Докиевская Русь-18

Осипов Виктор
        Вспомним летопись (в переводе Д.С. Лихачева):
        «И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси...  Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев...»
        Очень интересно. В летописи буквально написано «И избрались» - то есть «избрали себя»? Это как? Сами себя избрали? Вот это настоящая демократия!  Не то что в нынешнее время, «не то что нынешнее племя. Богатыри. Не Вы.» (Лермонтов). Такую бы демократию современным депутатам! И избирательные компании не нужны!
        Смотрим древнерусский текст: «иизбрашасятрибрата». Как бы вы, читатель, написали по современному? Язык не проворачивается произнести «перевели на современный русский».
        Как не крутись, в древнерусском тексте летописи написано «избрашася». Или, разбивая на слова, предложить «избраша ся». Хрен редьки не слаще, учат нас древние словене.
        Было бы просто «избраша», то есть «избрали». Было бы легче.
«иизбрашасятрибратасродысвоимипояшапособевсюрусь» - говорит нам летопись.   «и избраша ся три брата с роды своими пояша по собе всю русь» - говорит нам современный синтаксис и Лихачев.
        Здесь интересно слово «пояша» - прошедшая форма глагола «взять в жены, жениться». А это откуда, куда нам воткнуть в насквозь политизированный текст о призвании варягов этот глагол?
        Современные профисторики решают этот вопрос просто: во всех словарях данный глагол переведён как «жениться, взять». А куда исчезло «взять в жены»? «В жены» - забыли. И осталось только слово «взять». И переводят это предложение так: «И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли...»
        Историки до сих пор предпочитают спорить о том, является ли фраза «пояша по собе всю русь» поздней вставкой [Шахматов 1908: 340; Петрухин 1995: 54], и что имел в виду летописец, вписывая фразу. Летопись говорит только о том, что варяги-русь были призваны «из-за моря» и что в земли словян и финнов пришла «вся русь». Поиски племени или русь в Скандинавии и на территории Восточной Европы оказались тщетными, и возобладала точка зрения А.А. Шахматова. Как видите, профис-торики искали  лишь «племя русь». Слово «пояша» их не интересовалао.
        Так что же означает «пояша» в тексте? «Три брата избрались жениться на всей Руси»? Взять в жены, жениться — означает создать семью. Но не только. «Пояша» означает в то же время и то, что мужчина возглавляет семью. Матриархат остался в дапеком прошлом, борьба за эмансипа-цию женщин — дело далекого будущего.
        Так что «пояша по собе всю Русь» означает и то, что Рюрик согласился возглавить всю Русь. Стать главой нового, по данным летописца, государственного образования. Так в 862 году появи-лась Русь, по мнению летописца. Но какого нового?
        Ведь летопись сообщает, что  (в переводе Д.С. Лихачева)               
        «И пошли за море к варягам, к руси...  Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь...»
        Становится понятным, что Русь уже была до прихода послов чуди, словеней и всех кривичей. Иначе к кому они направились? И в тексте Лаврентьевской летописи черным по белому написано: «Сказали руси...» Руси — в дательном падеже (сказали кому?). Кто сказал? Чудь, словене и все кривичи. Которые направлялись к Руси. И потому мы немного откорректировали перевод Лихачева, на что, как известно, имеем полное право — ведь текст летописи сплошной, без знаков препинания:
        «И пошли за море к варягам. К Руси: те варяги назывались русью, как и другие:  свевы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти русь.»
        Так что никакого призвания не было, оно было придумано в XVII-XVIII веках. Было воссое-динение чуди, словен и всех кривичей с Русью, или, что возможно, на первичное присоединение к Руси.
        И летопись сообщает, что избрались три брата. Можно сделать вывод, что было три Руси? До призвания? Да и арабские товарищи IX – X веков нам «помогают», сообщают они, что было как раз три Руси — Славия, Куявия, Артания. Не отсюда ли и количество братьев? Чтобы связать количество Русей арабских товарищей  с количеством братьев русских летописей?
        Поэтому-то и не сообщает Лаврентьевская летопись, куда прибыл Рюрик после избрания. Тогда было бы совсем просто. А так вы поломайте голову, как оно было на самом деле. О Синеусе и Труворе сообщает место прибытия (и то сомнительно, уж больно много исправлений и подчисток в этом месте летописи), а про Рюрика — молчок.
        Итак, Рюрик возглавил варягов, свевов, норманов и англов, готландцев и чудь, словен ильменских и всех кривичей. И позже присоединил к себе полоцких кривичей, мерю, весь и мурому. Огромная держава получается, однако. «В год 879 умер Рюрик и передал княжение свое Олегу-родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал» - сообщает Лаврентьевская летопись. Заметьте, «передал княжение» - а то многие профисторики пишут, что Олег был регентом при Игоре. Олег был полноправным Великим князем данной Руси.
