Мальчика спросили Ухо надо?

Василий Храмцов
 
МАЛЬЧИКА СПРОСИЛИ: "УХО НАДО?"
В редкие праздничные или очень уж ненастные дни, когда разрешалось не выходить на работу в колхоз, сам собою возникал парикмахерский день. Кто-нибудь из мужчин, прихватив ножницы, шел к соседу с просьбой, чтобы тот его постриг. На нашей улице обычно приходили к нам в дом. Отец усаживал гостя на табуретку и начинал срезать лишние волосы. Потом они менялись местами. А было это перед войной, и у отца еще не была ампутирована левая рука.

А к этому времени слух о том, что у нас постригаются, уже доходил до каждого дома на нашей улице и в переулках. Бросив дела, обросшие мужчины, парни и подростки дружно заполняли избу. Шутили, занимали очередь, делились новостями, рассказывали анекдоты.

Мне, тогда еще маленькому, в это время было особенно весело. Каждый из пришедших обязательно старался поговорить со мной о чем-нибудь. Они делали вид, что каждое мое рассуждение – это что-то необычайно умное, неповторимое. Просили прочитать стихи или сосчитать до ста. Я охотно декламировал или считал.

Один из подростков нашел слабое место в моей дикции и допекал меня.
- Скажи – крыша.
- Крыса…
- Не крыса, а крыша!
- Крыса…
 
Так повторялось несколько раз, пока кто-нибудь не останавливал любителя-логопеда.

А стрижка тем временем продолжалась. Росла горка русых, темных и седых волос. Не прекращались шутки и прибаутки. Постригая кого-то, отец мой рассказывает очередной анекдот.

- В городской парикмахерской мастер спрашивает клиента, взяв его за ухо: «Ухо надо?». Тот отвечает: «Надо». Парикмахер острой бритвой отрезает ему ухо и подает в руки: «Пожалуйста, возьмите». Следующего клиента, который все видел, мастер тоже спросил: «Ухо надо?». Подумав, тот ответил: «Не надо». Отрезав ухо, парикмахер бросил его в мусорное ведро.

– Во дает, - сквозь смех говорили слушатели.
Тут и меня усадили на табуретку и начали постригать. Жутко цокали над ушами ножницы. Я сжался в комочек и уже ждал роковой развязки. К концу стрижки крепкие пальцы взяли меня за ухо, и раздался вопрос:

- Ухо надо?

Положение оказалось безвыходным. При любом ответе мне предстояло остаться без уха. И я заплакал. Под общий хохот мужиков мама взяла меня на руки и успокоила, а я на всю жизнь запомнил этот анекдот.