной 28.5 версты (30.5 км.) Участникам предлагалось на максимальной скорости пройти 7 таких кругов! Общая длина трассы составляла 212.8 км.  3 участника не прибыли к началу гонки, и на старт вышли 18 машин.
  Ровно в 11.30 прозвучал пушечный выстрел, означающий начало этого грандиозного соревнования!

 Автомобили по очереди стартовали от столба с интервалом 1 минута.
 Первым стартовал  А. Слубский на своём жёлтом «Экцельсиоре»! 6 цилиндров - это очень хорошая заявка на победу. Слубского публика знала в России и встречала его бурными овациями. Как только стартовал последний участник гонки Кольер на своём  хрупком двухместном «Вандерере», через 5 минут мимо трибун пронёсся первый участник гонки Слубский! Публика опять его встретила восторгом и овациями. Вот и замкнулась гоночная карусель, и начались испытания для автомобилей.
  Вот уже на первом круге произошли первые  происшествия. Англичанин Халловелл под №14 на  своём «Вокс-холле» не справился с управлением и, выскочив с трассы, врезался в палисадник. Автомобиль пришёл в негодность. Экипаж отделался лёгким испугом. Затем один из богатых членов клуба автомобилистов Рычков сам не участвовал в гонке, а посадил на свой «Berliet» двух не очень опытных пилотов и те, проехав первый круг, остановились. Считая, что так нужно делать после каждого круга. Лишь усилиями контроллеров и крикам публики они продолжили гонку.

 На втором круге внесла в гонку свои коррективы погода. Пошёл, можно сказать, тропический ливень. Трасса сразу же  размокла, и хрупким автомобилям пришлось тяжело. Сошли с дистанции француз Донье и Коляр.

 Третий круг показал, что в лидеры вышел новичок в гонках Георгий  Суворин. Он на своём «Benz» шёл спокойно и уверенно, прибавляя на каждом круге и меняясь иногда местами со своим механиком. Почти всего на 1 минуту отставал от него А. Слубский.

 Четвёртый круг ещё уменьшил количество участников. У гонщика Гессера вырвало спицы заднего колеса, и экипаж чудом не пострадал.  Не совсем опытный гонщик Плюм сперва восхищал публику, проходя повороты на большой скорости и срывая машину в занос, но на последнем повороте 4 круга он не смог удержать машину и вылетел с трассы, врезавшись в телеграфный столб.

 На 4 круге произошло ещё неприятное событие для русских гонщиков. В контрольном пункте, который находился в посёлке Красное село, судейство решило сделать так называемую НЕЙТРАЛИЗАЦИЮ. Так как село было многолюдным, и чтобы гонщики не «наломали дров», им давалась небольшая передышка. На въезде контроллер включал секундомер и отдавал его второму пилоту (механику), и автомобиль мог неспешно в течение 10 минут двигаться к контрольному пункту на выезде из Красного села. И по истечении этого времени снова  стартовать.
Лидерство удерживал Суворин. К нему уже плотно подошли Нотомб (фр.), Иванов и Слубский.
 Подъезжая к контрольному пункту Красное село, Тарасов заметил суматоху на въезде.
- Иваныч! Чего они мечутся там?!
- Неважно, бери секундомер и едем спокойно до  выезда.

 Любопытных  на пункте собралось  много, они лезли чуть ли не под колёса автомобилей. Контроллер не мог справиться с ними и отгонял их вместе с полицейским от проходящих машин и от дороги. Иванов остановил своего  «Огурца» прямо возле контроллера. Тот так быстро передал секундомер Тарасову, что Иван подумал, что он его уронит. Иванов поднял очки на шлем и, протирая уставшие глаза,  медленно поехал к пункту на выезде.
- Ну что, Ванька! Как гонка тебе?!
- Нормально, Иваныч! «Огурец» не подводит!
- А чего ему подводить? Мы ж его с душой готовили! Не должен подвести. Посмотри, сколько у нас ещё времени есть?
Тарасов взглянул на секундомер, а он был выключен!
- Дядя Ваня! – заорал Ванька, - Секундомер выключен!
- Как выключен?!!! Ты что?!!!
- Да вот, смотрите сами!
- Да что смотреть! Дурья башка! Включай!!!

 4 минуты были бесконечно потеряны. Как ни оправдывался Иванов на выездном пункте, как ни просил, судья – контроллер был непреклонен.
Отъехав от пункта, Иванов стал так ругаться и крыть всех подряд, что Тарасов, сидевший рядом, даже съёжился.  Таких слов от Иваныча  он никогда не слышал.
- Ну, Ванька! Теперь держись лучше!!! Или пан или пропал.

 Иванов гнал всю дистанцию на полном пределе. Они даже чуть не перевернулись на одном из поворотов. Спасло их наверное чудо. Участников становилось всё меньше…
 Слубский гнал свой «Эксцельсиор» явно к победе. На 5 круге он даже показал лучшее время гонки. Но машина, проехавшая от Брюсселя до Петербурга своим ходом, не выдержала эти последние 200 верст по разбитой и  размокшей трассе. Проехав 5 круг,его «Эксцельсиор» встал…
 
 На шестом круге к лидеру гонки плотно подошли  Натомб и тут же Дюрей. Натомб нервный гонщик. Обгоняя своих соперников, он часто выкрикивал ругательства. Его езда была резкой и опасной для других участников. По своей нервозности он несколько раз проскакивал повороты. Иванов не обращая внимания ни на кого, летел к своей цели. На последнем круге он даже показал лучшее время гонки.  Но… этого оказалось недостаточно. «Русский огурец» пришёл вторым…

 Большой Петербургский приз автоклуба  выиграл новичок. Георгий Суворин!

1. Г.Суворин –«Бенц 29/60» с результатом-2:23.54.6
2. И.Иванов-«Руссо-Балт С24/58» отставание-2.56.4
3. Р. Нотомб «Металлуржик 27/80» отставание-5.24.4
4. А. Дюрэ     «Металлуржик15/20» отставание-26.21.8

 После гонки Нагель подошёл к Иванову. Оба сперва стояли, молчали. Заговорил первый Нагель:
- Иван Иваныч, гонку по документам выиграл Суворин… И  твоей вины тут нет! А неофициально выиграл её  ты! Ты, Ваня! Ты единственный, кто выступал на русской машине! На «Русском огурце»! И доказал, что русские автомобили ничем не хуже, а даже лучше заграничных!  И не расстраивайся! Не последняя гонка в твоей жизни!  На следующий год мы проведём ещё один форум!  Мы им ещё покажем….

 Много было ещё форумов и разных стартов. И «Руссо-Балт» всегда выходил достойно из них.
 Андрей Платонович Нагель, не смог найти общего языка с советской властью и в 1922 году добился разрешения выехать с семьёй за границу. Умер в 1956 году в Париже.
 Иван Иваныч Иванов. Всю свою жизнь связал с автомобилями.  Частый участник в гонках и ралли. Он оставался в Питере, затем в Ленинграде. Пережил блокаду, но не дожил до победы. Умер в 1944 году. Ванька Тарасов. Прожил довольно длинную жизнь. Перед войной женился и переехал в Москву. Воевал, имел медаль за отвагу. После войны работал шофёром, затем слесарем.  Под конец жизни много пил и скончался в безвестности в 1979 году.

 Не осталось и ни одного автомобиля «Руссо-Балта». Единственная копия, да и то не совсем удачная стоит в рижском музее…


 
                Апрель 2020 г.