75. Про стройотряд

Галина Одинцова
Ну вот как, как обойти именно эту тему! Да разве ж можно не вспомнить о стройотрядах? Лучшее время студенческой жизни. В стройотрядах важным было всё, начиная с формы. Куртки защитного цвета, брюки – напоминали форму военную. Настоящая рабочая роба!  Она сшита из хлопка, лёгкая, удобная, и была к лицу абсолютно всем! Вообще, студенческая жизнь была наполнена разными атрибутами, событиями, интересными, запоминающимися.

Как не вспомнить «Полевую» практику? Месяц жили в палатках на турбазе «Мухинка».  Спали на досках. Однажды, дня три шли дожди, ливни, наши поддоны плавали в воде. Постель мокрая, сушить негде. Но ничего, выжили. В дождь, в грозу плавали в озере, ночью  бегали купаться. Вода тёплая, чистая, и в ней трепещут звёзды. На Мухинке удивительное небо: низкое, звёзды огромные, такое впечатление, что встань на цыпочки и можно к ним прикоснуться… Изучали амурскую флору и фауну, делали гербарии, собирали и сушили травы, корешки, листики-цветочки! По вечерам - песни под гитару у костра. А рядом – военный полигон. И в гостях молоденькие солдаты и офицеры… Романтика. Любовь, расставание, слёзы, встречи в городе. В общем, было всё. Даже свадьбы случались после полевой практики.
 
А стройотряды? Страна гудела от молодёжи на стройках, в колхозах, на целине! Студенты не только проводили лето на работе, но и хорошо зарабатывали в стройотрядах! Было трудно. По-настоящему. Спрашивали не как со студентов, а как с настоящих работяг.  После первого курса  поехали в город Зея. Девочкам по  восемнадцать лет. А уже едем на строительство города энергетиков. Адский труд на стройке. Замешивали бетон в  бетономешалке, таскали его по доскамЮ, вместо лестниц, на разные этажи строящегося дома в вёдрах или на носилках. Никто не делал скидку на то, что мы - девчонки и нам еще детей рожать. Наравне с мужиками работали. Мама дорогая, как вспомню! Жили в том же недостроенном доме. Одну квартиру нам выделили, окна застеклили, да дверь поставили . Спали на раскладушках. Ни о каком комфорте и санитарии и разговоров не велось.  Но много чего было и весёлого. Бегали на танцы в городской парк на берегу Зеи. Красота!  На всю жизнь запомнила эту красоту. Сопки, природа, люди! Кто-то даже замуж умудрился там выйти! Молодость! Везде с песнями, да приколами!

После второго курса - кто куда: в колхоз, в стройотряды, а мы с подружкой  решили поработать проводниками. На поездах дальнего следования. В Шимановском резерве проводников - двухнедельные курсы: техника безопасности, внутреннее и внешнее устройство вагонов, их санитарное содержание, правила перевозки пассажиров, безопасность движения и прочие профессиональные тонкости, с которыми более подробно и неожиданно знакомились уже в процессе работы. После обучения – экзамен. По-настоящему, строгие экзаменаторы придирались к мелочам, мы злились, но понимали, что будем работать с людьми. И ситуации могут быть разными. Затем – медосмотр. Настоящий. Первый в жизни. Получили санитарные книжки с результатами и отправились в отдел кадров оформляться на работу. Не зная ещё, что тут тоже «блат».  Поэтому нам светил только плацкартный или общий вагон. Попали в плацкарт.  Никакой специальной формы. Свободная.  Сохранилась наша стройотрядовская форма с первого курса. Вот в ней-то я и начала свой трудовой «проводницкий» стаж.

Обучение тонкостям работы проводником давалось очень сложно. Особенно тяжко давалось устройство вагонов. Запомнились некоторые названия частей вагона – буферы, рама суфле! Кипятильник! Сколько тонкостей, чтобы залить в него воду, разжечь топку, вскипятить воду. А потом – её, воду, если осталась, обязательно слить! Потому что более двенадцати часов кипячёную воду держать в кипятильнике нельзя! Для питья есть отдельный краник с холодной водой. Вот! До сих пор помню! Постельное бельё. О-о-о! Пересчитать, принимая, пересчитать, сдавая… Если не хватит - вычет из зарплаты. А не хватало. Особенно полотенец. Прихватывали пассажиры в те времена полотенца, как умудрялись нас, девчонок, дурить, не знаю! Но, при всей нашей скрупулёзности и внимательности, именно полотенец часто недосчитывались. Платили, а позже, поднаторев, научились выкручиваться.

Опытные проводники, с которыми первое время практиковались, научили тому, чему не обучали на курсах. Тонкостям мастерства. Практическим навыкам, как говорится. Например: чтобы подстраховать себя от материального ущерба, можно немного « схимичить». Иногда постельное белье пустить «по второму кругу». Частенько пассажиры, просидев ночь в ресторане, так и не ложились на постель. Продавали бельё еще раз. Или делали комплекты из неиспользованных частей комплекта. Опытные проводницы шли еще дальше.  Мы, студентки, возмущались, и не делали так.  Лично мы! Честно! Например, увлажняли простыни после одной ночи использования,  плотно их складывали, чтобы постель была, типа, проглаженной . Ну… и всякие другие такие штучки были в ходу.

