А как Вы это делаете? Рассказ

Юрий Тригубенко
                Насмешки заканчиваются там, где
                начинается понимание.
                Мари фон Эбнер-Эшенбах(1830–1916)


     Однажды, в 80-х годах прошлого столетия, мой коллега по работе и хороший приятель Саша, руководитель группы из электротехнического отдела нашего проектного института, попросил помочь ему в строительстве садового домика. Приблизительно он объяснил мне, чего хочет. И я, не особенно долго думая, как архитектор, набросал ему эскиз такого домика, на мой взгляд симпатичного и не требующего особых затрат, который ему сразу понравился. И на какое-то время мы к этой теме не возвращались, но я знал, что Саша начал осуществлять свою и мою идею…
     Закончился один дачный сезон, и наступил следующий.
     И как-то Саша снова подошел на работе ко мне и попросил, чтобы я сам осуществил свою идею выполнения торцевой стены его домика. А по моей задумке нужно было выполнить декоративную кладку из красного лицевого кирпича без перевязки швов. Я сам впервые увидел такую в натуре, под городом Таллином, в поселке Куртна, где побывал, как архитектор, в 1969 году. Мне такой способ кирпичной кладки очень понравился. И я предложил Саше использовать его. Но, несмотря на то, что я подробно нарисовал и рассказал ему, как это делать, Саша не решился делать это сам. Поэтому и попросил меня, пообещав, что на машине отвезет меня на место, а потом привезет обратно. Заодно пообещав, что я смогу там отдохнуть душой от нервотрепки проектной работы, созерцая красивые места.
     Пришлось согласиться. И в очередной выходной день мы с ним отравились за Мерефу, районный центр в Харьковской области, где и находился его садовый участок.

     Приехав на место и выйдя из Сашиного «Запорожца», я увидел, что домик в целом уже построен. Это был двухэтажный шалаш прибалтийского типа, напоминающий большую палатку, треугольная торцевая стена которого, с окнами на каждом этаже, была зашита досками. Ее-то и предстояло закрыть стенкой из лицевого красного кирпича.
     А само место, где был Сашин сад, было расположено на дне глубокой балки, довольно живописной, но не пригодной для сельского хозяйства. А нам всем в те времена лучших мест и не отводили для садов. И такие места так и называли «неудобьями».
     Вся балка была уже достаточно обжита: обсажена садовыми деревьями и кустами, и застроена. И Сашин домик был одним из последних в ряду, который еще осваивался.

     Приготовив рабочее место и материалы, я засучил рукава и приступил к работе. Не могу сказать, что, как каменщик, я был профессионалом. Но, как архитектор, я прекрасно понимал, что и как нужно делать. А руки у меня умелые, да и кирпичную кладку, хотя и в малом количестве, но делать мне приходилось.
     Оговорюсь сразу, что мы, проектировщики, богатыми людьми никогда не были. Поэтому я не удивился, что Саше не удалось достать настоящий лицевой красный кирпич, который в наших краях в те времена не выпускался, да и стоил он гораздо дороже обычного кирпича.
     И, вместо него, Саша достал огнеупорный кирпич темно-желтого цвета. Но он был идеальным по качеству. Поэтому кладка, на мой взгляд, должна была получиться, если и не шикарной, то достаточно красивой.
     Я работал сосредоточенно, не отвлекаясь. А Саша периодически выходил из сада, подходил ко мне, чтобы замесить в корыте очередную порцию цементного раствора и подвинуть поближе стопку кирпича. И моя кладка постепенно стала расти по высоте.

     Иногда мимо меня проходили Сашины соседи. Откуда и куда они шли, я не смотрел. Мне было некогда. Но каждый раз, кто-нибудь из них, за моей спиной, отпускал в мой адрес примерно такие слова:
     - Кто Вас учил делать такую кладку? Где это видано?
Или такие слова:
     - Что-то я такого никогда не встречал! Ну и ну!
А бывали слова и грубее, и жестче…
     Я не вступал с ними в разговор. И ничего не отвечал. Я продолжал делать свое дело, видя, что у меня хорошо получается задуманное.
     А моя кладка становилась все выше и выше. И это становилось на что-то похоже!
     Через какое-то время, продолжая шастать мимо меня, соседи перестали отпускать в мой адрес прежние колкие слова. Они стали ходить молча. Мне показалось даже, что они ходили мимо не по своим делам, а специально, чтобы глянуть на то, что я делал.
     А моя кладка становилась все выше и выше. Я давно уже работал на козлах. И давно уже, на деле, показал Саше, что и как делать, понимая, что сам за один день не управлюсь со всей стеной. И заканчивать ему придется самому.
     И когда я окончил работу, закрыв кладкой первый этаж, ко мне, наконец-то, подошел один из соседей и на этот раз задал вопрос:
     - Скажите, а как Вы это делаете? А ведь и вправду это красиво получается!
     Я не стал в позу и не стал высказываться по поводу обидных и колких слов, достаточно услышанных мною за этот день. А просто объяснил суть такой кладки и где увидел ее применение…
     И этот человек произнес напоследок:
     - Ну, конечно, это и будет красиво, если стенку делал настоящий профессионал!
     -!!!

     А теперь, по прошествии стольких лет, когда давно уже нет нашей прежней страны, когда судьба давно развела нас с Сашей в разные стороны, и я ровно ничего не знаю, как сложилась его дальнейшая жизнь, встретив слова известной австрийской писательницы, которые я выставил в качестве эпиграфа, я решил написать этот короткий рассказ.
     И он, как нельзя лучше, подтверждает ее мудрые и правильные слова, которые будут актуальны всегда.



г. Харьков.
14.04.2020 г.