Встреча выпускников

Борис Креймер 3
                Прошло  семь лет после окончания школы. Все повзрослели. Закончили различные ВУЗы и техникумы. Некоторые обзавелись семьями. А кое-кто успел развестись.

         Мы следили, по мере возможностей, за жизнью друг друга. Виделись не часто, но регулярно. А наша  славная "девятка" вообще не теряли связи и сдружились еще крепче.

         Девочки наши - другое дело!  Но в поле зрения их старались держать. Газетное объявление сообщило о традиционном вечере встречи выпускников. Обычно это мероприятие проводили в день рождения  В.И. Чапаева, чье имя  носила школа. А мы все были  "чапаевцами".

         В этот раз 9-ое февраля пришлось на пятницу. Мы перезванивались, уточняли, планировали. Прийти обещали все, кто составляли костяк нашего класса. Мы предвкушали нашу встречу с учителями. И волновались.

         Первыми пришли мы с Мэджем. Наша беседка была отремонтирована и выглядела, как мы привыкли. Пришли Бах и Рон. Едва осмотрелись, как подошли Мэл, Пул, Шур и Хом. Мы радовались и смеялись.

         Пришла Роза. Следом Диля. Чуть запыхавшись, прибежали Заф и Фар. Ждали Свету, Хача и Чапу. Вэла не было в городе. Пришла Света. Я встал ей навстречу. Она улыбнулась и уселась рядом со мной.

          Подоспели Хач и Чапа. Говорили все разом. Но и слышно было всех. Удивительно. Мы вновь были все вместе. Беседка была нашим любимым местом много лет.

         - Когда мы согласовывали встречу, слово   "беседка" никто, ни разу не произнес. А пришли все сюда. - сказал Заф. Он был взволнован.
         - Конечно! Это же наш храм! И не в прошлом, а всегда! Неотъемлемая часть каждого из нас. Столько всего слышали ее стены! Это наше святилище! - подтвердил Бах.

         - А помните, сколько Вы случаев разных мне и Чапе рассказали! Я сожалела, что не узнаю многого никогда! - посетовала Диля.
         - Первое впечатление! Мое! Наши девочки, это несомненно,  настоящие красавицы! Кроме того, что просто  преступно похорошели, нисколько не изменились! - сказал я. Ребята согласно кивали.

         - Спасибо! Комплименты мы слышали и слышим, но самые дорогие - это Ваши! А ты, говорят, стал писать очень приличные стихи? - Роза поблагодарила всех, а вопрос адресовала мне.
         - Ах, Роза! Не мне судить! Но разве раньше я писал, в том числе тебе, неприличные стихи?! - ответил вопросом я.
         - Ну вот! Я опять попалась! - под общий смех погрозила мне пальчиком она.

         - Если не ошибаюсь, сейчас февраль! Снег лежит! Идемте в наш класс! - предложил Мэдж.
         - На душе тепло! А организмы надо согреть! - Мэл жестом пригласил нас идти. Мы со Светой чуть отстали.

         - Ты счастлива? - осторожно спросил я.
         - Я замужем… А ты? - также осторожно спросила она.
         - Нет, Света! Я не замужем! - тихонько пошутил я.
         - Смешно… - чуть усмехнулась она.
         - Пойдем? - спросил я.
         - Потом проводишь меня и чуть-чуть поговорим! - она взяла меня под руку. Мы пошли в класс.

         В классе у дверей стояла Евдокия Михайловна. Она  поцеловала Свету, обняла и поцеловала меня.

         - Все ждут! Мне велено собрать  Вас здесь и позвать, когда рассядетесь. - она волновалась.
         - Приглашайте! Через минуту будем готовы! - сказал Бах. Евдокия Михайловна вышла.

         Мы с Мэлом и Бах с Зафом отодвинули стол к окну, развернули четыре парты и места для учителей были приготовлены. В арсенале были 10-ть букетов. 12-ть коробок конфет, 4-е бутылки шампанского и две бутылки коньяка.

         Еще были картонные стаканчики. И салфетки.  По расчетам Хома и Чапы этого было достаточно. Мэл принес фотоаппарат и выглядел собкором.

         Вошла Евдокия Михайловна, за ней  "историчка" Людмила Константиновна,  "химичка" Ольга Федоровна, "физичка" Тамара Семеновна. Ждали Юлия Зеноновича.  Он вошел в класс через пару минут.

         Евдокия Михайловна поприветствовала нас.
         - Мы очень, ждали встречи именно с Вами!  Вы и в школе знали, что Ваш класс и каждого из Вас любили все учителя. - она передала слово завучу.
 
         - Здравствуйте, дорогие  "чапаевцы"! Я кратко. Спасибо Вам за то , что Вы все годы в школе давали нам, учителям, возможность работать спокойно. - он посмотрел на нас и продолжил:

         - С Вами не было никаких проблем. Сейчас уже можно сказать с абсолютными уверенностью и удовольствием, что Вы лучший выпуск нашей школы! - он улыбнулся и вернул слово яЕвдокии Михайловне.

