Время рассудит

Алексей Васильевич Евдокимов
Время рассудит.
------------------------
(Не могу справиться с самим собой, так и тянет возвратиться к думам, изложенным несколько лет назад. Есть ли в них зерно истины? Что изменилось и изменилось ли за промелькнувшие годы?)
Прошло четыре пятилетки, как мы живём якобы в условиях демократии, прав человека, либеральных ценностей, по законам рынка, уверенно движемся по пути цивилизации.
Путь так называемой цивилизации -это путь, образ жизни, ценности Запада.
Нам так часто напоминают, что  создаётся впечатление, что наши ведущие и способствующие, помогающие им сами в этом неуверенны.
Иначе зачем забивать все ТВ каналы, страницы газет казалось бы очевидным – добрые дела сами за себя говорят. Если они добрые!
Жизнь всё ярче, убедительнее и объективнее ежедневно, ежечасно показывает, что мы потеряли и что приобрели. Тем не менее каждый  человек мысленно в своей душе подводит итоги, своеобразный баланс.
Ещё сохранились газеты «застойного» времени. Читаю их с превеликим удовольствием – нередко дивлюсь их наивности с позиции сегодняшнего дня, отмечаю политическую трескотню, невольно просеиваю их сообщения, сравниваю с  нынешним днём – жила тогда страна, строила, развивалась. Двигалась, застоем и не пахло, ошибалась, сбивалась с верного  - но была в движении! Стремилась к будущему, верила в светлое.
 Что не могу сказать, к глубокому сожалению, о теперешнем времени..
Тогда было сообщество, было и гражданское общество, хотя и не без недостатков и фальши.
Лозунг дня – сам за себя, выживает сильный, утопи слабого, не подай ему руки. Не вижу большой необходимости напоминать, перечислять, что было воздвигнуто, построено, сдано, пущено – люди моего поколения до последнего дня это будут помнить. Он были участниками тех славных дел, их гордость за славные дела молодости, наверное, главный и единственный их капитал.
Современному «демократу» не познать жизни студенческого стройотряда, радости пущенного цеха, заселённого заводского дома…
Вспомним набившую оскомину тему, оплёванную,, искажённую, извращённую, но не ушедшую из памяти людей. В обществе людей, в государстве, в коллективе всегда есть организующая сила, должна быть. Сила, удерживающая людей в рамках закона, часто и несовершенных, поддерживающая их мораль, нравственность, удерживающая людей пусть и с переменным успехом от звериных , жестоких инстинктов.
Никто не может отрицать – такой организующей силой, штабом была компартия. Можно давать ей разные оценки, по-разному оценивать её лоцманские труды. Но рулила она и за всё она в ответе, и за хорошее, и за плохое. А оценку выставляет время и только время.
Я жил в те годы, имел довольно близкое к партии, пусть и на низовом уровне, видел её методы работы, помню её инструменты, помню людей теперь называемых « партийными функционерами».
Я дорожу памятью об этих людях. Горжусь знакомством с ними. Все они были разные. И несмотря на ошибки, заблуждения, человеческие слабости вполне земные – это были замечательные люди.
Это особенно зримо в сравнении с теперешними партийными функционерами. Только потерявшие здравомыслие в озлоблении могут сказать, что они думали только о себе.
Не испытываю нужным говорить о плохом того времени и без меня много сказано и продолжают без устали качать грязь. Не считаю нужным говорить о деяниях теперешних деятелей – при всей маскировки «радиопомехах» они видны всем, и даже незрячим.
Очень желательно провести некоторые сравнения, жизненные параллели. Люди живут реальной, повседневной жизнью и часто не задумываются, какая политическая погода за окном…
«Всем управляла партия…»- и это правда. Так и было.
Управляла партия, а штат её ни в какое сравнение не идёт с сегодняшним  до неприличия разбухшим аппаратом.
В Уваровском горкоме работало чуть более 20 человек. И это при том, что работали заводы, транспорт, строилось жильё, сдавались цехи, школы, больницы, развивалось сельскохозяйственное производство – за всё отвечала партия.
Как теперь? Люди видят и дают свою оценку повседневно, это теперь наступил застой, застой не придуманный.
Ни одну проблему не удалось решить: тяжёлым камнем нависают безработица, безденежье, коррупция, преступность, безнравственность, пошлость.
Партийных работников можно было обвинять в подмене хозяйственных и советских руководителей, во вмешательстве в производственные и другие процессы. Можно обвинять в регламентации, навязывании людям своего понимания духовных ценностей.
Духовные ценности! Как велика им цена! Как важны они в человеческом общежитии!
Обрели свободу – высшее достижение нашего времени, говорят нам. И свобода обернулась вседозволенностью, бесхозяйственностью, разгулом пошлости. Нужна ли нам такая свобода?
