Игра с тенью. Дуэль Тениша. Глава 26

Джон Дори
        Глава 26. Расчёты


Удар мой достиг цели. Желтолицый Ларра откинулся на спинку стула и несколько секунд смотрел прямо на меня остекленевшим взглядом, но если глаза его ничего не выражали, то рот — о, да!
Дёрнулся уголок, пополз вниз, чётко, как нарисованная чёрной тушью, обозначилась глубокая морщина, в одно мгновенье опали мягкие щёки, и я увидел острые кости скул — почему они столько сказали мне о нищете и прозябании, о жадных исступлённых мечтах, о царапаньи безнадёжной стены? И ещё какое-то горе, как у постели больного ребёнка… История чужой жизни, история чужого ада и долгого падения промелькнула передо мной.

Молчи, Теннен, наблюдай и молчи.

Ещё, предавая хозяина, кривился рот Ларры, но в глазах уже сверкнула искра холода.

Какая выдержка! Он не выдал своей тайны ни нечаянным возгласом, ни неосторожной фразой!

Уж не коллега ли Дагне или Вехлина передо мной? Или просто вымуштрованный чинуша из захолустной канцелярии, где, чтобы выжить, требуется и умение держать лицо и умение интриговать?

— Фф… это не вашно. Ушже не важно, — он переводит ничего не выражающий взгляд выше и вперяет его в каминную полку над моей головой.

— Содержимое сундучка Вас интересует?

— О да, — безучастно и явно лжёт Ларра.

Я рассказываю о документах графини, о письмах личного характера, о ценностях, пожертвованных ею монастырю (ну, не говорить же, что Банко растратил всё на свои делишки). Но всё это было уже пустой тратой времени. Я понимал, что только что лис потерял нечто очень важное и теперь замкнулся полностью.

Но оставались ещё деньги. В кармане у меня был вексель на предъявителя и небольшая сумма золотом, которую я должен был передать ему за необходимые сведения.

Я умолк, ожидая его слов.

Он сморгнул несколько раз, потом достал наполовину исписанную бумагу и передал мне:

 — Вот здесь сведения. Первые пять строк — погодовая добыча серебряной руды. За пять лет все рудники Салангая дали всего 17 тонн чистого серебра. Изволите видеть — выписка из учётной книги Монетного двора.

Я просмотрел: да, всё верно, хотя количество удивило — легендарные серебряные рудники, оказывается, давали мизерный выход.

Он продолжил:

 — В одном салангайском далере весом 28 грамм содержание серебра составляет 24,8 грамма по паритетному стандарту. У нас с этим строго, вы наверное знаете.

Я кивнул. При общем бардаке и беспечности салангайцев, Алидага Белая и Алая сурово следила за весом и ценностью собственной монеты. Доверие к ней росло и в последнее время далер входил в силу, им начали пользоваться во многих местах за пределами Салангая.

 — Итого, изволите видеть, для чеканки одного миллиона монет необходимо почти 25 тонн серебра.

— Да, я понимаю. Из добытых семнадцати тонн невозможно отчеканить миллион монет, но я полагаю, недостающую часть можно нарастить за счёт торговли. Разница не так уж велика: семнадцать и двадцать пя…

Он продолжал ровным голосом, не обращая внимания на мою реплику:

— За пять лет Монетный двор Алидаги выпустил, — он порылся в поясном кошеле и достал ещё одну бумагу с короткой строчкой цифр, — двенадцать миллионов пятьсот шестьдесят семь тысяч восемьсот сорок шесть монет-далеров со стандартным содержанием серебра в каждой монете. А именно: 24,8 грамма. Ни граном меньше.

У меня отвалилась челюсть.

Я смотрел на цифры и пытался сосчитать. Видно, мои усилия насмешили Ларру, и он с удовольствием помог мне:

— Триста шестнадцать тонн серебра. Чуть больше — почти триста семнадцать, но откуда взялись эти семнадцать, мы с Вами знаем.

— Н…но как?.. Как это возможно?!

Он пожал плечами.

— Я основываюсь на документах. Они секретны, и я немало рисковал, добывая их. Это только копии, оригиналы, разумеется, остались там, где им и положено быть. Откуда берётся это серебро, которого, несомненно, стало больше, ибо эти цифры, как изволите видеть, кончаются прошлым годом — мне неизвестно. По каким книгам оно проведено в приход Монетного двора, я тоже не знаю. В моём доступе таких книг не было.

Акцент его улетучился, голос окреп. Серебряные груды были ему безразличны, он говорил о них с усталым рационализмом. Чудовищные цифры, похоже, забавляли его — и только.

— Неужели у Вас нет никаких догадок? Раз истощились рудники Салангая, то откуда-то берутся эти сотни тонн?!

Он усмехнулся, и я увидел, что щёчки его вновь налились желтушечным соком, морщины разгладились.

— За догадки, мой добрый сеньор, за такие догадки у нас режут языки. А у вас?

— Э… — я осёкся и сообразил перевести разговор на другое. — Хорошо. Я имею полномочия передать Вам за столь удивительные сведения вознаграждение. Здесь две сотни золотых дублонов.

Лисий рот его расползся довольной улыбкой. Но в глазах застыл всё тот же холодный выжидательный огонёк. Я продолжил, незаметно доставая вексель и передавая ему так, чтобы это не бросалось в глаза:

— Вексель на две с половиной тысячи, на предъявителя. Кажется, это все условия?

Он облизнулся, ей-богу, как лис, сожравший курицу и, смерив меня взглядом, сообщил:

— Рискну языком. Говорят, корабли храмовников идут тяжело груженные. С запада. Но это только слухи.

Он встал, развернул свой плащ и я заметил то, чего не увидел раньше: золотую отделку на вороте — не удержался, расшил-таки скромное сукно галуном, щёголь!
А это очень кстати!

Мысль проследить за Ларрой пришла мне сразу же, как только я его увидел. Лис высунулся из норы и теперь готовился нырнуть обратно, оставшись безвестным и недосягаемым. Но нет, дружище, шалишь! В таких делах проверка никогда не бывает лишней. Я не просто исполню поручение Дагне, но исполню его с блеском! Я принесу не только сведения о серебре, но и о тебе, мой скользкий визави!
 
Это будет полный триумф! Моя первая серьёзная победа!

Я представил лицо Дагне, попытался увидеть его восторг, в чём, естественно, не преуспел и проводил взглядом уходящего Ларру.

Вот он в дверях.

Вот он вышел.

Я подождал несколько секунд.

Накинув невзрачный гриего, одолженный у лекаря (уж тут без всяких вышивок!), и кивнув на прощанье трактирщику, я двинулся к двери.

Но там меня остановили.
Вышибала наклонился и шепнул мне на ухо:

— Хозяин хочет Вам что-то сказать.

Мне было не до славного Челеттино, но заметив беспокойство на его круглой физиономии, я всё же вернулся, теряя драгоценные мгновенья.

— Что тебе? — спросил я с досадой.

— Есть другой ход на улицу, через двор. Оттуда ближе к мосту. Если угодно, я проведу.

— Немедленно!



                < предыдущая – глава – следующая >
  http://proza.ru/2020/04/10/977                http://proza.ru/2020/04/17/1908