12. Любителям творчества Н. Гумилёва. Анонс-ДР

Евгений Говсиевич
12. ЛЮБИТЕЛЯМ ТВОРЧЕСТВА Н.ГУМИЛЁВА. АНОНС-ДР

15 апреля 1886 г. родился Н.ГУМИЛЁВ - один из самых ярких поэтов Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик (1886-1921 гг.)/(35 лет).

В связи с этим событием в «Литературном дневнике» опубликована  статья «Ко Дню рождения Н.Гумилёва», в которой представлены мнения о Н.ГУМИЛЁВЕ известных писателей, критиков и литературоведов.

Статья подготовлена в соответствии с «Планом публикаций литературоведческих  статей в «Литературном дневнике» на 2020 г.»  http://www.proza.ru/2020/01/10/596.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Айхенвальд Юлий Исаевич «Силуэты русских писателей».
Волошин Максимилиан Александрович «Воспоминания».
Гумилёв Николай Степанович «Письма о русской поэзии».
Иванов Георгий Владимирович «Петербургские зимы».
Маковский Сергей Константинович «Портреты современников».
Мандельштам Надежда Яковлевна «Вторая книга».
Одоевцева  Ирина Гейнеке (Ираида Густавовна) «На берегах Невы»; «На берегах Сены».
Толстой Алексей Николаевич «Воспоминания».
Чуковский Корней Иванович «Современники. Портреты и этюды».
Чуковский Николай Корнеевич «Литературные воспоминания».

Поэма Гумилёва «Заблудившийся трамвай» среди лучших Поэм XX века http://www.proza.ru/2016/10/27/545.

в Рейтинге-5 лучших поэтов Серебряного века Н.Гумилёв на 13 месте http://www.proza.ru/2016/10/04/1598.

В Рейтинге-3 лучших писателей России Н.Гумилёв на 52 месте http://www.proza.ru/2016/10/03/1319.

****************

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Н.Мандельштам о Н.Гумилёве
2. И.Одоевцева о Н.Гумилёве
3. Г.Иванов о Н.Гумилёве
4. Г.Иванов об А.Блоке и Н.Гумилёве
5. К.Чуковский о Н.Гумилёве
6. Н.Чуковский о Н.Гумилёве
7. Н.Чуковский об А.Блоке и Н.Гумилёве
8. С.Маковский о Н.Гумилёве и А.Ахматовой
9. Ю.Айхенвальд о Н.Гумилёве
10. Дуэль М.Волошина и Н.Гумилёва
11. Н. Гумилёв о Поэзии и Религии
12. Невероятно: Гумилёв Н. – Анненский И. – дальние родственники
13. Н.Гумилёв-К.Бальмонт-М.Волошин – родственники?

*****

В стихах и прозе Гумилева, в его рецензиях и выступлениях на литературных вечерах, в организованной им литературной студии билось живое дыхание, тревожный ритм времени. Некоторые критики называли Гумилева последователем Киплинга и Рембо. Он знал их действительно хорошо, как и всю английскую и французскую литературу. Читатель благодарен поэту за открытый им мир прекрасной и благородной романтики, за свежий ветер мужества, за любовь к жизни, за вечную и таинственную ее красоту, которой дышали его стихи.

Акмеизм рождался под насмешки: никто не хотел принимать его всерьез, но из акмеизма вышли три крупнейших поэта России: Гумилев, Ахматова и Мандельштам. Да еще с десяток других: Кузмин, Городецкий, Нарбут, Зенкевич, Георгий Иванов, Шенгели, Оцуп, Адамович и другие.

Кризис символизма (который отчасти возник из-за споров между символистами) привел к образованию литературной группы «Цех поэтов» (первое собрание состоялось 20 октября 1911 г.). Руководителями Цеха были избраны Сергей Городецкий и Николай Гумилев, секретарем – Анна Ахматова. В «Цехе поэтов» было поднято «новое поэтическое знамя» – акмеизм. Гумилев отмечал, что «символизм неотвратимо «падает», потому что скучен, абстрактен, нецеломудрен и холоден, а вот акмеизм – это совсем другое дело».               
Во время революции «Цех поэтов» распался. В 1921 г. его воскресил Гумилев. Все эти годы шли ожесточенные споры между Блоком и Гумилевым, старым кумиром читающей публики и новым. Как отмечал Георгий Шенгели: «Волевой закал гумилевских стихов быстро сделал его одним из любимых поэтов молодежи».

Гумилев был полной противоположностью Блоку.  Блок – сама стихия лиризма. Гумилев, напротив, чужд лиризму. Он тяготел к чистой изобразительности, не случайно стихи Гумилева зрительно воспринимаются как полотна живописца. Его любимый прием – рассказать «историю» или описать нечто: жирафа, портовую таверну, Венецию, осенний день – что угодно…

Для лучшего понимания значения поэзии для Гумилева отметим следующее. После выхода «Двенадцати»  все отвернулись от Блока, тайно и явно бойкотировали, травили, не подавали руки… Но Гумилев сразу, с первого дня приветствовал «Двенадцать», восхищался поэмой и считал ее лучшей вещью Блока. Для Гумилева выше политики, выше патриотизма, даже, может быть, выше религии была поэзия, не обособленная от них, а их в себе вмещающая и своей ценностью их отдельные заблуждения искупающая.  В «Двенадцати» для Гумилева заблуждения или ошибки не было. Но если бы он заблуждение там и нашел, он простил бы его за качество стихов…..

**********

О Н.Гумилёве, как о Личности, Поэте, Критике и его взглядах на Поэзию  изложено в подборке http://www.proza.ru/2013/09/01/474.

Наиболее значимые стихотворения Н.Гумилёва приведены в Тесте http://www.proza.ru/2018/04/15/395.

Желаю приятного прочтения.
15.04.2020 г.

Фото из интернета