Бесполезный Чёрный дрозд

Игорь Ковриков
     Центральное Разведывательное Управление США несомненно является одной из лучших разведок мира. Это совершенно неудивительно, принимая во внимания заоблачный бюджет этой спецслужбы. Но несмотря на огромные суммы, которые всегда есть в распоряжении американской разведки, зачастую ЦРУ действует неэффективно, а её руководство раз от раза затевают проекты, заранее обречённые на провал. Вот об одном из таких проектов сейчас и пойдёт речь.
    
     22-го декабря 1964-го года в США совершил свой первый полёт самолёт-шпион нового поколения Lockheed SR-71. За свой необычный для того времени вид он сразу получил имя Blackbird (Чёрный дрозд), но оно не было официальным. Этот самолёт должен был заменить собой печально известный Lockheed U-2, один из которых был сбит 1-ого мая 1960-го года в районе Свердловска зенитно-ракетным комплексом С-75, а к декабрю 1964-го советскими и китайскими силами ПВО было уничтожено уже пять таких машин. U-2 явно напрашивался на замену.
    
     Но прототипом для SR-71 стал не он. Образцом нового самолёта был стратегический самолёт-разведчик А-12 «Титановый гусь», эксплуатировавшийся с 1963-го года. Но в ЦРУ считали, что А-12 имеет слабые характеристики, и его надо модернизировать. Так и появился «Чёрный дрозд».
    
     SR-71 вобрал в себя все передовые технологии того времени, в том числе технологию «стелс». И хотя создание его оказалось безумно дорогим, заказчики из ЦРУ довольно потирали руки. Во-первых, потому, что возлагали на этот самолёт большие надежды и были абсолютно уверены, что эти надежды оправдаются.  А во-вторых, потому, что деньги, потраченные на него, они из своих карманов не платили. Это, как всегда, сделали налогоплательщики.
    
     Результаты тестовых полётов действительно впечатляли. «Чёрный дрозд» разогнался до скорости в 3300 км/час при высоте горизонтального полёта 25000 метров. Но это ещё не всё. При выполнении манёвра «горка» (специальный манёвр для ухода от ракет класса «земля-воздух») этот самолёт «прыгал» на высоту более 33000 метров. Такие характеристики вполне подходили для разведывательных полётов над территорией Советского Союза, а SR-71 в первую очередь для них и создавался.
Самолёт приняли на вооружение, но свой первый боевой вылет он совершил только 21-го марта 1968-го года. Почти три с половиной года шли испытания и устранение выявленных в процессе этих испытаний неполадок, но это слабо помогло.
    
     Во всех статьях, которые я читал про «Чёрного дрозда», авторы наперебой расхваливают эту машину и многие из них называют этот самолёт лучшим в Мире. Но так ли это на самом деле? Оправдал ли он своё создание или был способен только на то, чтобы ставить глупые рекорды по скорости и высоте?
    
     Начнём с того, что пилоты сразу дали этому самолёту ещё одно прозвище – «Сверхскоростная смерть», а самих пилотов «Черных дроздов» остальные лётчики называли не иначе, как «камикадзе». Впоследствии оказалось, что это имеет основание, поскольку за всю историю эксплуатации из 32-х построенных самолётов было потеряно 12, более трети парка. Причём ни один из них не был сбит. Все разбились из-за технических неполадок. Ещё семь машин пострадали в авариях до такой степени, что их пришлось списать. Никакой самолёт в мире не может похвастаться такими результатами, и это несомненно ещё один рекорд. Сказать, что SR-71 был очень ненадёжен, значит, не сказать ничего. Он был просто смертельно опасен для своего экипажа. Только до конца 1968-ого года на стадии тренировочных полётов погибло два пилота.
    
     «Чёрный дрозд» сразу стал головной болью для своих хозяев. Мало того, что он был очень сложен и неудобен в обслуживании, но и в эксплуатации дело обстояло не лучше. Например, на скорости более 3000 км/ч температура обшивки достигала двухсот шестидесяти градусов по Цельсию. Не спасал даже особый титановый сплав, из которого был сделан самолёт, и чтобы пилоты в кабине не превратились в жареную котлету, была придумана сложная система кондиционирования. Кроме того, были изобретены специальные скафандры, в которых лётчики даже передвигаться сами не могли. Эти скафандры впоследствии были использованы в «Шаттлах». Таким образом, проблема с безопасностью пилотов была кое-как решена, но от высоких температур могло выйти из строя дорогостоящее оборудование, и из-за этого в любой момент могла произойти катастрофа.
    
