Испытание будулаем

Золотухин Сергей Евгеньевич
 ***  Рассказ из сборника С.Е.Золотухин «Что было то было…»
Документальные истории из жизни врача.  ***

Лаборатория патофизиологии НИИ ТО в 89-97-х годах располагалась в одноэтажном здании. Его строили еще пленные немцы, когда возводили комплекс НИИ ТО  и травматологической больницы. Сначала там жили немцы строители, затем его переделали под  общежитие сотрудников. Потом в нем разместили разные службы, мастерские и саму лабораторию. Рядом с корпусом лаборатории и прилегающими к ней постройками, где был у нас виварий и склады, находилась прачечная и котельная.

А еще между зданиями лаборатории и котельной располагались мусорные контейнеры, заполнявшиеся больничным мусором.  Раз в неделю мусор вывозился. Периодически, как только мусорные баки приближались к котельной, котельщики звонили главному врачу В.Г. Климовицкому, угрожали отключением горячей воды, и баки с мусором отступали в сторону лаборатории. Поскольку администрации мы ничем  угрожать не могли, а даже, наоборот, от нее зависели (по какому-то договору НИИ ТО арендовал у больницы все здания и сооружения, которые он занимал), то мусорные контейнеры со временем перекочевали прямо под наши окна. Я, заведующий лабораторией, как назойливая муха из мусорного контейнера, надоедал главному врачу о необходимости перемещения этих контейнеров за территорию лаборатории, но всегда это было безрезультатно. Мусор периодически возгорался, тяжело было дышать в помещении, поэтому приходилось по совместительству нам, сотрудникам лаборатории, заниматься и пожаротушением (служба «03» на такие вызовы не выезжала). Завсегдатаи мусорных контейнеров, бомжи, охранявшие от посторонних лиц свою кормовую базу, во время пожаротушения учтиво расступались, давая возможность нам закончить начатое. Иногда создавалось впечатление, что они сами и поджигали мусор, а потом наблюдали  не без удовольствия, конечно, за нами и за суетой вокруг мусорных контейнеров.

В те времена у нас была еще одна проблема:  лабораторию ночью постоянно  обворовывали, уносили бытовую технику, портили электронное оборудование. На эти действия  приходилось отвечать сооружением звуковой сигнализации (для подключения к милицейскому пульту у института не было денег), установлением оконных решеток, железных дверей, гаражных замков и проч.  Но все это не сильно помогало.

Между тем, хотели мы того, не хотели, но через окна лаборатории нам открылся портал в параллельный мир, и мы становились свидетелями жизни бомжей. Со временем мы узнали имена и прозвища бомжей, научились видеть, что они ищут, на чем зарабатывают, кого боятся и с кем ведут войны. Кто-то из наших сотрудников приносил им одежду, обувь. В конце дня мы выносили сами им еду. Иногда приходилось оказывать медицинскую помощь, обрабатывать и зашивать свежие раны, вскрывать гнойники. Постепенно мы приучили жителей параллельного мира следить за чистотой территории и отсутствием возгорания мусора в контейнерах. Дали доступ к воде, показав, где за виварием находится кран.

С открытием в 1993 г научно-медицинской фирмы «Исцелитель» на базе лаборатории патофизиологии, расширением видов оказания медицинской помощи, открытием ветеринарного подразделения фирмы и с последующим становлением «ООО Айболит» как самостоятельной структуры, жить стало веселей. В это время бомжей мы «окультурили» и с ними мы сосуществовали мирно, хотя жили в разных реальностях.

Понимая, что для оказания медицинской помощи животным нужны лекарства, они к утру у входа в лабораторию выставляли ящики и пакеты с разными медикаментами, шовным материалом и пластиковыми бутылками дезсредств, которые выбрасывалось санитарками больницы. (Огромное количество медикаментов и материала для операций в то время больница получала по линии гуманитарной помощи из Европы и Америки. Выбрасывались лекарственные средства с просроченным сроком годности и те, которые не входили в перечень разрешенных Минздравом Украины препаратов, да и просто препараты с маркировкой на иностранном языке, в основном французском).

Со временем прекратились взломы дверей и окон и большинство краж с проникновением воров в лабораторию. Несмотря на нашу помощь, жизнь наших бомжей продолжительной не была.  Они жили в своем мире. Умирали в основном от отравлений разными суррогатами.

