Параллели

Анна Юрковская
Я люблю гулять в парке ранней осенью. Когда аллея со всех сторон облита золотом, воздух вкусен и тих, а небо, ласково глядящее сквозь хрупкие кроны, еще хранит отзвуки яркого лета. Люблю сесть на центральную скамейку и наблюдать за проходящими мимо людьми.

Они всегда разные. Даже если это один и тот же степенный пожилой господин или та же уставшая женщина с неизменно резвым ребенком. Всякий раз их лица озарены новыми чувствами и переживаниями; это целая радуга эмоций – последняя радуга перед долгой зимой.

Мне нравится смотреть на людей, и по выражению глаз, по улыбке, по движениям угадывать их мысли и настроения. Подобные наблюдения освежают душу, отвлекают от тягостных дум, постоянно привнося что-то новое и необычное в мою пресную жизнь.
К сожалению, такие дни длятся очень недолго. Слишком быстро тяжелеет небо, тучи берут солнце в плен и поливают землю холодным тоскливым дождем, под которым очень скоро золото меркнет и превращается в тлен.

Но пока мир еще полон ярких осенних красок, я иду в парк и, смахнув с моей любимой скамейки хрустящие листья, сажусь и подставляю лицо бархатному ветру. Над моей головой величаво качает ветвями старый дуб, и между листьями голубоглазо подмигивает озорное небо.

Время послеполуденное, и в парке уже довольно много народу. Не спеша прогуливаются пенсионеры и влюбленные, аккуратно катят коляски молодые мамы и папы, а родители деток постарше бдительно следят за тем, как их чада с веселым смехом распихивают по карманам погожий осенний день.

Вот мимо проходит молодая, строго одетая женщина с кожаной папкой в руках. Видно, что она не просто гуляет, а направляется в какое-то определенное место, хотя и не спешит. Эта встреча важна для нее – об этом говорят ее сосредоточенное лицо, внимательный взгляд, твердая поступь. К тому же она волнуется, если судить по тому, как стиснуты на папке ее ухоженные пальцы. Возможно, она направляется на собеседование по поводу работы или на какие-нибудь важные деловые переговоры. «Что ж, удачи тебе», – думаю я, провожая ее решительно выпрямленную спину.
Ей навстречу со всех ног бежит карапуз лет пяти и лишь в последний миг сворачивает с ее курса с восторженным визгом. Девушка сбавляет шаг, а вслед мальчугану несется: «Ванечка!.. Не убегай!..» Я перевожу взгляд к источнику звука и вижу румяную старушку в теплом пальто и цветастом платочке, изо всех сил поспешающей за ребенком. В руке у нее – довольно объемистая сумка. Ванечка добегает до моей скамейки и останавливается. На нем синий комбинезончик и ярко-желтая вязаная шапочка с ушками. Мальчик обращает на меня взгляд потрясающей глубины темных глаз и жизнерадостно улыбается, демонстрируя трогательные ямочки на щеках. Не ответить на такую улыбку невозможно. «Ванечка!» – снова зовет его старушка. «Это твоя бабушка?» – спрашиваю я, улыбаясь. Ванечка радостно кивает. «Ну так беги, помоги ей», – говорю я. – «Ты же мужчина». «Мужчина» смотрит на меня пару секунд, а потом поворачивается и бежит к бабушке. Поравнявшись с ней, он хватается за ручку сумки. «Вот спасибо, мой дорогой», – хвалит его старушка. – «А то тяжело бабушке…» Они проходят мимо, а я с улыбкой смотрю им вслед. Очень возможно, что Ванечка превратится в настоящего мужчину и сделает счастливой какую-нибудь девушку с той же легкостью, с какой сейчас доставил радость мне.

На другой стороне аллеи, почти напротив меня, чуть правее, стоит еще одна скамейка, такая же, как моя. К ней подходит девушка и, чуть помедлив, садится на самый ее краешек, судорожно стискивая коленями сложенные руки. Ничего особенного в ее внешности нет – одета опрятно, но просто, темные волосы, хрупкое телосложение, правильные, но какие-то неприметные черты лица. Совершенно незапоминающаяся личность.

