Манифест- 6. Лада и Сварог

Оксана Самоенко
  Миф о Ладе и Свароге достоин,  как минимум, булгаковского пера. Что- то, вроде, «Кузнец и Лада». Предпочтительнее мистическая   романтика Николая Васильевича Гоголя.  «Кузнец Вакула и единственная дочь Рода».

Умеют,  как- то люди сохранять серьёзное выражение лица во время  написания  любовных сцен. У меня, как ни стараюсь, всё кончается истошным мужеским визгом в самый ответственный момент: «  Дура! Чё такие пальцы холодные?» 
  Подождём, когда в славянском фентези появятся авторы, умеющие писать не о стежочках - вышивках, не о воинской славе, пропавшей в глубинах памяти недостойных потомков и не о возвышенной любви без сексуальных  надрывностей. 

                Буднично о любви богов.

  Была там любовь? Сложно сказать. Может полюбить дочь Водяного божество, гасящее  раскалённое железо в её колыбели? Быстренько глянем  античные примеры отношений преследователя- жертвы, с которых «списаны» наши немудряшчи рассказки.

  Аполлон, преследующий дочь речного бога Дафну, в сердцах режет лавр, в который превратилась девушка, на   украшения.  Есть более крутой вариант мифа, в котором из  тела  изнасилованной  нимфы, превратившегося  в дерево, бог  мастерит  флейту. 

  Младшая дочь морского старца Фрокия Медуза, преследуемая Посейдоном,  попыталась найти убежище в храме Афины. Сбежать горгоне не удалось, так как богиня из волос девушки соорудила змей,  а лицо жертвы насилия сделала настолько ужасным, что один взгляд на неё превращал смотрящего в камень. Иными словами, Афина является соучастницей  преступления.   Богиня- девственница- покровительница «безопасного» секса. Теперь из этого тела, не приспособленного для рождения, дети насильника смогут появиться,  только убив,  мать.
  Что, собственно, и произошло. Медуза была беременна от Посейдона во время поединка с Персеем.  Из обезглавленного чудовища с потоком крови вышли её дети  – великан Хрисаор и Пегас. Представляется   тело, рожающее в предсмертных корчах.
  А дальше труп  Медузы разошёлся   на органы. Кровь использовалась Асклепием для умертвления и оживления людей.
 Живая и мёртвая вода у нас.
 Жала Афина превратила в авлос -  музыкальный   инструмент,  похожий    на современный гобой.
 Меломанистые  были, однако. Как не вспомнить  лысину генерала, о которую брат Митьки обломал подсвечник в фильме «Чапаев».
 Последние капельки крови явили кораллы. Медуза - морская дева. Что- то должно было вернуться домой.
 
  Приглядел чешуйчатоногую Фетиду  Зевс. С женой он был в очередных контрах. Громовержец обещал  жениться. Прометей, как- то задумчиво напророчил, что сын Фетиды будет сильнее отца. Зевс резко притормозил.  Потомственный отцеубийца позорно испугался, вызвал титана на ковёр, а когда тот «включил дурачка», послал  вольнодумца  на Кавказ.
  Зевс отменил свадьбу,  нимфу отдал внуку Пелею. Не хотела девушка героя. Весь день бегала по солнцепёку, пытаясь скрыться от не прошеного воздыхателя.  «Не догоню, так согреюсь»- зашибись -  возбуждающее античного качества.
 Наученный богами, Пелей догнал подсохшего    Ихтиандра женского полу.  Держал Фетиду за руки, пока  та  брыкалась, превращаясь в огонь и большую кошку. Когда девушка окончательно выбилась из сил, незамедлительно «женился» на ней,  а сверхнаблюдатели вдохновлялись  со свечками в ногах.   Надо ли удивляться тому,   что бессмертная  не любила  ни мужа, ни сына.

К чему  весь  этот самоучитель для извращенцев? Маститые историки утверждают, становление славянской мифологии совпало по времени с цивилизаторскими походами Рима в Европу. До этого славяне просто не имели мифологии.
   Нэхай.
Остепенённые  специалисты уверены,   западная цивилизация покоится на плечах гигантов Античности.
 Почему бы не договорить?
 Западной цивилизацией с молоком матери впитаны принципы и заветы «Не догоню, так согреюсь».  А догоню- покромсаю на музыкальные Органы   после предварительного удовлетворения взыгравшей похоти. Тяжкое наследие. Как пьяное зачатие. Уже не пьёшь давно.  А у наследников проблемы.  Не обязательно с алкоголем. С координацией, с психикой, с моралью…

  Как решаются проблемы сексуального насилия в нашей, насквозь вторичной, мифологии?
Писалось, конечно, уже. Появляются детали, которые «  так удачно» ложатся в ложе теории, безбашенность, которой обещала раньше.