     Были ещё проблемы с кислородными масками и катапультированием, но и их урегулировали с горем пополам. И после этого SR-71 наконец-то появился у границ Советского Союза.
    
     Командование ПВО СССР затаило дыхание. Все ожидали, что «Чёрный дрозд» сразу же бросится вглубь страны, пользуясь тем, что он практически неуязвим, но этого почему-то не произошло. Забегая вперёд, хочу сказать, что этого вообще никогда не произошло, и на то были веские причины.
    
     Американцы просто очень боялись посылать в полёт над нашей страной такой непредсказуемый самолёт, опасаясь катастрофы. Но думали они вовсе не о жизни пилотов, совсем нет. Просто SR-71 был под завязку напичкан секретной аппаратурой, которая при падении самолёта могла оказаться в руках наших военных, а этого ни в коем случае допустить было нельзя. По непроверенным данным, самые секретные узлы «Дрозда» на всякий случай даже минировались перед каждым боевым заданием, но ведь мина тоже может не сработать.
    
     Клоуны из ЦРУ неожиданно даже для себя попали в ловушку, которую сами себе придумали. С одной стороны, вроде бы и надо совершать разведывательные полёты над СССР, но с другой стороны посылать своими руками на чужую территорию образец самых высоких секретных военных технологий очень не хочется. А о чём тогда думал создатель этого самолёта инженер Кларэнс Джонсон, когда засовывал в него все последние секреты американской военной промышленности? Он что, не знал, где «Чёрный дрозд» должен будет летать?! Может быть, он делал это специально, потому что работал на КГБ? Тогда это был просто суперагент!
    
     Вот так SR-71 и болтался возле наших границ почти тридцать лет, пока в 1998-ом году его не сняли с вооружения. Поначалу советские военные его опасались, и как только он появлялся в воздухе, то по всему Союзу сразу объявлялась боевая готовность. Но потом все поняли, что это за зверь. К тому же скоро в Советском Союзе приняли на вооружение зенитно-ракетные комплексы «Круг» и С-200 "Вега", а немного позже сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31, после чего преимущество «Чёрного дрозда» сошло на нет.
    
     Правда, он часто нарушал наши границы, например, в районе Баренцева моря, и даже пролетал над Кольским полуостровом, но делал он это в большинстве случаев ненамеренно. Дело в том, что у SR-71 была отвратительная управляемость. В воздухе он был таким же ловким, как гиппопотам на суше, и чтобы развернуться  даже на маленькой скорости, ему нужно было пространство величиной с территорию Белоруссии. Таким образом, при подлёте к нашей земле, он зачастую не успевал затормозить и, «цепляя» границу, на несколько минут оказывался на нашей территории. Но советские зенитчики по нему даже не стреляли, понимая, из-за чего это произошло. Служившие в то время в зенитно-ракетных войсках помнят, как веселились офицеры радиолокационных станций, видя на экранах своих радаров, как неуклюжий «Чёрный дрозд» безуспешно пытается отвернуть, чтобы не залететь в СССР. Они с большим азартом спорили и делали ставки, удастся ли ему сегодня это сделать или нет.
    
     И вот SR-71, это чудо инженерной мысли, который янки распиарили как лучший самолёт-разведчик всех времён и народов, в небе над Советским Союзом так ни разу и не появился. Его боевое применение ограничилось Вьетнамом, Северной Кореей и Лаосом. Но для полётов над этими странами такой дорогущий суперсамолёт создавать было незачем.
    
     Выводы: «Чёрный дрозд» оказался абсолютно бесполезен как самолёт-шпион. Он не оправдал ожиданий ЦРУ и все 34 года своей эксплуатации занимался только тем, что выкачивал деньги из карманов американских налогоплательщиков. А делал он это достаточно хорошо, поскольку проект был чудовищно дорогой. Поэтому SR-71 можно в полной мере считать абсолютным провалом американской разведки, но они в этом никогда не признаются, потому что всегда гордятся своими неудачами так же, как гордятся своими победами.

                Изображение с pixabay.com/ru по лицензии ССО.