Какое-то время она сидит абсолютно неподвижно, опустив голову и слегка ссутулившись. Она выглядит такой обреченной, что у меня невольно сжимается от жалости сердце. Спустя несколько минут мне начинает казаться, что она сейчас расплачется, но девушка вдруг вздрагивает и поспешно достает из кармана телефон. Вероятно, его сигнал звучит для нее внезапно, но вполне ожидаемо – она облегченно выдыхает, взглянув на дисплей, и улыбается.

Увидев это, я понимаю, что ошиблась, посчитав ее внешность недостойной внимания – улыбка совершенно преображает эту серую мышку. Спина ее распрямляется, глаза сияют, щеки окрашиваются румянцем. «Да девчонка просто красотка», – мелькает в голове внезапная мысль.

Девушка тем временем набирает, видимо, ответ на сообщение – ее тонкие пальчики быстро прыгают по экрану. Это занимает у нее от силы секунд десять, и она, снова вздохнув, на сей раз удовлетворенно, убирает телефон в карман.

Проходит еще несколько минут, в течение которых девушка с мечтательной улыбкой изучает проплывающие над ней облака.

Чем дольше я смотрю на нее, тем больше вижу в ней очарования и какой-то внутренней энергии, еще больше это очарование усиливающей. Есть в этой с виду неприметной девушке что-то, что не дает оторвать от нее глаз… Она похожа на простенький деревянный сосуд, до краев наполненный звездным светом. Сейчас, когда она так ощутимо счастлива, это чувствуется особенно сильно.

Пытаясь раскрыть загадку ее внезапно проявившегося обаяния, я упускаю момент, когда к ее скамейке приближается парень. Он высок, светловолос и великолепно сложен. Вот уж чье обаяние невозможно не заметить даже со спины!.. Строен, подтянут, абсолютно уверен в себе. Он садится на скамейку рядом с девушкой, которая явно ждет именно его – сияние в ее глазах, следящих за каждым его движением, становится почти нестерпимо. Видимо, она это понимает, потому что, стоит парню посмотреть на нее, она немедленно опускает взгляд, зато улыбается теперь еще лучезарнее.

Теперь, когда молодой человек беседует с девушкой, я наконец получаю возможность рассмотреть и его. На несколько мгновений у меня невольно перехватывает дыхание. Черты его лица столь совершенны и прекрасны, что от него невозможно отвести глаз, но в то же время состоят как будто сплошь из прямых линий, которые подчеркивают его невероятную мужественность. Он выглядит очень суровым и неприступным, как утес в бурю. Наверняка он очень сильный, ответственный и волевой, как раз про таких говорят «с ним как за каменной стеной». Еще бы, с такими-то плечами… Но с ним, наверное, не очень-то весело. Такой мужчина непременно должен стремиться к решению всех на свете проблем, желательно глобального масштаба, – какие уж тут развлечения!.. А еще он, скорее всего, немного сноб и эгоцентрик… Видимо, девушку смущает именно это, поскольку взгляд ее устремлен куда угодно, только не на собеседника. Но вот она произносит что-то, и его лицо озаряет улыбка. Все мысли моментально вылетают у меня из головы. Всемогущий Боже, как он красив!.. А ведь мгновение назад мне казалось, что этот человек высечен из камня и вовсе умеет улыбаться… Я не могу теперь винить сидящую рядом с ним девушку за то, что она почти не смотрит на своего друга, когда говорит с ним. Невозможно спокойно вести разговор, глядя в глаза мужчине, который так улыбается…

То, что они только друзья, стало мне понятно по тому, как сердечно, но сдержанно они поздоровались и вели разговор. Между ними явно нет ни намека на какие-то романтические отношения, но не надо быть тонким психологом, чтобы заметить, как этих двоих тянет друг к другу. Девушка всем корпусом повернулась к своему визави, но сидит в несколько напряженной позе, словно борется с искушением прикоснуться к нему. Парень же изначально сел на приличном, казалось бы, от нее расстоянии, но, учитывая его рост, она вполне в пределах досягаемости его рук, если бы ему вдруг вздумалось ее обнять.

