О наградах

Анатолий Белаш
       Иллюстрация - Орден "За жертвенное служение"

                Таланту ни к чему чины и пост.
                Его интересуют соль и суть.
                А те, кто не хватает с неба звезд,
                Стараются навесить их на грудь.
                И.Губерман       

.                Впервые Почётную грамоту я получил, кажется,  в 1958 году, через пару лет после начала своей работы на производстве. Я находился в командировке в Душанбе накануне октябрьских праздников и был как представитель северной группы партий приглашен  на  совместное заседание профсоюзного комитета и руководителей Геофизической экспедиции.
               
                Одним из вопросов заседания было награждение сотрудников почётными грамотами. Начал говорить председатель профкома, он предложил наградить  грамотой начальника экспедиции Ж. Потом выступил Ж, предложивший кандидатуру председателя профкома. Обе кандидатуры были приняты, и обсуждение продолжалось. Когда почти все присутствовавшие (а может быть, и все) оказались в числе награждённых, председатель профкома с тоской  посмотрел на меня, немного помешкал и выдвинул мою кандидатуру.
            
                Каждый год перед октябрьскими и майскими праздниками, а также в связи с различными юбилеями меня приглашали на заседания, так называемого «треугольника» - профкома, парткома и представителей администрации, где обсуждались вопросы подготовки к празднествам, в том числе, распределения наград, так что всю эту кухню я знаю неплохо. Таких комичных ситуаций, как в 1958 году, я, правда, больше не наблюдал, но её элементы были всегда.

                Ордена и медали, почётные грамоты Верховного Совета тоже присуждались чаще всего к различным праздникам и юбилеям Республики и Союза. Обычно перед такими событиями в экспедицию из городского комитета партии присылалась разнарядка, в которой указывалось, сколько и какие ордена и медали выделены, и кого рекомендуется представить к награждению (указывались должности, национальный и возрастной признаки представляемого к награждению).

                Эти ограничения часто ставили нас в тупик. Попробуй найти кандидатуру на медаль, к примеру, рабочего, если у нас большинство рабочих были сезонными, менявшимися ежегодно, часто работавшими всего лишь по три-четыре месяца.  Представляем кандидатуру водителя, но с нами не соглашаются, дескать, водители не совсем рабочие. Хотя горком не прав, спорить с ним не приходится, да и сами понимаем, чем это вызвано -  очень часто представляются шофера персональных машин начальства.

                Просим заменить рабочего мужчину - нам идут навстречу и «спускают» кандидатуру женщины-техника местной национальности. С трудом и спорами находим и представляем таджичку, лаборантку химлаборатории, техника по образованию, но её не принимают – нужно, чтобы она в штатном расписании по приказу числилась «техником». Выбрали кандидатуру, так ещё нужно, чтобы на неё не «имел зуб» секретарь парткома или председатель профкома.

                Так, примерно, идет подбор кандидатур. Совершенно ясно, что половина награждаемых - люди случайные, просто «приятные во всех отношениях». При этом добиться награждения человека за действительно стоящее дело в период между юбилеями было практически невозможно.

                Всякими грамотами, значками и знаками награждали так обильно, что они потеряли всякую ценность. В 90 годы, когда все социалистическое и советское уходило в историю, я встретил в трамвае девчушку, у которой вдоль штанины джинсов располагались в ряд с десяток значков «Отличник социалистического соревнования» разных годов.

                Как обстоят дела с наградами в современной России, можно лишь догадываться. Пишут (то ли почитатели, то ли недоброжелатели), что С. Кириенко, будучи главой Росатома, стал засекреченным Героем России. А рассекреченный  Панамским досье «герой офшора»,  миллиардер А. Ротенберг -  теперь Герой труда России.

                Мелкие честолюбцы награждаются разными орденами, медалями и знаками  многочисленных союзов и движений.  Казачий союз учредил  орден «За Веру, Волю, Отечество». Общероссийское общественное движение «Россия православная» - серебряный орден «За жертвенное служение».
 
                Честолюбцы, дерзайте!
               
                А может быть, лучше "следите за собой, чтобы дела праведности не творились у вас напоказ, для зрителей, иначе нет вам награды у Отца вашего, который на небесах" (Нагорная проповедь)