         - Я сразу сказала, что Вы все придете раньше и сначала соберетесь в Вашей беседке. И никакой мороз Вам нипочем! А сейчас скажу, что  есть к Вам несколько вопросов, которые нас мучают много лет. Пожалуйста просветите нас. - она рассмеялась.

         - Я начну  "допрос" первая. У меня два вопроса. Первый - мой! - Людмила Константиновна подошла ко мне.
         - Что за история с тремя пятерками "за Спартака"? - она рассмеялась. Я встал и пошел в центр класса.

         - Дело было так: мы  "проходили" древний Рим. Раиса Осиповна вызвала меня. Вопрос был о Спартаке. Я как раз прочел роман и хорошо знал материал. В общем, получил "пятерку". Понятно, что к следующему уроку готовиться не было нужды. Вряд ли вызовут. - я вдохнул побольше воздуха

         - Но Раиса Осиповна заболела. Ее заменила другая учительница. Она вызвала меня. И задала вопрос о Спартаке. В классе хихикали. Говорили, что я просто "Спартаколюб", но больше ничего толком не знаю. Короче, получил пятерку. - с удовольствием вспоминал я.


         - Наши потешались, а  "пятерочка" красовалась в журнале. Мэл, помню, говорил, что впервые в Истории ответ по истории прозвучал на "бис"! - все хохотали. И те, кто знал и Чапа с Дилей больше всех. Я продолжил:

         - Следующий урок истории проводила опять другая учительница. Мы ее не знали. Она сказала, что тему древнего Рима завершит… и вызвала меня. - я сделал успокаивающий жест.

        - В классе веселились. Но это им не помогло. Вопрос, ну конечно, был о Спартаке! Да! В третий раз! Подряд! И Ваш покорный слуга, то есть я, отхватил третью  "пятерку"! - я смеялся вместе со всеми. И закончил.

         - Выздоровела Раиса Осиповна. Увидела в журнале мои три пятерки. Спросила, как это я так лихо? Я рассказал, в классе опять веселились. Она тоже посмеялась, но менять ничего не стала. Вот такая история с Историей!- я закончил повествование. Все  смеялись и хлопали, как в театре.

         - Спасибо за рассказ! Второй вопрос касается резкого повышения успеваемости  "по английскому". Нонна Михайловна говорила, что Вы придумали  "новую методику". - начала Людмила Константиновна. Улыбаясь, закончила:

         - Поскольку она, оказалась  полезной, секрет не открыла. Мы надеемся узнать его сейчас. Нонна Михайловна не против. - смеясь, она села рядом с Евдокией Михайловной.

         - Автором идеи и первым , кто воплотил ее, был Хом. Он сейчас все расскажет. - я уселся рядом со Светой.

         - В том году панели стен в классе выкрасили в приятный светло-серый цвет. Я сидел на учительском стуле и карандашом что-то писал. Потом, не знаю отчего, черкнул по панели. С этого и началось. - он посмотрел на нас и повел рассказ далее.

         - Я обнаружил, что след карандаша не виден.  Через пять минут стало ясно: надпись на панели не видна с расстояния больше 25-и см. Мгновенно родилась идея писать под доской шпаргалки. - Хом перевел дыхание.

         - После перемены был английский. Мы написали несколько слов и фраз. Первым воспользовался Фар. Получилось отлично. Но это еще не было системой. Потом Пул, Мэл и Шур усовершенствовали ее и мы пользовались этими подсказками. - он рассказывал, мы поддакивали.

         - Наверное Нонна Михайловна поняла, в чем дело. Но "разоблачать" нас не стала. Мы писали шпаргалки, запоминали, где и что расположено и заучивали слова и фразы. Это и стало  "методикой". - закончил Хом.

         - Но на панелях другого цвета это не работало. Проверяли. Для других предметов тоже иногда писали. Но не столь часто. - дополнил Шур. Мы все слушали и вспоминали.

         - Все просто! Но ни в каком другом классе никто не додумался! - с нескрываемой гордостью сказала Евдокия Михайловна.

         - Что говорить! Они всегда и во всем были главными придумщиками! Создали  "Театр кукол" *, по сути заново создали радиоузел, подняли спортивный уровень до лучших образцов. Мы гордимся нашими любимцами! - Юлий Зенонович редко говорил такие слова.

         - Через час и 20-ть минут торжественная часть. Парадом сегодня командует второй завуч. Поэтому сейчас перемещаемся в буфет. Он откроется через сорок минут, а сейчас только мы. Берите, что надо и идем! - он первым вышел из класса.

         - Быстро открывайте и наливайте! У нас еще два вопроса и сюрпризы. - Юлий Зенонович снял салфетки с подносов. На них лежали горки слоеных пирожков.
         - Все, как в школьном буфете!  Это символично! Когда еще отведаем?! - заметил Бах.

          В этот момент вошли Майя Васильевна и Раиса Осиповна. Через две минуты они включились в ритм.

