Шпионы, статья

Бумбумбум
Шпионы
(статья)

     Нам часто показывают в кино шпионов в виде красавчиков и спортсменов, которые расстреливают толпы солдат, проникают всюду, взламывают компьютерные коды и пароли, взрывают и обезвреживают все подряд… Но какие настоящие шпионы  в обычной жизни?
     Есть следующие категории. Названия условные, отчасти.

1) Информатор.
 
     Это человек, имеющий доступ к важной информации.  Работник лаборатории или завода, конструкторского бюро или другой организации, занимающейся оборонными заказами или просто наукой. Он передает полученную информацию связному, получая взамен деньги и инструкции – где и что узнать.  Такие люди, как правило, предатели, ищущие материальной выгоды. Изредка – засланные агенты, выдающие себя за “своего”. Могут информаторы быть и в государственных структурах – для передачи секретных данных, вербовки местных и саботажа в принятии ключевых решений, особенно в случае войны.

2)  Связной.

     Это тот, чья задача получать и передавать информацию и разные “посылки”. Он же платит информатору. Связной чаще всего либо работник посольства, либо бизнесмен, часто пересекающий границу. Такие люди всегда объект пристального внимания – как возможные шпионы и объекты вербовки.   

3)  Мышь.

     Разновидность информатора.  Он может годами жить на территории противника, или как завербованный предатель, не получая никаких заданий, и так до условной команды. Обычно от него требуется нечто простое, связанное с его работой. Многие мыши вербуются  “на вырост”, еще до того, как чего-то достигнут в жизни. Например, адмирал Канарис, глава разведки нацистов Абвер, был завербован англичанами еще будучи лейтенантом. По сути, любой человек, учившийся или живший за границей, может оказаться таким агентом. И не обязательно, что он это знает. На него могли просто собрать компромат, даже заранее подстроить некую ситуацию, а потом сообщить ему – либо вы работаете на нас, либо эти сведения будут разглашены.
     Компромат может быть и фальсификацией. Прямой шантаж родней или друзьями за границей так же возможен. Любой родственник важного человека, живущий за границей – это рычаг давления на него. По сути - заложник. И не обязательно ориентироваться на министра или генерала. Секретари – вот кто чаще становится шпионом. Они меньше привлекают внимание, и больше знают.   

3)   Павлин.

     Это такой агент, задача которого – привлекать внимание. Он вращается в высших кругах, он знаменит, богат, или просто известен. С ним советуются, обсуждают важные новости, ему доверяют крупные чиновники и военные, да и просто народ. “Павлин” может быть как пропагандистом, проводящим в общество нужную его хозяевам политику, так и ключевым информатором, собирающим данные на основе светских сплетен, слухов, откровений важных людей.
     Прикрытие  такого агента - его публичность. Его арест может вызвать недовольство влиятельных покровителей, и даже спровоцировать в обществе акции протеста – если фигура подходящая.  Чем бы он ни занимался, “павлин” собирает информацию, нередко подставляя своих информаторов, и всегда ориентирован на то, что его не смогут или не захотят посадить – в крайнем случае, вышлют из страны.  Даже раскрытий шпион этого класса может продолжать жить и собирать данные, привлекать и вербовать новых рекрутов. Он, прежде всего, отвлекает внимание.

4)  Полевой агент.

     Это человек прошедший разведшколу, реже – завербованный среди своих военный, и совсем редко – частное лицо, приглянувшееся спецслужбам. Такие проходят подготовку по боевым навыкам, обращению  с оружием, ориентирование на местности,  и так далее.  Обычно, это агенты прикрытия, задача которых вывезти живым ценного специалиста с вражеской территории или участвовать в роли охраны в каком-либо мероприятии.

     Помимо этого у разведок есть масса специалистов: снайперы, хакеры, научные консультанты всех мастей. Если нужно проникнуть куда-то, взломать систему охраны, украсть документы и сбежать, то это, скорее всего, будет делать группа с жестко распределенными обязанностями. Также разведка любит привлекать посторонних людей – это дает шпионам возможность не рисковать ценными агентами, подставив под удар того, кто в случае ареста ничего не расскажет. Например – послать группу спецназа взять что-то где-то, перебив охрану. При этом от них могут скрыть даже страну, где произойдет миссия. Устранение агентов, которые знали слишком много – тоже излюбленный ход. Многие разведки могут иметь такую власть, что становятся неподотчетны -  их никто не контролирует, это государство в государстве, система в системе. Возможно даже существование спецслужб, о существовании которых не знает никто, кроме работников этих спецслужб. 
     А перестрелок настоящие шпионы, как правило, не ведут и универсальных специалистов у них не бывает. Главное для настоящего шпиона – чтоб никто не заподозрил, что он шпион.