Киноактриса Вера Орлова и семья Я. М. Фишмана

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Вера Георгиевна Орлова. Фото из открытых источников.

 
(Приложение к документальной  повести автора  о Фишмане Я. М., советском военном деятеле и разведчике)

Поблизости от дома в Калашном пер.10 /2, где в 20-30 годы жил  с супругой  начальник Военно-химического управления  РККА, доктор химических  наук,  коринженер Яков Моисеевич Фишман, находились Борисоглебская церковь и кинотеатр "Художественный" [1]. В свободное  и отпускное время  супруги посещали в нем специальный зал, где ежечасно демонстрировались кинохроники, а летом в саду при театре проходили концерты.  Здесь в 1926 году они   смотрели  премьеру фильма «Броненосец Потёмкин», а  в 1931 году  - первую звуковую картину «Путёвка в жизнь», а через пять лет  наслаждались красками первого цветного кинофильма «Груня Корнакова». Супружеская чета ходила и в московские театры.

B 30-е годы в семье Я.М. Фишмана бывали многие гости. Однажды  в  один из праздничных дней к нему пришли  родственницы супруги  Натальи Михайловны Рычковой и их знакомые, а также известная в 20-30-е  годы артистка театра и кино  Вера Георгиевна Орлова  (Орлова - Аренская; 1894—1977) [2].

В 1913—1924 годах  она была актрисой МХАТа, а позже — актрисой МХАТа второго, где проработала  до 1936 года.  Яков Моисеевич видел Веру Георгиевну в  первом советском фильме — «Аэлита» (1924), где она сыграла второстепенную роль. В 1926 году на «Белгоскино» выпущен чёрно-белый немой художественный фильм «Проститутка» (другое название «Убитая жизнью») с участием В.Г. Орловой. Картина имела успех  у зрителя,  но критики того времени недружелюбно восприняли ее и  даже усмотрели в ней влияние «буржуазных немецких псевдонаучных фильмов».  «Вражеский»  и «политически неверный» фильм власти  решили "обезвредить" и запретить.

Наталья Михайловна была знатоком литературы и читала в московских  изданиях, что их желанная гостья Верочка  в дореволюционном кино сыграла в тридцати фильмах и   снялась в  нашумевшем фильме "Проститутка".

Вера Георгиевна  всегда положительно отвечала на все  приглашения Фишманов и приходила в гости с  рассказами о новостях в кино и театре. Приносила хозяевам билеты на свои премьерные спектакли, другие сувенирные подарки, а также и  "гостинцы"  нескольким  щенкам, родившимися от домашней овчарки. С четвероногим другом  после работы  часто развлекался Яков Моисеевич, а в остальное время  за  ней ухаживала   слабенькая здоровьем Наталья Михайловна.

В семье была  приходящая домработница  Маруся, но выгуливала собаку  и помогала  по хозяйству опекаемая  Фишманами  девушка Ида [3], которой в квартире выделили специальную комнату.  Ида особенно сблизилась с Верой Григорьевной и даже отдыхала с ней и ее супругом на Черном море.

В конце 80-х годов   своих мемуарах [4] Ида Яковлевна оставила интересные воспоминания о Вере Григорьевне Орловой,  заслуживающие того, чтобы  один из фрагментов привести полностью (стиль и синтаксис  сохранены):


<...>  "Вначале бывали племянницы  Н. М. (  Натальи Михайловны — супруги Я. М. Фишмана. — Примеч. автора). Из братьев, кроме Фили [5], военного врача, я никого не видела. В дни праздников я помню только Филю с женой, племянниц Н.М. , и их приятельницу, привязавшуюся к нам Веру Георгиевну Орлову-Аренскую,  О ней, отличной   женщине,  остановлюсь, чтобы  рассказать. Актриса второго МХАТа, бывшая жена Берсенева, редчайшая, красивейшая  женщина русского  вида. Сияющие синие глаза, носик четь вздернут, сверкающие ровные зубы и очаровательный рот. Роскошные волосы, рано поседевшие, имели фантастический  голубоватый оттенок когда она гастролировала на Западе, то это бесподобное лицо сияло на журнальных   обложках с аншлагом "Русские красавицы". Я знала ее, когда была женой П.А. Аренского [6], сына профессора Московской консерватории композитор А.С. Аренского.  Веру Георгиевна  после закрытия в 1936 году 2-го МХАТа перешла в театр Красной Армии.