   Ладушка наша, как Варвара- краса из советской сказки, в конфетно-цветочный период бродила с женихом по полям- лесам. Тропинка широ - о- о - кая, а они, всё ближе- ближе друг к другу. Кидали камушки- палочки за спину. То, что бросал Сварог, превращалось в мужчин, да парней.  То, что бросала Лада, становилось женщинами, да девушками.
  А, может, не принимала Русалочка ухаживания соседа.  Очень похоже создание Земли Сварогом на задание разборчивой невесты не прошеному претенденту на руку и сердце. Зачем ей Земля? Ей Сварог не люб.  Но союз нужен  отцу и братьям. Видимо,  Кузнец был заинтересован в нём не меньше родни Лады. Всё решилось опробованным  и понятным способом- браком нового большого пацана  с представительницей старой знати.
  Перебирается Лада на небеса, через какое- то время бежит к Мокоши за помощью. Нет у молодой пары живого ребёночка. Всё, что раньше обращалось за спиной -  нежить обыкновенная.
  Проблема мужского бесплодия - распространённая тема в мифологии. На помощь всегда приходили боги. На худой конец, какие- нибудь брахманы. И, вообще, кому, какое дело, как разбираются со своими затруднениями  небожители? А перед нами - своеобразный отчётец. Технология.
 Кто- то спрашивал? Сомневался? Если дельфин и русалка - не пара, то, как могут появиться дети у русалки и уголёчка? Гасит она его на подходе своей холодностью. Или он её прижигает. Есть такая процедура  в  лечении женских болезней. Говорят, очень болезненная. Плюс - страшный запах жжёной человеческой плоти.
  Античным гончим  псам  было по фиг,  что там с чувствами жертвы.  Здесь искали, более человечный, выход. И нашли. Щуку из Сметанного озера, на берегу, которого стояла божественная Рублёвка. Надо было приготовить её и съесть. Косточки Макошь посоветовала разбросать по лугу, на котором паслась небесная корова Земун.  Забеременели  и Лада и Земун.

  Есть у донских казаков сказка имперских времён. Казачий полковник или другая, какая  шишка не имел наследника. Полковничиха бегала по бабкам- шептуньям. Одна из них посоветовала женщине съесть щуку из озера, да никому не давать - не говорить. Но, как не давать? Не будет же, благородна мадама, как простая мужичка, готовить  сама? Кухарка попробовала, кошке косточки бросили.
 Понесли обе три. Родился лихой казак со сверхспособностями. Чертей гонял.
  Кухаркин сын стал денщиком при лихом казаке. И коту дело нашлось. Думал за всех троих.
 Смех смехом, но чудится   какое- то решение проблемы бесплодия. Что- то, вроде, ЭКО - экстракорпорального оплодотворения.  Осмеянная маниловщина такая.
 Вот, было бы нечто такое, чтобы, БАЦ, и ребёночек. Вместо  бесконечных походов по бабкам, старцам, святым местам и прикладывания к заразным   мощам. 
  Оплодотворяющий ветер на небесах не водится, поди.  Есть адаптер из щуки. Тоже, между прочим, не огненного существа.

  По разным данным Лада родила от четырёх до пяти детей одновременно. Перуна и трёх его сестёр, символизировавших три возраста женщины. Девочек могло быть больше на одну. Мара несла на себе сразу две смысловых нагрузки. Зима- старуха, смерть.   
В общем, отнерестилась Ладушка по полной.  Тут налетели Навьи ветры и унесли малышей. Сварог сам не пошёл искать детей, жену не пустил, никого не снарядил со  спецзаданием. Есть у нас ещё легенда с таким странным   поведением богов- родителей. Об  Иване Купала.  Иван, да Марья.  Загадка? Разбираемся.

  Сварог   не мог  не знать, чем кончается для богов встреча с подросшими сыновьями.  В основе античных -  еврейских мифов по проблеме отцов и детей лежит старая- старая сказка Месопотамии.
 Бог Аль, чьё имя обозначало воду и вошло в   арабские фамилии, особенно близок был с сыном Ваалом, имевшим воинское звание Вельзевул. Громовержец, между прочим.
  Ваал восстал. Оскопил отца,   прогнал его на край небес.  Правил  со своей Иштар, был сластолюбив, так как считался богом мужского  плодородия. Где- то во время бесконечных вакханалий Ваала  убили. Случается с богами такая досадЕя.   Иштар метнулась к свёкру.  Отец воскресил сына.

