Пробуждая воспоминания 20

Борис Алтайский
   В июле 1945 года дивизию перевели в Шепетовку, что на Западной Украине. По ночам стреляли (убивали мирное население, советских работников, милиционеров) украинские националисты - их называли бандеровцами и считали бандитами. С тех пор прошло много лет, всё изменилось, и теперь это - "борцы за свободу".  Забегая вперёд, скажу, что и потом, уже находясь в Латвии, я много слышал о лесных братьях - тогда их тоже называли бандитами, а теперь - "борцами за свободу", героями, национальными партизанами.
   Однако, можно ли считать героизмом такое: вооружившись немецкими автоматами и гранатами, выходить из леса и нападать на дома крестьян, убивать беззащитных председателей колхозов, простых людей, отказывающихся снабжать лесных братьев продуктами, которых и самим не хватало? Ведь "герои" не провели ни одной военной операции, а будучи вооружёнными, нападали на безоружных. Вроде бы для этого особой храбрости не требовалось.

   В Шепетовке я испытал на себе, что такое малярия: каждые три дня меня трясло так, что эту тряску удержать нельзя было. Затем наступала ужасная слабость. Помню, я не смог в такой момент удержать в руках буханку хлеба. В медсанбате, куда я обратился, врач установил диагноз сразу, на основании моего рассказа о проявлениях болезни, выдал мне таблетки акрихина, указав, как их принимать, и в течение нескольких дней приступы прекратились.

   Я получил отпуск и поехал в Латвию, куда к тому времени вернулись из эвакуации мои родители и младший брат Юлий. Здесь я заболел желтухой, к счастью, легко, и после выздоровления ещё около полугода служил в одном из военно-строительных подразделений в Риге.
   Вернувшись в Латвию, мы узнали, что в рижском гетто, среди десятков и сотен тысяч уничтоженных евреев погибла бабушка по материнской линии, её сын Павел со своей женой, братья бабушки, а также много других близких и знакомых. В Резекне местные негодяи убили моего деда Абрама, папиного отца - кроткого восьмидесятилетнего старика - и бабушку - тихую, неприметную старушку. Убили ещё до акций немецких фашистов - просто так.

   В конце декабря 1945 года меня демобилизовали, и Новый, 1946 год я встретил уже штатским человеком.