Тварь я дрожащая или?

Алексей Бтр Кабанов
Права не дают. В правах ограничивают. Поражают. Права можно добиваться, права нужно отстаивать.

Дают полномочия. В обмен на лояльность. То есть - поражение в правах равного.

И в этом очень трудно не заблуждаться. Но тот, кто имеет опыт лидерства, опыт организации людей, хоть и не всегда ясно, но осознаёт это.

Хочется отметить один очень важный вопрос. Критически разный. Я бы сказал, это самая главная классификация людей в обществе. Важнее наций и религий, профессий и кланов. Это разделение людей в обществе на городских и деревенских.

Почему это так важно?

В маленьком сообществе люди вынуждены отстаивать свои права каждый против каждого. Группы влияния, которые возникают - очень непостоянны. Невозможно раз и навсегда договориться. Каждый день возникают поползновения границ общественного договора. Каждый день возможны их значительные изменения.

Васька напился и пошел набил морду Фёдору. А вроде бы права такого у него не было, никто не поручал, никто не одобряет. Но вот может и бьёт. А потом у Фёдора брат вернулся из тюрьмы. И убил Ваську. И снова в тюрьму. Но теперь мало кто отважится бить морду Фёдору. Какое-то время.

В городе невозможно договориться каждый с каждым. Существуют значительные общественные договора (писаные и неписаные), к которым можно только присоединиться. Поэтому деревенским трудно в городе. Они спорят. Они хотят свой договор. Сегодня один, завтра - другой.

Поэтому деление деревенский и городской - самое существенное в обществе и это навсегда.

Но это деление не разделяет людей полностью. Человек одновременно принадлежит разным сообществам. Каким-то - добровольно, каким-то - принудительно. И в городе больше возможностей самоустраниться из неприятного сообщества.

И вот здесь и пробивается наружу внутренняя настроенность человека, его энергия, его дух. Кто этот человек - волк или овца. Готов бороться или ищет защиты.

Для очистки совести, заметим, что это тоже не так уж однозначно, все зависит от силы обстоятельств. Зависит от силы обстоятельств для любого человека. Нет независимых от обстоятельств. И волка может задавить волкодав, и овца может защищать ягненка с невероятной агрессией и силой.

И все же, в большинстве привычных ситуаций люди проявляют свой характер довольно типично.

Но вот, случаются необычные ситуации. И люди меняются. Овцы показывают зубы и бьют копытом, волки забиваются в норы и трясутся от страха. Все позже вернется, но не для всех. Ведь обстоятельства - это часть нашей сущности. Пролетая для кого-то за несколько минут они застревают в ком-то еще на долгие десятилетия.

И вот люди, мирну живущие и принимающие все условия и ограничения власти в один момент сбрасывают эту власть с особой жестокостью и цинизм, чтобы так же безраздельно отдаться власти другой.

Потому что нам всем нужен общественный договор. Мы хотим, чтобы он был. Чтобы он был понятный и долгосрочный. Чтобы можно было строить планы и собираться с силами для больших свершений. Потому что невозможно всю жизнь растратить на договоры-уговоры-передоговоры. Потому что отстаивать свои права - это состояние войны, а не мира.

Поэтому я имею столько права, сколько могу отстоять у других. И однажды возникает ситуация пересмотра договора. Когда его ползущие границы подобрались к горлу - для одних. Когда уже впились в горло - для других. Когда уже высосали слишком много крови - для третьих. Когда уже слишком много лежит обескровленных трупов четвертых.

Можно говорить о роли личности в истории. Но личность появляется лишь в обстоятельствах, ее требующих.

И обстоятельства эти уже требуют такую личность всё больше. Общество всё острее осознаёт несправедливость общественного договора и всё большее скатывание его во всё большую несправедливость.

Те, кто казался великими - пали с пьедесталов. Кто-то еще держится, но шатается. Вибрирует сама основа. Гудит земля. Пришли в движение самые основательные, архетипические силы общества. Которые несравнимы с личностью. Которые подобны стихиям. Которые и есть дух.

Много лет мы говорим о потерянной русской национальной идее. Говорим, что русский дух спит.

Он просыпается. И убаюкивания уже не помогут.