Пушкин АС страдал от цензуры, но он никогда не выступал за её отмену. Мечтал о мудром и неподкупном цензоре…
Вспомним- ценили человека труда, поднимали его на щит, грамоты ему вручали. Песни пели. Пусть воспринимали люди с долей иронии, но каждому было приятно, и грамоты до сих пор хранят. А грязное, оскорбительное, унизительное слово от царской офицерской кости «быдло» уже забыли- правда, как оказалось не все! В случае крайней нужды, когда хождение по всем другим порогам ничего не дало, человек шёл в райком и получал там ответ. Секретарь райкома обязан был принять посетителя с любым вопросом и никто  не спрашивал партийного билета, паспорта и записи на приём.
А если кому либо становилось в тяготу общение с народом, то к нему прилипало народное, не смываемое «закомиссарился!».
В райкоме человек чаще всего получал положительный ответ.
За волокиту, казуистику, бездушие сурово спрашивали. ЦК КПСС да же постановление издал «О критике и самокритике в Тамбовской парторганизации».
Райком был надведомственной организацией и в силу этого являлся объективным арбитром в спорах руководителей. А какие разгорались споры!
Райком, как правило, проявлял объективность, обладал большой властью, и это давало возможность решать вопросы, не выходя из кабинета секретаря райкома.
Партийные комитеты были всё же эффективными органами управления, несмотря на малочисленность  штата и наличие немалых недостатков, которые теперь так видны с позиций десятилетий.
Что бы теперь ни говорили – к партийным комитетам было уважение. Это было главным. Может быть, не столько уважение, как уверенность в неотвратимости возмездия в случае невыполнения его распоряжений.
Существовала дисциплина, так нужная человеку, а русскому в первую очередь.
В семидесятые-восьмидесятые годы уже не боялись, что расстреляют или сошлют, а дисциплина оставалась, хотя и покачнулась. Будем объективны, тогда было не модно, а часто не позволялось критиковать правительство, но ближнему руководителю на рабочем собрании могли всё высказать.
Теперь всё наоборот – правительство критикуют, а оно слабо слышит, а хозяина  не тронь – завтра останешься без работы и с клеймом скандалиста., бузотёра.
Райком партии, его секретари были уважаемы, им верили, знали, что они всегда выступят на стороне справедливости. Ещё школьником слышал от какой-нибудь разгневанной старушки:»Пойду к Сучтёву ( первый секретарь Сучков!), он найдёт правду!
Трудно вспомнить, в каком году это было: люто холодная зима, отчётно-выборная партийная конференция, на неё ожидали первого секретаря обкома А.А.Хомякова.
И вдруг явилась гневная толпа женщин и заняла первый ряд кресел во дворце:»Не уйдём, пока не встретимся с Хомяковым. У нас неделю не топится дом!».
Срочно были вызваны управляющий трестом Н.Д.Лазин, директор завода В.И.Шестаков, сняли бригады ремонтников и к вечеру отопление  в дом подали…
Часто теперь задумываюсь над жизнью, судьбой «партийных функционеров». Партийные работники ещё на стадии перехода в эту категорию как бы давали обет безусловного подчинения, отказа от личного комфорта во имя общего дела. По крайней мере, никто не помышлял использовать своё кресло служебное «для того, что бы грести с него ренту» (слова В.В.Путина).
(Теперь мне никто не покажет особняк, дворец-виллу Первого секретаря! Не было у них дворцов!)
За редким исключением, каждый из них был готов, не раздумывая, отправиться туда, куда пошлёт партия. Так было!
Ничего подобного теперь нет и быть не может, на улице теперь другие идеалы…
Взяток тогда не брали. Бывшие партийные  работники теперь такие же нищие, как и бывшие токари-пекари.
Теперь часто происходят промышленные аварии, были они и тогда, думаю, всё- таки реже чем теперь. В этом случае горком парии привлекал все наличные силы, ему всё было подчинено. Подключались все специалисты, никому не приходило в голову даже подумать: «Это не моё дело!».
И это было правильно, не то, что теперь- коммунальщики со своей хилой техникой устраняют, а со стороны  подают советы. Критикуют, да ещё и злорадствуют…
Ещё не пришло время взвешивать что лучше: «тогда» или « теперь". Пусть жизнь сама рассудит. Но уже ясно лукавые предсказания либералов о скорой розовой жизни русского мужика не сбылись. А если бы меня кто-нибудь спросил: «Ты в какой вагон? Туда, назад или в «цивилизацию» вперёд?
Не задумываясь. Ответил бы: Туда! Туда!
И с помятыми боками «рынком – базаром»  , ложью, предательством, хамством был бы в рядах самых активных борцов за чистоту партии. Хотя с горечью считаю -  в первую  очередь она повинна в гибели СССР, способствовала этому, саморазложившись, оказалась неспособной защитить великие достижения, созданные и при её участии.
Считаю.  партия совершила грубейшую и непростительную ошибку, забыв завет Ленина, что правящая партия должна помнить, что в поисках чинов к ней ежечасно примазываются опасные попутчики, готовые в любой момент предать её идеалы. Это и случилось. История  тоже отметит на своих страницах, как отметила многое на трудном и кровавом пути Матушки-России.
Апрель 2006 года.