Четыре Гвинеи

Ширинай Досова
«Маяки не бегают по всему острову, выискивая, какую бы лодку спасти, они просто стоят и светят.“
(Э. Ламотт)

Виктора из Молдовы пригласили в далёкую африканскую Гвинею преподать в церкви библейский курс о браке. Тема супружеских взаимоотношений актуальна во все времена и в любой части света. Мир состоит из мужчин и женщин, и все они одинаково жаждут счастья, радуются и плачут, и так же одинаково грешат.

В Гвинее он никогда не был. Нужна виза. В интернете узнал, что ближайшее консульство в Москве. Позвонил им, расспросил о нужных документах, всё подготовил и поехал. Посольство нашёл быстро. Вежливый посол приветливо принял Виктора. Просмотрев его бумаги и одобрительно кивнув головой, он уже было хотел поставить визу в паспорт, но в последний момент попросил показать бронь билета. Взглянув на неё, посол недоуменно спросил:
- Ты в какую Гвинею собрался?
-Как в какую?
- У нас там много Гвиней. Тебе какая нужна?
- Я не знаю… Я думал, что она одна.
- Их четыре.
- Что? Четыре??? Как?
- Да, вот так. В какой город летишь?
- Конакри.
- Это не наша Гвинея. У нас такого города нету. Тебе в другое посольство надо.

Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Гвинейская Республика со столицей Конакри расположены в Африке, а четвёртая - Новая Гвинея- севернее Австралии. И в голову не придет, что это могут быть четыре разные страны.
Посол разыскал нужный адрес, вручил Виктору, и тот помчался в другую Гвинею. Благо искать долго не пришлось, она находилась в паре остановок на метро от предыдущей.

Там его встретили так, что хоть плачь, хоть смейся. Как сказал один поэт, в жизни случается такое, что не снилось многим мудрецам.  Посол, доброжелательно поприветствовав Виктора, степенно и услужливо спросил его:
-Чем мы можем Вам помочь?
-Мне в город Конакри надо. Это к Вам?
-К нам, дорогой человек, к нам.
-Я хочу визу открыть на неделю.
-Замечательно. Очень рады. Милости просим. У нас прекрасная страна. Вам очень понравится. Сколько у Вас есть?
-Чего есть? 
И тут, друзья, пристегните ремни, наденьте каски и заземлите ботинки.  Посол, показывая взглядом на карманы Виктора, заговорщицки произнес:
-Того, – и хитровато сузил свой правый глаз.
-Того? Это чего? – растерялся Виктор. Ну, не может же эмиссар страны среди бела дня деньги вымогать. В посольстве?! Нет! Не может быть!
Смущенное лицо Виктора не произвело на посла никакого впечатления. С него, как с гуся вода, и он преспокойно продолжил:
- Того, ну того…  -  и снова зыркнув глазами на карманы Виктора, многозначительно подмигнул.
-Денег? – робко спросил Виктор.
- Молодец! Догадливый!
-А сколько надо?
-Сколько есть, столько и выкладывай.
-Можно узнать, сколько официально стоит виза?
-Ну, я же сказал уже. Что же Вы такой непонятливый?
-Хоть приблизительную цену скажите…
-Сколько есть, столько и стоит.

Посол перевел свой взор с карманов на лик Виктора и стал буравить его взглядом. Тому стало неловко. Но с посла опять, как с гуся вода. История закончилась тем, что с «визитной карточкой» государства, - послом, то бишь, пришлось изрядно поторговаться. Наконец, ударили по рукам, и виза была готова. Караул! Уж коли нунций «прекрасной» страны такой, то об остальных можно только догадываться. 
И вот Виктор в Канакри – столице Гвинеи. Город расположен на острове. Он возник в 1885 году на месте одноименной деревни, что в переводе означает «другой берег». Сто лет назад здесь проживало около 500 человек, сегодня больше двух миллионов.
Гвинея является мировым лидером по запасам бокситов (разновидность алюминиевой руды). В стране много природных богатств, есть и золотые прииски, однако она входит в десятку беднейших стран мира. На её территории почти полностью истреблены слоны, леопарды и гориллы. Разграбление идёт по всем направлениям. Эмиссара ещё не забыли?

Гвинейская Республика – мусульманская страна. Христиан здесь притесняют, случаются и теракты. Но, слава Богу, есть там труженики Христовы, несущие Божий свет. Таков пастор Эдгар. Он родился в соседней стране - Буркино-Фасо, уверовал во Христа, а через несколько лет решил переехать со своей семьей в Гвинею, чтобы помочь детям с образованием, потому что со школами в стране совсем худо, их катастрофически не хватает. 

Эдгару удалось дёшево купить землю. Территория была очень холмистой, пришлось выравнивать её вручную. На этом месте построили церковь, миссию, школу и медицинский кабинет. Всё это небольшие домики, расположенные рядом друг с другом.   Каждый год пастор открывает по одному классу. Восемь лет назад был только один первый класс – этакий чуланчик, с узенькими окошками - дырками для воздуха и отдельным входом. Сегодня таких домишек восемь. Школа стала восьмилетней. Обучается в ней около 200 учеников.

Мусульмане с радостью отдают своих детей в христианскую школу, потому что качество образования в ней хорошее. Директор пригласил лучших учителей. Это единственная школа во всей округе, одна на несколько сёл. Церковь приобрела небольшой старенький автобус, на нём утром собирают детей по сёлам и привозят в школу, а после уроков развозят по домам. Родители благодарят пастора за заботу о детях. Так они знакомятся с христианством. «Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать» (П. Бови).