        Затем Олег присоединил к владениям Рюрика полян, древлян, смоленских кривичей, северян, радимичей. Чуть попозже — хорват, дулебов, тиверцев.  Еще более огромная держава, чем при Рюрике. Превосходящая по размерам современную временам Олега Византийскую империю или по крайней мере равную Византии.
        Встает вопрос — можно ли по Лаврентьевской летописи идентифицировать доолеговых хотя бы одну — две Руси арабских товарищей?
        Давайте попробуем. И снова Лаврентьевская летопись, недатированная часть (в переводе Д.С. Лихачева):
        «Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели   они   по Днестру   до   самого   моря, и сохранились   города их  и  доныне - и греки   называли   их   "Великая Скифь».
        И в другом месте летописи (в переводе Д.С. Лихачева):
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь".
        Как Вы думаете, если греки дали название группе народов — это случайность?
        Во-первых, все разговоры о том, что «Великая Скифь» закончила существование в III веке до нашей эры — это из другой оперы. Великие князья Олег, Игорь и Сятослав на протяжении ста лет воевали и заключали договора с греческими царями. Так что Великая Скифь — понятие вполне современное для IX века нашей эры.
        Во-вторых, получается, греки называли страну Олега Великой Скифией.
        В-третьих, обратим внимание на следующее предложение из приведенной цитаты:
«И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная».
        То есть  поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, хорваты, дулебы, волыняне, уличи и тиверцы — лишь часть Великой Скифии. Но летописец утверждает, что жили они «в мире». Почему летописец обособляет эту часть Великой Скифии? Значит, они вместе образовывали какое-то отдельную часть Великой Скифии. А в другой части части Великой Скифии жили чудь, новгородские словене, полочане, все кривичи, весь, мурома и меря, варяги, урмане, свевы  и англы, готландцы, чехи и поляки?
        Арабские товарищи подсказывают нам, что поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, хорваты, дулебы, волыняне, уличи и тиверцы - скорее всего, Куявия. От Куява — Киева. Но это опять арабские товарищи так называют, это арабское название.
        А вот со второй Русью попроще. Опять обращаемся к Лаврентьевской летописи (конечно же, в переводе Д.С. Лихачева):
        «И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти».
        Знаменитое место летописи. Выше мы уже разбирали перевод этого места, предложили свой перевод, из которого следует,  что и варяги, свевы,  урмане, англы и готландцы — тоже русь. Кроме них, в то же государственное обьединение могли входить и славяне балтийского побережья, чехи и поляки. И словене новгородские, чудь, все кривичи, меря и мурома. И все они входили в эту Русь, которую арабские историки называли Славией.
        Осталась третья Русь — Артания. На мой взгляд, это Тмутараканская Русь. Она ближе всего к арабам, они ее лучше знали и разместили и описали как остров. Ведь современная река Кубань разделялась на рукава, один из которых впадал еще в начале XIX века в современное Черное море, а вторым — в современное Азовское море. Вот и остров, ограниченный этими двумя рукавами Кубани, современными Черным и Азовским морями и   Керченским проливом.  Кстати, такой остров показан на средневековых картах, и не на одной.
        Получается, Великая Скифия состояла из трех частей — Славия, Куявия, Артания. Но все эти наименования — греческие и арабские. А самоназвание ее было Великая Русь.
        Недаром в договоре Олега 911 года с греками написано:
«... посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей...»
        Как видим, что-то много разных «светлых и великих князей». Как это обьяснить? Все просто:
        Олег — Великий князь Руси, а «светлые и великие князья» возглавляли составные части Руси - Славию, Куявию и Артанию.
        Практически мгновенное (по историческим меркам) по летописи согласие восточных славян именоваться «русскими» дает ответ.  Так по летописи. Это память о славных делах русичей до IX века, не стыдно и назваться русскими. А в действительности были русскими до «призвания варягов», остались русскими и после призвания.
        Олег, взяв Киев и Царьград, удостоился чести:
«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим. "От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет" а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года". А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет...»
        Почему — то в этот славный список летописец включил не Рюрика, а Олега, принявшего власть от Рюрика. Как же так, отсчет русских князей начался не с Рюрика? Почему?
        Летописец именно Олегу присвоил честь быть внесенным в этот список, потому что он обьединил все Русские земли, стал Великим князем единой Руси, в которую входили Славия, Куявия и Артания, взял в конце концов Византий (прибил щит к воротам Византия, что означало взятие города) и сделал Византий своей столицей, вернув прежнее русское название города - Царьград. Что и подтвердил великий князь Святослав, несколькими десятилетиями спустя сказавший княгине Ольге: «Там, на Дунае, середина моей Земли». Заметьте, середина его земли. Кстати, Святослав изредка бывал в Киеве.