Игольная история

Саша Снежко
ИГОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ



Однажды Иглу, вышивая во дворе, потеряла Хозяйка. Игла упала в траву и сколько женщина ни скала её, тонкий голос Иглы («Я здесь!») она не услышала. В дом ушла огорчённая. Ведь это была её любимая иголка. А Игла погоревала и осталась лежать в траве, надеясь, что её найдут. Сочная трава для неё была похожа на дремучий лес. Она смотрела по сторонам и вдруг услышала, как во двор въезжает автомобиль.
- Осторожно! Не раздавите меня! Я здесь! – закричала Игла.
Одно из колёс остановилось совсем рядом с нашей героиней.
- А ты не суйся туда, куда тебя не просят, – сказало Колесо.
- Попрошу не тыкать! Мои предки, между прочим, появились в этом мире гораздо раньше, чем твои прапрапраколёса.
- Неужели? – хмыкнуло Колесо, – И когда же?
- Мой предок появился ещё во времена палеолита. И был сделан из обыкновенной кости. Древние люди шили костяной иглой себе одежду уже тогда. Одежда была из толстых, плохо выделанных шкур, и для того, чтобы их сшить в иглу вдевали жилы животных, тонкие лианы или жилки пальмовых листьев. Поэтому древние иглы были очень толстыми.
- Глядя на тебя, трудно поверить, – сказало Колесо. – Не в родню ты пошла. Уж больно тоща и тонка.
- Мои предки вскоре тоже стали тонкими. Когда люди научились добывать металл и иглы стали делать из бронзы. Новые иглы были такими тонкими, что в них можно было продеть конский волос! Ушка в то время еще не знали и второй конец мглы, тупой, просто загибали маленьким колечком.
- Ишь какая умная! И откуда ты это всё знаешь?
- По вечерам Хозяйка читает своим детям книгу «Тайная жизнь вещей». В ней была и история моей родни. Оказывается, что в Древнем Египте уже в V веке до н.э. были иголки, которые практически ничем не отличаются от современных. Они были же такими стройными и изящными, как я. А не тощими! - фыркнула Игла.
- Если твои предки из Африки, как они попали в Европу?
- Мудрая книга говорит, что моих предков завезли в Европу арабские купцы в ещё XIV веке. А когда изобрели дамасскую сталь – иглы стали делать из неё. А потом в Европе сами научились делать иглы методом ручной ковки. Мои предки прошли огонь, воду и медные трубы!
Иглы в те времена назывались "испанскими пиками", потому что кроме Германии производились в Испании - даже шли на экспорт. Уже потом инициативу перехватила Англия, когда иглы стали производить на заводах.
- Было бы отчего нос задирать! – буркнуло Колесо. – Игла она и есть игла. Кроме пошива одежды да штопки лохмотьев вас и использовать-то некуда. А когда игла сломается, её, в отличие от нас, колёс, и починить нельзя. Взять да выбросить как негодную вещь
- А ты свой гонор поубавь, – сказала Игла, – Я кроме одежды еще имею отношение и к искусству!
- Ой-ой-ой! Это какое же? Может тобой картины писали? Что-то я не слышал об этом.
- Картины писали кистями. А вот офорты делали с помощью игл.
- Офорты? Что за диковинка?
- Темнота ты круглая! Офорт — это вид гравюры, в котором рисунок процарапывается иглой на металлической доске, покрытой слоем лака, а потом поливали кислотой – и она разъедала бороздки, рисунок становился более отчетливыми. Доску намазывали краской и делали оттиск на бумаге. Так появлялся офорт! У Игл для офортов не было ушка, а заточенные кончики напоминали конус, лопатку или цилиндр. Так что ты зря язвишь – без крепких стальных игл офорт и не родился бы.
- Ой-ой-ой! Какие мы художники! Ты теперь, наверно, большая знаменитость: чтобы подкатить – надо разрешение спросить?
- Мы, конечно, не художники, но без нас мир не узнал бы великих мастеров офорта Дюрера, Гойю или Рембрандта. Всему миру они известны в первую очередь как живописцы. У моей Хозяйки в гостиной висит один из офортов великого Альбрехта Дюрера и я всё время любуюсь им.
- И что там изображено?
- Гравюра называется «Меланхолия». Я слышала, как Хозяйка говорила детям, что «Меланхолия» — одна из наиболее таинственных работ Дюрера из-за множества аллегорий.
- Каких ещё аллегорий? Наслушалась словечек и сыплешь ими налево и направо без разбору.
- Ты слыхом не слыхивало про офорт, поймёшь ли про аллегорию? А про Петра Первого знаешь?
- Слышало что-то, – ответило Колесо. – И причём тут этот Пётр и почему он первый? Первым иголку сделал?
- Темнота! Пётр Первый – великий русский царь. В 1717 году он издал указ о строительстве двух игольных фабрик на реке Проне.
- Это где ж такая?
- В Рязанской области. В нашей семье существует легенда, передаваемая из поколения, что царь Пётр, посетив фабрики, демонстрировал рабочим свое кузнечное мастерство. Так появилась моя прапрабабушка. Она у Хозяйки хранится на красной подушечке, под стеклом.
- И что ею шьют?
- Ею уже ничего не шьют. Просто любуются и истории рассказывают. Вот ты говорило, что сломанную иглу надо выбросить, а в Японии к иглам относились всегда с большим почтением и уже более тысячи лет каждый год 8 декабря проводят «Фестиваль сломанных игл». Для игл сооружается специальная гробница, в которую кладут ножницы и наперстки. В центр ставят миску с тофу, ритуальным соевым творогом, а в нее — все иглы, которые сломались или погнулись за прошедший год. Потом одна из швей произносит специальную молитву-благодарность иглам за хорошую службу и тофу с иглами, завернув в бумагу, опускают в море.
- Прости меня – сказало Колесо – Я тебе свою историю расскажу. Она тоже интересная…
Но в этот миг из дома вышел Хозяин, завёл машину и уехал. И Игла снова осталась лежать в траве, ожидая, что её найдут и отвезут на Фестиваль сломанных игл в Японию.