Пастор церкви, он же директор школы, днём учит детей, а по вечерам и в воскресение наставляет свою паству. Жена пастора Беатриче – врач, она принимает больных в медицинском кабинете – небольшой глиняной каморке. Лечить приходится не только школьников. За медицинской помощью приходят со всех окружающих сёл. Причина многих заболеваний - грязная вода, её берут где придётся, часто из источников, заваленных отходами.  Народ беден. Большинство живут в домах, похожих на курятники. Нищета и антисанитария. Но Слово Божие меняет души и постепенно преобразовывает их жизни. «Бог стал нищим, презираемым, безвестным, несчастным человеком, и Бог дает обрести Себя в этой нищете, на кресте» (Дитрих Бонхёффер).
 
Пастор Эдгар вырыл колодец на территории школы, и теперь люди приходят сюда за чистой водой. Они стали меньше болеть. Всё приходится делать своими силами: Эдгар учит, Беатриче лечит, их дети помогают в служении, а также на стройке и по снабжению. "Такого понятия, как общество, не существует. Существует живой гобелен, сотканный из мужчин, женщин, и красота этого гобелена и качество нашей жизни будут зависеть от того, насколько каждый из нас готов взять на себя ответственность за себя и каждый из нас готов оглянуться по сторонам и помочь своими собственными усилиями тем, кто несчастен" (Маргарет Тэтчер).
После открытия церкви, люди, наученные Библией и вдохновлённые примером пастора, стали тоже участвовать в Божьем деле. Хороший пример заразителен. Ибо куда река пошла, туда повернёт и русло.

Ни к чему, ни к чему,
Ни к чему полуночные бденья
И мечты, что проснешься
В каком-нибудь веке другом.
Время? Время дано.
Это не подлежит обсужденью.
Подлежишь обсуждению ты,
разместившийся в нем.
(Наум Коржавин)

За школьными принадлежностями, лекарствами и продуктами приходиться ездить в соседнюю страну - Буркино-Фасо. Там дешевле. На машине путь занимает два дня в одну сторону. В Гвинее одна единственная дорога, да и та разбита вдрызг. Она была построена ещё Советским Союзом в 1960 году. С тех пор ни разу не ремонтировалась. Тянется дорога через всю страну и продолжается в соседних африканских странах.

Советский Союз с жаром и пылом насаждал в Африке коммунизм, средств на это было потрачено немерено. Надеялись воспитать коммунистов, несущих красное знамя по всей Африке. "Забавно, однако, что в компартию вступали не только скотоводы или обитатели трущоб, но даже «народные целители» и колдуны. Известный знахарь бантустана (резервации) Сискей ещё в 1982 году славился своими обрядами, обмазывая небольшой бронзовый бюст Ленина кровью только что зарезанного козла и жиром антилопы, прося «духов коммунизма» помочь крестьянам собрать лучший урожай. Он же провозгласил Ленина «тёмным колдуном и грозным могучим воином». Другие провинциальные колдуны изрядно прославили «партию трудящихся», призывая носить изображения Владимира Ильича на шее, под одеждой: они отпугивают демонов болезни и приманивают деньги. Несмотря на угрозу тюрьмы, зулусы и коса охотно брали медальоны с Лениным.

К чести компартии ЮАР, она с этим явлением постоянно боролась, объясняя: дорогой наш Ильич к жертвоприношениям не имеет отношения, долой суеверия, демонов не существует. Однако в Африке чёрная магия (и вообще потусторонние силы) в большом почёте, поэтому просто так от почитания Владимира Ильича в магическом контексте избавиться не удалось. «А каким-то другим изображениям вождей в племенах приносили жертвы?» — спросил я ради интереса пожилого коммуниста-африканца в Кейптауне. «Да, конечно, — охотно признался тот. — И Сталину, и Брежневу. Но Ленин работал лучше Сталина, через него с ходу связывались с духами. А Брежнев вообще не помогал, козлов для него резать перестали» (Г. Зотов, «Аргументы и Факты»).

С тех пор и стоит эта дорога, дышащая уже на ладан. Хорошо, что потратились на неё, уж лучше, чем на оружие, его и без нас везде хватает. 
Ездить по этому пути небезопасно. Воров много. Сев в машину, перво-наперво нужно заблокировать все двери. Не раз случалось, что в автомобиль пастора врывались грабители и отнимали все закупки. Благо, сам живым оставался. Молитесь за этого мужественного Божьего труженика и его семью. Спасибо Богу за его посвященность и жертвенность.

Неделя пролетела быстро. Багаж Виктора потерялся и пришел только в тот день, когда нужно было улетать домой. В это время в городе началась очередная демонстрация и погромы, из-за чего он чуть не опоздал на самолет. В аэропорту, схватив свой потерянный чемодан, он вынул из него 60 учебников по «Супружеству без разочарования», которые вёз для церкви, и отдал пастору Эдгару. Тот сиял от счастья.  Учебный материал – большое богатство. Человек, работающий в образовании, хорошо это знает.

Люди остались под большим впечатлением от семинара. Они восхищались простотой и глубиной этой темы. Им захотелось продолжить курс. Теперь у них есть материал, в нем 16 уроков. Все они расписаны по дням и неделям. Хватит примерно на четыре месяца. А дальше Бог усмотрит.
«Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!».