Тот самый Джонни Д

Александр Уваров
Тридцатые годы в истории Америки - время сухого закона и разгул криминала.
Это время вошло в историю США как эра гангстеров.
Наиболее известным представителем криминальных кругов США, сыгравших значительную роль в истории американского криминала был лидер одно из наиболее кровавых банд Америки Джон Диллинджер.
Диллинджер, чьё имя в тридцатые годы не сходило с газетных заголовков, хоть и не был политическим экстремистом, да и вообще не принадлежал ни к одной политической группе, никогда и ни при каких обстоятельствах не принимал участия в акциях политического террора и не угрожал самому существования американского государства, тем не менее считался "врагом государства номер 1".
Подобную славу принесли ему исключительно криминальные "подвиги".
С сентября 1933 года по июль 1934 года он и его банда терроризировали Средний Запад, убив 10 человек, ранив семерых, устроив многочисленные ограбления банков, полицейских арсеналов и устроив 3 побега из тюрьмы, убив шерифа во время одного из них и ранив двух охранников в другом.
Джон Герберт Диллинджер родился 22 июня 1903 года в районе Оук-Хилл в Индианаполисе,  в районе, населенном в основном представителями среднего класса.
Его отец, мелкий лавочник, воспитывал его в весьма суровых пуританских традициях, не способствовавших, однако, формированию у ребенка уважения к законам и традиционным христианским  ценностям.
Мать Джона умерла когда ребенку исполнилось 3 года.
Шесть лет спустя отец женился, но отношения с мачехой у Джона не сложились.
В подростковом возрасте деструктивные черты личности Джона прогрессировали, чему способствовали и внутрисемейные конфликты.
Тогда же начались и первые конфликты с законом, поначалу незначительно выходившие за границы безобидных детских шалостей.
Наконец, Джон бросил школу и получил работу в механическом цехе в Индианаполисе.
Поначалу Джон работал весьма усердно, но жизнь простого рабочего быстро ему наскучила.
Парня начали быстро затягивать соблазны большого города.
Его отец, обеспокоенный тем, что дьявольские искушения стремительно развращают его сына-подростка, продал свою собственность в Индианаполисе и перевёз свою семью на ферму недалеко от поселка Муррисвилль, штат Индиана. Однако Джон отреагировал на сельскую жизнь не лучше, чем на городскую, и снова принялся за свои опасные околокриминальные похождения, вскоре переросшие в откровенно криминальные.
После первого серьезного конфликта с законом (угона автомобиля), Джон сделал попытку сойти с криминальной тропинки и устроился на службу во флот.
Однако вскоре натура взяла своё, и во время стоянки боевого корабля в Бостоне Джон дезертировал.
Вернувшись в Муррисвилль, Джон в 1924 году женился на 24-летней Берил Овиус.
В мечтах о новой, счастливой жизни молодожены перебрались в Индианаполис.
Диллинджеру не повезло найти работу в городе, и в поисках легких денег он присоединился к акуле местного криминала, Эду Синглтону.
Во время первой же попытки ограбить бакалейщика, Джонни был арестован.
Грабивший в паре с ним Синглтон не признал себя виновным, и потому получил всего два года по косвенным уликам.
Диллинджер по совету своего богобоязненного отца честно во всем признался и получил 14 лет тюрьмы.
Освободился Джон досрочно 10 мая 1933 года отбыв 8 с половиной лет.
Из тюрьмы он вышел вполне законченным и сформировавшемся циником.
Сразу после освобождения он ограбил банк.
Полиция арестовала его 22 сентября того же года и отправила в окружную тюрьму в Лиме, штат Огайо.
Уже через несколько дней после ареста Джон организовал побег из тюрьмы.
Вместе с ним бежали и восемь его сокамерников.
Побег был организован на удивление дерзко.
Сообщники Диллинджера пренаглейшим образом явились в тюрьму и заявили, что являются представителями тюремного ведомства и прибыли для того чтобы забрать Диллинджера для перевода в другое место заключения.
Когда шериф затребовал у них документы, они его попросту избили, взяли в заложники, а потом, во время самого побега, застрелили.
Сразу же после побега Диллинджер и его банда организовали несколько ограбление банков.
Бандиты также разграбили арсеналы полиции в Оберни и Перу, штат Индиана.