... Я путешествовала  с Верой  Георгиевной  (по Крыму. – Примеч. автора) и ее таким   созерцательным  Павлушей ( т.е.  с супругом. –Примеч. автора), как она его называла. Поверьте мне, я в своей жизни мало встречала подобных людей, живших жизнью природы и сливающихся  с нею особым образом, далеких от  действий  и обывательских вредных разговоров.

П.А. Аренский  был писателем и я вспоминаю, что театр Станиславского  ставил на его либретто "Карменсита и солдат" [7].

Примерно в 1934 г. его арестовали (в мемуары вкралась  неточность:  арестован 5 мая 1937 года. – Примеч. автора) , т.к. он был сфотографирован с группой членов анархо-синдикалистов [8]. Срок дали 5 лет и далеко в  лагере Сибири он не дожил 10 дней до конца срока. Об этом мне  рассказала Вера Георгиевна, когда я ее встретила уже после постигшей   и нас беды  ( Имеется в виду  арест в 1937 г. Фишмана Я.М. — Примеч. автора)".

Вероятно, в личном архиве В.Г. Орловой имелись и письма-поздравления  Я.М. Фишмана, Н.М. Рычковой и  И.Я. Петровой-Фишман, но после событий 1937 года они были Верой Георгиевной изъяты и уничтожены.


Примечания

[1] «Художественный» —  старейший и действующий поныне кинотеатр, расположенный  в  Москве на Арбатской площади. В 1921 году его называли  "первым кинотеатром ГосКино". В 1935 году кинотеатр имел в наличии 946 мест.  Билеты стоили   1-2 рубля (дневное кино), вечерние сеансы  — от 1 рубля 50 копеек до 3 рубля 50 копеек.

[2]  Вера Георгиевна Орлова (Аренская) (1894 —  1977) — российская и советская актриса театра и кино. Жена писателя Павла Аренского (с 1924 г.) В. Г. Орлова окончила Женскую гимназию, Школу МХТ. В кино снималась с 1915 года. В фильме «Чайка»  сыграла главную роль крестьянской девушки. В 1945—1951 годах работала актрисой Театра-студии киноактёра. Умерла 28 сентября 1977 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище. Архивные документы В. Г. Орловой  хранятся в РГАЛИ.

[3] Воспоминания  И. Я. Петровой «Моя жизнь. (Вспоминаю, осмысливаю, записываю)» написаны в первой половине 1988 года в Москве.  Машинописная  рукопись хранится  у ее внука М.М. Петрова,  а одна из копий - у автора.

[4] Ида  Яковлевна Петрова (Петрова-Фишман; 1911 — 1993 ). Родилась в Италии, крещена в католической вeре. При жизни считала себя  "воспитанницей" бездетной  супружеской четы Я.М. Фишмана и  Н.М. Рычковой, которые, видимо,  не  удочерили, а  только опекали ее.  Всю жизнь носила еврейское имя и отчество "Яковлевна",  а также вторую половину фамилии "Фишман".  Отчество и вторая часть фамилии якобы даны ей  самим Я. М. Фишманом.  Мать Иды —  Мария Владимировна Петрова (ок. 1889 году в Москве — умерла в 1917-м в Риме) происходила из  русской дворянской семьи и  по своим  политическим взглядам была близка к эсерам. Я. М. Фишман был знаком с  М. В. Петровой по революционной борьбе  еще до ее эмиграции около 1910-го года в Италию. В настоящее время невозможно установить мотивы, по которым  бездетная семья Фишманов решила  опекать девочку сначала в Италии, а потом в Советской России.  Маленькую Иду  должны были репатриировать в США,  но в 13 - летнем возрасте  она попала в Россию, куда якобы ее  привез  Я.М. Фишман. Его современники строили догадки и предполагали, что "Ида это внебрачная дочь".  Ида  Яковлевна "была темненькая и явно не русской внешности".  Её  муж "считал  жену еврейкой, а она себя не считала ею" (из воспоминаний родственников Иды  Яковлевны. После ареста Я.М. Фишмана  в 1937 году советские власти  принуждали  Иду  Яковлевну отказаться от фамилии "Фишман" (она даже в браке не меняла свою фамилию) и  не  отказывалась  от  Я. М.Фишмана — человека,  активно участвовавшего в её судьбе. Свои письма в Кремль и мемуары Ида  Яковлевна подписывала  фамилией "Петрова". (А.Г. Холодюк).