Но я отчего-то уверена, что он не станет этого делать. Между ними словно стоит какой-то барьер, который не позволяет им сократить разделяющее их расстояние, хотя невооруженным взглядом видно, что они безумно нравятся друг другу.

Хотелось бы знать, о чем они говорят, но аллея широкая, шагов тридцать, а разговаривает парочка очень тихо, и до меня только изредка долетает мужской смех чудесного тембра. Девушка по-прежнему почти не смотрит на приятеля и улыбается, но сияние в ее глазах постепенно меркнет. Складывается ощущение, будто она точно знает, что очень скоро их свидание подойдет к концу.

Вот она произносит какую-то длинную фразу, и обе улыбки гаснут так внезапно, словно их питает один и тот же источник энергии. Парень недолго молчит, глядя на нее с грустью и затаенной нежностью, а потом, чуть подавшись вперед, накрывает своими красивыми крупными ладонями ее бессильно лежащие на коленях руки. Девушка поднимает голову, и их глаза впервые встречаются. Между ними словно проскакивает мощнейший электрический разряд, кажется, даже воздух вокруг них нагрелся. Но это длится лишь мгновение, она почти сразу мягко отстраняется от него и что-то говорит непослушными губами. Он кивает и отворачивается, а в ее глазах плещется боль.

Некоторое время они сидят молча, погруженные каждый в свои мысли. Потом девушка снова говорит что-то, печально улыбнувшись, и молодой человек, быстро взглянув на нее, выдавливает из себя улыбку. Пожав мощными плечами, он кивает и снова откидывается на спинку скамейки.

Их разговор, уже более сдержанный, длится еще какое-то время. Наблюдая за ними в эти несколько минут, я пытаюсь понять, что же может мешать быть вместе людям, которых влечет друг к другу так сильно? Эта пара кажется мне настолько гармоничной, что разделять их кажется насилием над природой. Если они когда-то были вместе, то просто не могли обидеть друг друга настолько, чтобы это навсегда разрушило их отношения. Если еще не были – то совершенно непонятно, почему. Мысль о том, что эти двое должны быть вместе, так же естественна, как и то, что небо голубое, а трава зеленая. Однако какое-то препятствие между ними есть, и они явно не могут его преодолеть. Почему-то, когда я смотрю на печально поникшие хрупкие плечи девушки и вымученную улыбку парня, это возмущает меня до глубины души. Как они могут отказываться друг от друга, если им суждено быть вместе?..
Ответ не заставляет себя ждать.

Спустя еще несколько минут к парочке подходит другая девушка и садится между ними, по-хозяйски обхватив мощный бицепс парня. Она совершенно не похожа на свою подругу – а то, что они подруги, видно сразу. У нее пышные формы, очень уверенный, чуть надменный взгляд, весь ее внешний вид продуман до мелочей и выглядит она безупречно. Да, не ее неприметной подружке тягаться с ней. Холеная красавица снисходительно, но очень тепло улыбается своей подруге, которая теперь выглядит еще более тускло, чем перед встречей с парнем.

Да... Эти девушки вряд ли могут быть соперницами. Слишком велико превосходство одной над другой. И нет ничего удивительного, что красивый парень выбрал в спутницы жизни девушку, чья красота бросается в глаза издалека. Ему позавидует любой мужчина, ведь такая девушка никому и никогда не покажется серой мышкой. Именно поэтому он с готовностью поднимается со скамейки, подчиняясь ее руке, и прощается с той, которая только с ним становится прекраснее богини.

Она так и остается сидеть на скамейке, провожая взглядом удаляющуюся пару, а в ее глазах смешались тоска и нежность. Потом, словно не в силах больше видеть эту широкую спину, она вскакивает на ноги и поспешно уходит в противоположную сторону.

…Ветер постепенно нагоняет тучи, начинает моросить унылый дождь. Парк пустеет.

Каждый день все происходит иначе.

Завтра я приду сюда снова.


10 декабря 2015 г.