Они похитили несколько пулеметов и винтовок, а также револьверов, большой запас патронов и несколько пуленепробиваемых жилетов.
Вслед за этим началась череда бесчисленных преступлений: ограблений банков, угонов машин, захватов заложников, убийств и прочее, и прочее.
Во время одной из погонь Джон захватил полицейский автомобиль и пересёк на нём границу двух штатов, спонтанно и непродуманно совершив федеральное преступление (захват государственной собственности и несанкционированное её перемещение между территориями штатов).
Именно это событие (а не многочисленные дерзкие убийства и ограбления) дали директору ФБР Гуверу формальное основания взять расследование деяний Джонни Д. под свой личный контроль.
В конце-концов, Диллинджер так допек федеральное правительство, что для его поимки был создан специальный штаб из числа спецсотрудников ФБР.
В оперативной работе штаба принял личное участие Эдгар Гувер.
В Вашингтоне директор ФБР Эдгар Гувер назначил специального агента Сэмюэля Коули руководить следственными действиями ФБР против Диллинджера. Коули возглавил штаб-квартиру в Чикаго, где он и его помощник Мелвин Первис,l специальный агент отвечающий за работу офиса в Чикаго, спланировали стратегию захвата преступника.
Отряд агентов при Коули работал в непосредственном контакте  с полицейскими в восточном Чикаго, чтобы отслеживать всю доступную оперативную информацию, не исключая и слухи.
Поздно вечером в субботу 21 июля 1934 года содержательница борделя в городе Гэри, штат Индиана связалась с одним из полицейских с тем чтобы поделиться с ним особо ценной информацией.
Это женщина назвала себя Анной Сейдж, однако её настоящая имя было Анна Кумпанас, и она была эмигранткой из Румынии.
Из-за характера её профессии Служба иммиграции и натурализации считала её нежелательным иностранцем, и в её отношение была уже начата процедура депортации.
Она была готова продать ФБР данные о Диллинджере в обмен на денежное вознаграждение и защиту от высылки из США.
Разумеется, сотрудники ФБР пообещали ей всё, что она просила.
Она рассказала агентам, что её подруга Полли Гамильтон посещает её заведение в компании с Диллинджером, которого она узнала по газетной фотографии.
Анна сказала агентом что она, Полли Гамильтон и Диллинджер пойдут в кино на следующий вечер либо в кинотеатр Биограф либо в театр Марбро.
воскресенье 22 июля сотрудники ФБР заняли позиции во всех отмеченных местах.
В 20.30 мин Анна, Полли и Диллинджер вошли в театр Биограф.
По распоряжению Коули группа агентов ФБР была спешно переброшена от Марбро к Биографу.
Коули позвонил Гувер у для получения инструкций.
Гувер приказал брать Диллинджера только на выходе из театра, ни в коем случае не пытаясь провести захват в зрительном зале, что с большой долей вероятности привело бы к перестрелке и многочисленным жертвам.
Принимая во внимание особую опасность преступника, допускалась и ликвидация на месте.
В 22.30 Диллинджер в компании своих подруг вышел из театра.
Когда они прошли мимо дверного проема в котором стоял один из оперативников, тот зажег сигару что и было условным знаком.
Диллинджер мгновенно оценил ситуацию действовал инстинктивно.
он выхватил пистолет из правого кармана брюк и побежал к переулку.
В тот же момент трое агента ФБР произвели по нему пять выстрелов.
Три пули попали в Диллинджера, и он упал лицом вниз на тротуар.
22 июля 1934 года в в 22:50 враг государства номер один Джон Диллинджер был официально объявлен мертвым, с соответствующей записью в журнале регистрации морга в больнице братьев Алексианов.
На том и закончился земной путь самого дерзкого преступника Америки.
Выдавшая его Анна Кумпанас вскоре была депортирована в Румынию, не получив в благодарность ничего, кроме упоминания в оперативном отчёте ФБР и сомнительной посмертной славы.
Впрочем, депортация очевидно продлила ей жизнь, поскольку она не догадалась заранее оговорить условия своей защиты как свидетеля, и, таким образом, рано или поздно стала бы жертвой оставшихся на свободе подельников Диллинджера.
А Джон, подобно сказочному вампиру, возродился в череде литературных произведений, исторических исследований и голливудских боевиков, начав своё бурное и бесконечное посмертное существование.

Красный марш