На что только не шли опытные проводники, чтобы заработать!
Чай. Экономилась заварка. Абсолютно случайно подсмотрела, как в чайничек опытным проводником подсыпалось чуточку питьевой соды, и заварка делалась черной, густой.  Больше порций чая заваривали. И зарабатывались лишние копеечки. Чай без сахара стоил две копейки. С сахаром – три. С печенюшкой – пять копеек.  Когда поднаторели на этой работе, зарабатывали себе на пропитание мелким бизнесом. Слова такого ещё не знали, а дело научились делать. На станциях покупали вафли, конфеты и продавали на одну-две копейки дороже. И пассажирам нравился широкий выбор сладостей « к чаю» и мы стали бегать в вагон-ресторан борща поесть. А есть хотелось всегда! В поезде всегда есть хочется.

Уборка вагона. Самая неприятная миссия в этой работе. По правилам – один раз в день уборка влажная, два раза – сухая. Уборка в плацкартном вагоне очень  отличалась от уборки в купейном вагоне. Но в купейный вагон попасть сложно!  Мне повезло!  Я умудрилась поработать в разных вагонах. И даже - в общем. Попадались пассажиры, сочувствующие нам, девчонкам. Помогали туалеты мыть, сами купе свои промывали. Ведь поездка до Москвы длилась почти семь суток.
Разные пассажиры, разные поездки.  Чего только не приключалось. Мы же молодые, активные. Но работали добросовестно. Плюс в том, что пожилые пассажирки жалели нас, студенток. Частенько помогали нам убирать вагон. Особенно туалетные комнаты. Подкармливали. И мы им платили своим добрым отношением и уважением.

Однажды, после озера Байкал случилась авария. Дождями размыло пути и с рельсов сошли вагоны товарного поезда. Наш состав шёл следующим. Представляете, что мы пережили? Мы бегали по вагону и успокаивали пассажиров. А после длительной стоянки, проезжая место трагедии, видели перевёрнутые вагоны, сгоревшие, искорёженные.
 
В другой раз нас в Благовещенск из Москвы не пустили из-за наводнения. Мы помогали пассажирам эвакуироваться. Их перевозили на вертолётах, пересаживали в наш поезд, его развернули в Благовещенск, а нас снова в Москву, мы принимали измученных пассажиров из того состава. Помогали им, как могли . Успокаивали, отпаивали чаем. Было израсходовано всё пастельное бельё. Мы не знали, как придётся ехать обратно без белья. Ведь всё штамповано. Никто нам его не поменяет в Москве. Но Москва пошла навстречу. И дали в долг свои комплекты с бельем.
Более опытные студенты, работавшие проводниками уже не первый год, возили «зайцев». Это было «модно. На остановках проводники со встречных поездов интересовались:
-Ты сколько зайцев везёшь?
-А ты?
-О, у тебя больше. Ладно, нагоним!

Мы боялись. Однажды сами поймали в своём вагоне безбилетника. Намучились с ним. Ревизоры проходили по составу. Попробуй, докажи, что не наш! Пришлось прятать. В «собачник». Ох, натерпелись страха! Но пронесло. Больше не рисковали.
В одной из поездок подруга пбежала на вокзал купить еды. Это было в Новосибирске. В вагоне много молодёжи. Прибегает и рассказывает:
-Там, на вокзале, цыгане спят на полу. У них постели с подушками и на одеялах белые пододеяльники.

Молодёжь не поверила.  И побежали под руководством дежурного проводника, с моей подружкой,  на вокзал смотреть на цыган. Моя смена закончилась. И я уже спала. Вдруг, меня стаскивает начальник поезда с полки и разной бранью отчитывает. Понять ничего не могу. Поезд стоит.
- Ты сорвала стоп-кран! Не выкручивайся. Будешь платить! Сознавайся. 
Подруги нет, переполох! Оказывается, посмотрели на цыган, а поезд двинулся. Вагон без проводника. Дверь открыта. Пассажир из нашего вагона видит, толпа молодёжи из нашего вагона мчится. Ну, что делать, сорвал стоп-кран и спрятался в купе, когда разбор полётов начался. Отставшие от поезда пассажиры успели – таки в последний вагон заскочить. Вот такая история с цыганами произошла.

Как-то, проезжая станцию моего детства, я стояла у вагона и философствовала:
-Это Анджеро-Судженск. Здесь я пошла в первый класс. Интересно бы посмотреть школу…
А поезд, отстоявший свою одну минуту, двинулся. Если паровоз долго пыхтел, прежде, чем тронуться с места, тепловоз набирал скорость долго и медленно, то электровоз сразу брал с места все свои семьдесят пять километров в час. Мне кричат, я оглянулась, ой! Бегу за вагоном, протянула мужчинам руки, а на ступеньку ноги поднять не могу. Тянет их под вагон. Поезд мчится, и я развиваюсь по ветру. Как гимнастка воздушная.  Кое-как меня затянули, платье на животе порвала, живот ободрала весь. И такой дикий смех на меня напал. Истеричный. Сижу на полу в тамбуре, поезд мчится, дверь открыта, деревья мелькают, поля, а я хохочу. Пассажиры столпились возле меня, тишина гробовая, смотрят. А в руке у меня флажки. Красный и жёлтый. Крепко держу, вцепилась, не вытянут никак. Худенькая была. Сорок семь килограммов. А то бы не затянули, думаю…