С Будулаем я познакомился в 1994 году. Сразу оговорюсь, Будулай – это не имя бомжа, а кличка. Он своим внешним видом сильно напоминал главного героя кинофильма «Возвращение Будулая», которого играл  Михаил Волонтир. Он появился в нашем пространстве как-то неожиданно. Я ему оказал какую-то медицинскую помощь и потом о нем забыл. В это же время мне  пациенты в благодарность за что-то подарили радиотелефон. Он имел большие размеры и поэтому находился в кабинете. Новым ощущением было то, что с трубкой без провода можно было разгуливать от самой базы на расстоянии в несколько десятков метров и разговаривать…В то время такой телефон стоил очень дорого.

Но как-то раз, придя с ученого совета, я обнаружил пропажу телефона. Находившиеся в другой комнате сотрудники фирмы были заняты своими делами и за время моего отсутствия никого из посторонних не видели. Впрочем, упоминали, что заходил Будулай и спрашивал меня. Мы разыскали Будулая. Он был хорошо выпивший. Божился, что ничего не брал. Но мы ему не поверили. Решили, что он телефон украл и кому-то за бутылку водки его и продал. В качестве наказания я ему предложил на выбор: милицию или ежедневно по утрам выпивать поллитровку, которую я ему буду давать, но с условием пить ее на моих глазах и за один раз. Он согласился со вторым наказанием, хотя и не понял, какое это наказание.

С утра следующего дня Будулай на моих глазах выпил бутылку. Было видно, что ему тяжело. Но он справился, прошел несколько шагов и улегся в укромном месте. Мне за него стало страшно. Я не хотел, чтобы с ним что-то случилось. Корил себя. Но внешне держался, ведь такое наказание я назначил ему сам. Перед коллективом надо было выглядеть подобающим образом. Прошло около часа. Кто-то толкнул меня в плечо, указав пальцев в окно. К мусорному контейнеру плелся Будулай с намерением что-то там найти.  Я успокоился.

На второй и последующие дни Будулай выпивал назначенную ему поллитровку со словами: «Евгеньевич, за что мне такая благодать?». Дальше он уходил на свою территорию, не сильно пошатываясь, как прежде.  За отсутствием педагогического эффекта на седьмой день наказание я отменил.
Один из моих приятелей, тезка Сергей, который жил вблизи лаборатории, и оказавшийся в то время на работе у нас, решил помочь Будулаю еще больше. Он привел его к себе домой, дал возможность покупаться в ванной, накормил и переодел в чистое белье. После этого Будулай вернулся к себе, в свой мир, и все вернулось на круги свои.

Много лет прошло, не стало Будулая, но однажды я узнал, что история о Будулае имеет интересное продолжение.

На территорию лаборатории Будулай попал после того, как познакомившись с нашими местными бомжами, привел к ним в компанию какого-то залетного пьяного бизнесмена. Разумеется, они пили за счет этого бизнесмена, а потом его обчистили. На следующее утро потерявшегося бизнесмена сначала искала милиция, а потом  «братки». У наших бомжей «братки» нашли кошелек бизнесмена. Их сильно избили. Забрали с собой всех, кроме Будулая. Видимо, Будулай убежал. Через несколько дней мне в первый раз и пришлось оказывать медицинскую помощь Будулаю.

После того, как мой приятель Сергей искупал, переодел и накормил Будулая, Будулай подарил ему часы ролекс, которые достались ему после описанных выше событий. Часы были золотыми, и на обратной их стороне было написано много непонятных букв и цифр. Будулай предупредил Сергея, что носить часы пока нельзя разве, что лет через десять может надеть, не раньше. 

Сергей выполнил просьбу Будулая и через десять лет, надев часы, решил пофорсить. Сергей к тому времени уже достаточно опустился по жизни. Он прошелся по нескольким точкам, где наливают, где у него всегда было много хороших друзей… Но ходил он по улице недолго. Потом за ним приехали какие-то люди. Они посадили его в машину, сняли часы. Специалисты проверили надписи на обратной стороне часов, позвонили в какой-то банк, поговорили на иностранном языке, и видимо, остались довольны, поскольку сохранили Сереге жизнь. Они также сказали, что ему сегодня повезло, что он им подарил несколько миллионов баков, чуть-чуть попинали ногами и отпустили.

Когда из уст Сергея я узнал конец истории, я в его счастливом голосе вдруг снова услышал слова Будулая: «Евгеньевич, за что мне такая благодать?».