          - Радуюсь нашей встрече и предлагаю тост: За наших дорогих Учителей! -  провозгласил Рон. В стаканы полилось шампанское и мы чокнулись и выпили. Потом попробовали пирожки.

         - Моя очередь прояснить давнюю историю. Сначала расскажу, потом спрошу. - Ольга Федоровна подошла к Шуру.

         - Дело было в 9-м классе. Посреди урока Шур встал, сложил тетради и прочее в сумку, оделся и направился к выходу из класса. На мои вопросы не ответил и ушел. - она удержала Шура от ответа и продолжила:

          - Пытавшиеся догнать его, чтобы узнать, в чем дело, вернулись ни с чем. На следующий день он пришел ко мне и извинился. Извинился, покаялся даже. - вспоминала Ольга Федоровна.

           - Но не объяснил свой поступок. Что же послужило поводом тогда? - спросила учительница. Она отошла к Тамаре Семеновне. Шур встал так, чтобы его видели.

         - Ах! Глупо все было! Я поспорил, что смогу так сделать. И сделал! Спор выиграл, но до сих пор чувство вины осталось. Ольга Федоровна! Простите меня еще раз, пожалуйста! - она подошла и поцеловала  его.

          Мы тоже не знали истины и аплодировали. Дамам налили шампанского, нам коньяк. Пирожки были не школьно-буфетные. Явно сделаны на заказ. Это было произведение кулинаров-искусников.

         Подошла Света. Она смотрела мне в глаза, потом негромко сказала:

         - Не увлекайся! А мне дай глоточек из твоего стаканчика! - она взяла его у меня, сделала глоток и вернула.
          - Я тысячи раз представлял себе эту сцену. И вот, ты ее сыграла! - мне хотелось  выглядеть веселым.
          - Я тоже представляла сцены. Не будем об этом! - она
пошла к Евдокии Михайловне.

         - Теперь я! Уже сколько лет мы не можем ничего узнать! Речь идет о диспансеризации. Она проходила в директорском кабинете и приемной. Там стоял такой хохот и врачи выбегали. Но никто ничего не сказал. Надеемся, что это перестало быть тайной.

         - Я начну, а Бах дополнит и завершит. В кассе  "В" было мало ребят. Из них  пятерых прикрепили к  "А" и одного к нам. Саша... Семенов. Нет! Симонов! Так вот, нам велели разделиться на две группы по восемь человек. В первой группе с нами был Саша. Хороший парень! - жестом я передал нить рассказа Баху.

         - Строгая докторша сказала, что скоро вернется и начнем осмотр.
         - И никаких антимоний!  Входите голыми один за другим, без задержек! Одеваетесь и ждете вердикта. Если что-то не в порядке, будет дополнительная проверка! - она вышла из приемной. Туда входили и выходили врачи. Наконец все успокоилось. Хождения прекратились. - он улыбнулся, вдохнул и стал рассказывать далее.

         - Мы разделись до трусов и ждали. В приемную вошла женщина- врач, прошла в кабинет и крикнула что-то. Мы решили , что она вызвала первого. Первым мы назначили Сашу. Он у самой двери снял трусы и открыл дверь. Я подтолкнул его, шепнул  "удачи!" и неплотно прикрыл дверь, чтобы хоть что-нибудь слышать…

         - Здравствуйте! - поздоровался вежливый, голый Саша.
         - А-а-а! Нет! Не надо! Выйди! - раздались оттуда истошные вопли. Под их аккомпанемент из кабинета вылетел Саша, а следом выбежала  "докторша". Саша сидел в углу с трусами в руках. - сдерживая смех,  говорил Бах.

         Через две-три минуты все выяснилось. В кабинете была не доктор, а ее дочка. Девчонка лет шестнадцати. Увидев голого Сашу, она испугалась и закричала. Потом ей мама-доктор устроила взбучку. Осмотр мы проходили в трусах. - уже не сдерживаясь, смеялся вместе с нами Бах.

         Учителя хохотали. Мы помогали им, как могли. Потом вечер воспоминаний перешел в колею вечера встречи выпускников. Мы вручили учителям букеты и конфеты. То же самое и нашим девочкам.

         Пообщались со многими из нашего и предыдущих выпусков. Отдали Евдокии Михайловне список наших телефонов и адресов. Попрощались и гачали расходиться.

         Мы шли со Светой в сторону ее дома. Шли медленно и молча. Света повернулась ко мне.

         - Ты помнишь, как стучало мое сердце? - тихо спросила она.
         - Конечно! Я все помню! - ответил я. Тоже тихо.
         - Оно и сейчас стучит также! - еще тише прошептала Света. И потянула меня вперед. Мы подошли к ее дому.

         - Не говори, не надо! Просто не забудь меня! Не забудь меня! Я тебя не забуду! Не забуду! - голос ее дрогнул...

         Я шел домой. Почему-то не было грустно. Но я понял, почувствовал, что школа в самом деле окончилась. **


* - см. рассказ  "Театр кукол".

** - см. цикл рассказов  "Школа".