[5] Филя — Фишман Филипп Моисеевич (1898 — 1962), младший брат Я. М. Фишмана, военный врач 2 ранга (1935 г.). В 1929 году окончил Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. С 1932 по 1935 год учился (вечернее отделение) в Военной академии им.  Фрунзе. В 1935-36 гг. издал "Пособие по санитарной тактике" в изд-ве Красного креста   и Красного полумесяца. Со слов его сына Анатолия Фишмана (род. в 1945 г.), отец до 1939 года "имел гражданскую жену". Детей от нее не было.

[6] Павел Антонович Аренский ( 1887 —1941) — российский  востоковед и писатель,  сын композитора Антона Аренского. Опубликовал книги: «Пржевальский, его жизнь и путешествия» (1931), «Путешествия Миклухо-Маклая» (1933), работал над книгой о П. К. Козлове. В 1934 году принят в Союз писателей СССР. Создал либретто для опер «Кармен», «Риголетто», «Дон Паскуале».  Вера Георгиевна Орлова была его третьей женой ( с 1924 года).

[7] "Карменсита и солдат"  —  речь идет об опере «Кармен».

[8] Движение анархо-синдикализм (рабочий анархизм) признавало только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся и потому отвергало участие в органах власти, а также политические партии и иерархические рабочие союзы. Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наёмных работников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста, чтобы подготовить тем самым социальную революцию, которая должна привести к торжеству либертарного (свободного, вольного) коммунизма. (Составлено по разным источникам) П. А. Аренский обвинен в принадлежности к организации «анархистов и фашистов» в 1924–1926 гг. Осуждён 9 июля 1937 году ОСО НКВД на пять лет лагерей за участие в контрреволюционной террористической организации. Скончался в 1941 году от болезни. Реабилитирован в 1955 году по ходатайству вдовы  В.Г. Орловой.


Сообщить автору об ошибке в разделе "Написать личное сообщение"


См. первые главы  документальной  повести автора о Фишмане  Я. М. здесь:

 1 часть  http://proza.ru/2019/10/18/1861
 2 часть  http://proza.ru/2019/10/27/115
 3 часть http://proza.ru/2019/11/05/1241
 4 часть http://proza.ru/2019/11/10/1769

См. на этом сайте  также и другие произведения автора  о Фишмане Я. М.:

(приложения с фото к повести)

Арест Я. М. Фишмана в 1937 г. глазами очевидца

Наивная я дура! Изливала душу Сталину
 
Майор из НКВД и друг Я. М. Фишмана

Я. M. Фишман c племянником Анатолием. Редкое фото

Неизвестное фото генерала в отставке Фишмана Я. М.

Генерал-майор Я. М. Фишман в год своего 70-летия
    
Братья Яков и Филипп Фишманы в новогоднюю ночь
   
Генерал и персональный пенсионер Я. М. Фишман

Норильское фото военного разведчика Я. М. Фишмана

Неизвестный портрет молодого Я. М. Фишмана. 1905 г.

Советский военный деятель Я. М. Фишман в детстве