  Не было не только греков. Евреи ещё не осознали себя, как отдельную единицу. Семиты были, а евреи - нет.
 Понятно, что проблема воскрешения волновала маленькое человечество давно.  Как- нибудь полюбопытствуйте количеством и разновидностью египетских крестов. Вопрос: «В чём сила, брат?» решался задолго до Бодрова младшего.
  И каждая культура давала на него свой ответ. В Месопотамии им  было прощение, оживление, милосердие. Чего не скажешь об античной культуре. Тем более,  еврейской.  В ней  Бог- Отец послал своего Сына на Крест.  В полном  соответствии со старыми привычками   Яхве,  требовавшего  себе в жертву первенца семьи.  Будь то баран, осёл или человек.
     Ничего там больше нет.
 Все дополнительные смыслы – результат знакомства   Павла с восточной религиозной литературой, упёртости Петра, кропотливой работы их наследников.
 Только скандинав Локи осмелился не подчиниться общему правилу. Вступился за распотрошённого  сына, показав всем Кузькину мать.

Как- нибудь надо будет прописать эту историю отдельно.  Мы еще - не, «милостью божией, светское государство», чтобы не иметь, кроме Библейских, собственных бредней.
 То, что в кавычках - цитата из Клима Жукова, рассказывавшего о поправках в Конституцию.

   Так вот.  Можно обойтись без ссылок на Библию.   Даже интереснее получается. Лет тридцать прошло, Лада снарядила кого- то на поиски детей. Перуна нашли в подземельях Скорпа, чьё присутствие в славянском мифе тоже требует отдельного рассказа. Перун спит, во сне возмужал, отрастил бородку. Его будят. Бог отправляется на поиски сестёр. Находит.
     Девочки превращены в чудовищ, работают пастУшками. Перун расколдовывает родственниц и отправляет  их помирать домой. Маме на радость.  Снова за пояснениями возвращаюсь  в Античность.

   Зевс родил Афину из головы. Первый брак бога закончился проглатыванием супруги вместе с ребёнком. Знамо дело, человечнее отправить в   утробу не сироту казанскую, а   дитё  под материнским присмотром. Ожидался сын.  Бог- отец с наследниками не церемонился.
 Жену бог «усвоил», а сын, оказавшийся дочкой,   не нашёл в отцовых извилинах выхода. Пришлось Гефесту  делать «трепанацию».  Гера, как всякая женщина- вамп, в отместку решила доказать  мужу, что в деле деторождения  тоже может обойтись собственными силами. 
 Таки,  доказала!
 Ударила сахарную ручку о стол, расшибла её в кровь, но РОДИЛА!   Тифона - огромного получеловека - полудракона. Вместо ног у него вились змеи,   а тело  было покрыто перьями. 
  Этот Тифон гонял обитателей Олимпа, как три танкиста самураев в советской песне.
  В другом мифе Гера рожает от Зевса тёмненького хроменького мальчика Гефеста, пугается мужниного гнева, сбрасывает сына с Олимпа вниз. Прямёхонько в места обитания нимф, одной из которых была Фетида. Она с подружками вырастила найдёныша. Гефест смастерил нянькам замечательные украшения, в которых русалки отправились на Олимпийский бал. Так был найден и реабилитирован  небесный Кузнец Греции,  а Зевс  «положил глаз»  на  новую игрушку.

  Как- то не вяжется с именем  «Гера»  слово «напугалась». Вторым браком Зевс был женат на Немесиде. Гера 300 лет водила его к себе на тайные свидания. И смогла развести женатого мужчину на брак с собой. Получив в супруги самого озабоченного бога Олимпа, Гера постоянно устраивала заговоры и государственные перевороты в ведомстве, не самого умного мужчины, на свете.
 Что такое Зевс? Производитель,  превращающийся даже  в муравья для того, чтобы запечатлеть себя в потомстве.  Так был зачат дед Ахилла Эак. От Эгины - дочери речного бога Асопа. Ахилл получается правнуком нимфы и сыном нимфы. Имя Ахилл означает «безгубый».
  Будущий герой так назван не  только по причине несчастного случая, во время которого огонь уничтожил часть лица малыша… 
  Возвращаемся к Гере. Имея в мужьях бога с муравьиным объёмом мозгов, богиня  с вдохновением   «выдувала»  эти объёмы, зная, что после того, как повисит в  цепях между небом и землёй,её   с  мужем  ждёт умопомрачительное примирение на ложе  размером с  небо  Античности.
 
