Голос прошлого Не кричи рыба, когда она еще была

Владимир Лагутов
Была такая популярная газета "Комсомольская правда" и там были смелые журналисты и они позволяли себе... в частности и эту, уже можно сказать эпохальную публикацию "Не кричи рыба..." 09.07.1988 года. На нее пришел мешок или более писем со всей страны откликов. И какая-то иная картина вырисовывается той самой перестройки, которой нас до сих пор потчуют детки партноменклатуры...


КАЖДЫЙ ДЕНЬ НА ЭТОМ МЕСТЕ

Владимир ЛАГУТОВ, старший научный сотрудник Новочеркасского инженерно-мелиоративного института

Как человеку мне повезло - я нашёл свое призвание. Повезло и как специалисту — мною на основе именных изобретений создано новое научное направление. В трудах Международной ассоциации гидравлических исследований - МАГИ появилось сразу несколько моих публикаций. Одна из разработок была представлена на международной выставке «Советские изобретения» в Берлине. А в высшей аттестационной комиссии мне однажды сказали: «Что это вы себе позволяете, молодой человек? Мосты, плотины, рыбоходы...»
Это все к тому, чтобы сразу было ясно, на что я был обречен в той игре, какою прилипалы от науки подменяют научное творчество. Правила ее всюду одни и те же — слушайся и не высовывайся. Не согласен? Тогда будь готов к тому, что тебе крупно не повезет с начальством. А в моем случае — также с четырьмя министерствами и тремя госкомитетами.

Десять лет пытаюсь доказать очевидное, отстоять свое изобретение, устроить его натурную проверку, спасти рыбу,  а гидроузлы продолжают губить эту рыбу, и я сам начинаю чувствовать себя осетром, исколошмаченным пыткой в нынешних рыбопропускниках.

Прошу прощения у читателей за частое употребление местоимения «я». Но я совершенно один, и этим все объясняется. И куда деться от чувства, что тебе не повезло уже не как человеку, а как гражданину?
Однако — к делу. Начиная с 72-го года, на гидроузлах Дона и Кубани построено и эксплуатируется пять рыбопропускных шлюзов.
Я утверждаю, что они дорогостоящее средство для уничтожения осетровых.

Представьте себе космонавта, с которого снимают шлем, скафандр, высовывают «подышать» в космос, а затем возвращают в ракету и предлагают продолжить ..полет... Вот в таком положении оказывается рыба на всех ныне действующих рыбопропускниках. После «ихтиологического удушения», так и не придя в себя, она попадает в верхний бьеф, тут же сносится течением в нижний и обрекается на погибель.

В лучший из таких шлюзов — Кочетовский — заходят до двадцати рыб из ста. До следующего гидроузла доходит только три осетра. По выводам ихтиологов на совещании по проблемам Азовского моря, проходившем в ноябре 1987 года в Ростове, 90—95 процентов сваливается обратно. Большинство погибает, а у тех, что добираются до моря, происходит перерождение икры в жир. Это грозит самым страшным — разрушением генофонда осетровых.
Каждый такой «эффективный» рыбопропускник наносит ущерб рыбным запасам страны на сумму в пятнадцать миллионов рублей в год. С 72-го года по бассейну Дона и Кубани он превысил миллиард! А что же виновники этого разбоя в государственном масштабе? Несколько раз за Это время они выдвигали себя на Государственную премию.

Десять лет назад я предложил новые гидротехнические затворы, которые получили название регуляторов переменной сквозности Установку их на Кочетовском гидроузле можно было осуществить в течение одного сезона, а проверить на пропуск рыбы в три дня. 

Лабораторные испытания показали их стопроцентную рыбопропускную способность. Время шлюзования рыбы занимает 10— 20 минут в сравнении с нынешними двумя-тремя часами. При этом не требуется ни «побудительных перемещений», «ни подтягивания», ни «адаптации». Проверка моей, разработки в шлюзе обошлась бы тысяч в тридцать. Но она срывается вот уже 10 лет, несмотря на то, что идея нашла поддержку в научном совете по проблемам биосферы АН СССР и Северо-Кавказском научном центре. К тому же в соавторстве с коллегами я имел дерзость придумать недорогой счетчик, не травмирующий рыбу, обеспечивающий ее контроль. Это ведь прекратило бы существующий ныне организованный хаос на гидроузлах, когда осетры идут через шлюзы и нет данных, что хотя бы редкий из них доходит до нерестилища. Поэтому теми, кто привык ловить рыбку в мутной воде, было сделано все, чтобы похоронить и это изобретение, несмотря на то, что оно представляло интерес и в смысле лицензионной продажи.

Во что обходится монополия на истину? Об этом, много говорилось на XIX партийной конференции, осудившей командно-административные методы руководства, особенно если это касается творческих исследований.,

До зарегулирования реки Дон улов осетровых составлял десятки тысяч тонн. Теперь если набирается несколько сот тонн, то хорошо. Еще немного «эффективного» шлюзования, и от осетров останутся одни воспоминания. По сравнению с каспийской икристость азовской рыбы уже упала почти в пять раз.

 Наш институт решением Ученого Совета с этого года запретил мне вести научные разработки по рыбозащите. И одновременно сделал все, чтобы другие ведомства отказали мне в финансировании.

В какое время я живу? Не все мои письма, которые я посылал в Минводхоз СССР, Минводхоз РСФСР, Минэнерго СССР, Госагропром СССР, Минрыбхоз СССР, а также ГКНТ и Госкомизобретений, мне ответил мой институт. Стучаться с моими предложениями мне стало некуда.


ПРОШЛО 33 ГОДА

Как и предсказывал молодой научный работник, рыбы не стало в реках и морях. Ее заменили доктора, профессора, академики и прочая шушера, но лицензированная и классифицированная. Эта кадровая импотентность и никчемность сожрали сами и извели всю рыбу, которую можно было спасти еще в 1970-х годах. Но ничего для того не делалось вообще. Более того, уничтожалось всё, что могло ее спасти: научные работники, изобретатели, сами лаборатории. И никто не мог этого процесса остановить, так как это и была генеральная линий их партии - реальная, а то что они лепили в своих СМИ и на своих парконференциях это был камфляж. Как и  теперь, уничтожив рыбу как гарантию возможности выжить народу в голодные годы, они перешли к уничтожению самого народа.
  Есть ли мозги у власти? Вопрос, конечно, чисто для схоластов, типа сколько партийных чертей может прокормиться на теле народа и природы. Был такой же теоретический вопрос в теологии святой инквизиции, когда жгли живьем оппонентов... Вот и это письмо из далекого 1988 года о такой же истории нашего времени.
  Были ли люди понимающие, конечно были, и пытались помогать, но чем выше была иерархия тем меньше было государственников и просто умных людей. Партия сдохла, да она и не нужна уже была лет пятьдесят... в любом обществе.