Арисака часть 4. Хенрик Хольта

Иван Лебедев 8
Хотя стояло теплое лето , занятия ребят с молодым учителем Хиири - не прекращались. И в народной якольской школе , в отведенное для занятий время всегда было многолюдно и интересно.Почти все деревенские дети приходили сюда без задержек и опозданий.
Садились за деревянные столы , внимательно слушали.Обсуждали свои знания с учителем.нередко среди старших ребят возникали особые споры - спорили о статусе Кивенаппы, ведь это была пограничная волость. Тем летом остро стоял вопрос о земле- перейдет ли она в руки русских помещиков из Санкт-Петербургской губернии или останется в составе Великого Княжества.
Говорили также о звездах , о математике , о Иисусе.Ребят помладше Хиири обучал грамоте и основам воспитательной педагогики.Он любил ребят и дети любили его.
" Юханни , Юханни ........"- обращались к нему крестьянские дети. В школе царила семейная обстановка и дружеская атмосфера наполняла ребячьи сердца гордостью. Кроме того , ребята были близки и жили одной семьей.Но были в их среде и свои законы. Особенно сдружился Карло с четырнадцатилетним , долговязым парнем Хенриком Хольта , близким товарищем его брата Тойво.
Хольта жил с матерью , его старший брат помогал кивенаппскому мельнику, а отец геройски сгинул в буре японской войны - он был боевым егерем и пал в бою за какую-то сопку.
Ребята вместе ловили раков и речную форель , которую Хенрик относил продавать на стол Голубовским, и на другие русские дачи.Он был всем хорош , этот нескладный парень , - всем , кроме одного обстоятельства : Хенрик не верил в Бога.
" Бога нет , и никогда не было."- однажды заявил он Юханни.
" А что есть?"- не противясь , спросил учитель.
" Покой. Вечный сон мертвеца"- усмехнулся Хенрик. Его хрипловатый голос подрагивал. Хольта уже курил табак , и его немного  знобило от своей непокорности.
" Не хочешь - не верь , но и других не обманывай"- строго назидал учитель.Они даже не поспорили , как это бывает.Ведь истинность мира не всегда доказуема.


Хенрик был очень обаятелен и падок до приключений.Ему ничего не стоило договориться с русскими о покупке форели и раков.Не говоря о том , что слуга Голубовских Осип всегда переплачивал парню за свежесть.К тому же , Хенрик был отменный рыболов и купальщик , заплывал на самое дно ручья и держался под водой с полминуты.Карло уважал этого быстрого и смышленого парня , хотя несколько неприятных моментов отталкивали их друг от друга.
Во первых , Хенрик курил и врал.То , чего Карло не терпел в других людях.Во-вторых , Хенрик не верил ни в какие фантастические картинки и уверял Карло в том , что сказки придуманы для глупцов.В третьих , он был старше и с неприязнью относился к казакам , часто вслух размышляя о том , как бы их разоружить и прогнать.Скромный и рассудительный Карло был чужд его разговоров , но всецело доверял деловитости.
" А потом и царя свергнем."- однажды заявил наглый Хольта.

Драки в мальчишеской среде не редкость.Но Хенрик неизменно выходил из них победителем.Ни одной царапины, ни одного синяка - только слегка помятая рубашка и грязь на коленках.Несколько резких фраз и ловких приемов.
Боролись всегда на песке.С вечера до заката. И только сын кузнеца одерживал над Хольта победу. Он очень редко торжествовал над другими ребятами , зная , что он сильнее всех деревенских , и только изредка ухмылялся. На что Хольта бросал свое неизменное : " В следующий раз посмотрим , кто из нас победит........"

Другой страстью Хенрика были дорогие вещи , оставшиеся ему в наследство от отца : как то перешитый матерью отцовский костюм , модная соломенная шляпа , курительная трубка , морские брюки и часы Его  величества императорского двора на длинной цепочке,а также выходная металлическая трость с острым шипом в наконечнике.Все это хранилось в его именном сундуке , и он называл это своим богатством.   Зато у Карло был собственный боцманский свисток , подаренный ему отцом и хранимый им , как святая ценность.
Кроме прочего , Хенрик владел небольшим сараем на окраине деревни , в котором в идеальной чистоте содержались разные вещи , собранные и накопленные парнем во время своих приключений , а также семейные. Был среди них и вожделенный для Карло охотничий бинокль , его малыш очень хотел получить для своих астрономических наблюдений. Но Хенрик держал его для своих целей :
" Скоро узнаешь."- заговорщически нашептывал он.

Эрланд и Пасси Тикка были братьями и частенько играли с ним в прятки, но также в карты и военные игры.Их оружием были деревянные палки и выточенные под ружья резные фигуры." Бились"ребята на опушке соснового леса. И однажды собрались в поход.
Мать Карло смастерила флажок для их скаутского отряда , а Пасси раздобыл карту местности , что для тех времен было редкостью.Собрались в поход утром , экипировались и взяли с собой немного еды. Эрланд прихватил две корзины- ровно столько обещали принести с собой черники ребята.

Дорога на Линтулу охранялась казаками,и у самой окраины Яколы , неподалеку от секретного сарая Хенрика Хольта , располагался их пост : пестрая , двухцветная будочка со шлагбаумом. Рядом с будочкой , в которой всегда стоял часовой, метрах в трех от него расположился конник , с перекинутой за спину винтовкой.
Увидев ребят , конник немного смутился :
"По ягоды , по грибы? "- переминая коня с ноги на ногу , грубо по -русски спросил урядник.
" Да"- отвечал Эрланд , чувствовавший себя пленником у этих людей - ведь и лес , и деревня - все должно принадлежать им , местным ребятам.
" Не куришь ........."- еще громче бросил казак.
Не услышав и не поняв , или не захотев услышать ,стайка ребят проскользнула в лес. В роскошные линдуловские черничники.
" Никто не спасет  Кивенаппу от этих людей"- категорично заявил Эрланд , развертывая флажок Кивенаппы- ключ с двух сторон обложенный крепостной стеной- " Самим надо спасать".
" Хольта тоже так говорит " - улыбаясь , заметил Карло.
"Хольта дурак"- пренебрежительно среагировал Эрланд.
"Почему?"-удивился Тервеля.
" Он только драться умеет ."- в один голос произнесли братья.
Карло всегда осторожничал и на этот раз промолчал.Он заботливо прикрепил флажок к древку и передал его Эрланду.
Тепло утреннего солнца , поднявшегося над сосновыми заливницами радостно ободрило ребят.Они брели по знакомой просеке и с негодованием  обсуждали Хольта. Настолько сильными были их обиды к этому рано повзрослевшему человеку.