 Пусть сдохнут от зависти писателки  оттенков серого.

  А перед нами стоит вопрос. Дочки-внучки - правнучки Водяных   сохраняли способность рожать чудовищ? Как хвостики, грудки, губы, пасти человеческих детёнышей.  Гера отправила сына туда, где он свой. Навьи ветры прибрали то, что принадлежало им по праву.  Или по договору.

Прилетело Дыхание Рода за внуками.  Всё кишмя-  кишит маленькими упругими  блестящими тельцами и  щупальцами. Где там разобраться,  что один ребёнок обычный?  Мать, родившая неведому зверушку, сама Русалочка. Конечно,  будет рваться к детям, а Сварогу они зачем?

               
                Родила царица в ночь…

Страшно соблазнительно все мифы  подвести под этот смысл. Начиная с индийских сказок.
 Тифона  придумали хетты.   В их  сферу влияния когда- то входила Троя. И Ахилл- демон тут, как тут.
  Наши Салтан с Гвидоном сюда вписываются. И герои народной  сказки  «По колено ноги в золоте,  по локоть руки в  серебре».  Там и там новорожденного  с мамой отправляют бочкой к дедушке. Ну, нет у морского царя конкретного адреса.  Это Остап Бендер грузил бочками апельсины.  В нашей традиции бочковой была селёдка. А в народной  сказке мама трёх царевичей – дочка Царя Морского.
  В обоих случаях семьи воссоединяются, льют слёзы  раскаяния, льют слёзы прощения.  Много- много раз едят щуку.

  Невразумительные экранизации мифов о Персее не спасают ни Джина Лоллобриджида, ни Ума Турман.
    А какой мог бы быть скандал!

Попробуем оттолкнуться от истории появления героя.   Кто он? Родившийся от Золотого Дождя. Поскребём по всем вариантам  рассказов о Персее.   Вместе с матерью Данаей  малэсенько чудо - юдо   заточёно  в ящик  и брошено  в море.  Отправлено  по адресу.
  Едва вылупившись из яйца- ящика, мальчик похваляется убить Медузу горгону.
  Абсолютно на халяву получает зеркальный щит, сандалии с крылышками, шапку- невидимку, мешочек, в который помещается всё, что ни   стыришь.
 
  И  спокойно, ни капельки не жадничая, после дела  раздаёт это   богам.  Так сказать, с барского плеча.
  Убивает спящую Медузу, сам,  без чужой помощи разбирается с  морским  чудовищем.   Его поединок с драконом можно описать так. Противостояние  двух самцов одного вида, но разной антропоморфности  за обладание самкой другого  вида. Мужской поединок.
 
  Голову Медузы Персей использует против поклонника матери. Одновременно превратив в камень всё население острова, которым правил несостоявшийся отчим.
  Герой, между прочим, даёт слово не убивать деда, пытавшегося избавиться от дочери с внуком.  Но дед Акрисий  бежит,   прячется у соседей.  Там ему в голову прилетает  диск, пущенный Персеем на поминальных играх. Боги направили. Наследник считает не этичным  занимать место человека, которого убил.  Персей запросто меняется островами со знакомым. Шальной парень.
 
  Оторва полубог, на две трети бог, царь и герой,  хамящий богам, пренебрегающий богинями -  наследство восточных культур. Есть этот мотив и у нас.  Как- нибудь сподоблюсь написать.


  Повторение сюжетов в едином информационном пространстве может нервировать только того, кто собирается сделать  собственностью некую  идею.
 Не было до него бань, акведуков, воскрешения и милосердия.  Народы прозябали в диком варварстве, отсталости,  самоуничтожении. Только  появление  Мессии  в его лице спасло полузверей  вместе с их  примитивненькой  культуркой.
 
  Каждый народ решает похожие задачи по- своему. Как- то умещалось  это в головах, рождённых до рождества Христова.  До римлян, помешанных на своей просветительской миссии.   О сегодняшних облажавшихся «цивилизаторах»,  рук перед едой, не моющих, как- то и говорить срамнО. 

 Надо  закончить статью. Что  там у нас? Перун. А Перун   у нас кто?  Бог профессиональных убийц.  Никого  расколдовать он не мог в принципе. Опций в его программе таких не предусмотрено. Упал- отжался. Придал девкам, предписанный  Уставом, вид.
 Пообрубал сёстрам  щупальцА и вся недолгА.