Фото: Вера Георгиевна Орлова. Фото из открытых источников.
(Приложение к документальной повести автора о Фишмане Я. М., советском военном деятеле и разведчике)
Поблизости от дома в Калашном пер.10 /2, где в 20-30 годы жил с супругой начальник Военно-химического управления РККА, доктор химических наук, коринженер Яков Моисеевич Фишман, находились Борисоглебская церковь и кинотеатр "Художественный" [1]. В свободное и отпускное время супруги посещали в нем специальный зал, где ежечасно демонстрировались кинохроники, а летом в саду при театре проходили концерты. Здесь в 1926 году они смотрели премьеру фильма «Броненосец Потёмкин», а в 1931 году - первую звуковую картину «Путёвка в жизнь», а через пять лет наслаждались красками первого цветного кинофильма «Груня Корнакова». Супружеская чета ходила и в московские театры.
B 30-е годы в семье Я.М. Фишмана бывали многие гости. Однажды в один из праздничных дней к нему пришли родственницы супруги Натальи Михайловны Рычковой и их знакомые, а также известная в 20-30-е годы артистка театра и кино Вера Георгиевна Орлова (Орлова - Аренская; 1894—1977) [2].
В 1913—1924 годах она была актрисой МХАТа, а позже — актрисой МХАТа второго, где проработала до 1936 года. Яков Моисеевич видел Веру Георгиевну в первом советском фильме — «Аэлита» (1924), где она сыграла второстепенную роль. В 1926 году на «Белгоскино» выпущен чёрно-белый немой художественный фильм «Проститутка» (другое название «Убитая жизнью») с участием В.Г. Орловой. Картина имела успех у зрителя, но критики того времени недружелюбно восприняли ее и даже усмотрели в ней влияние «буржуазных немецких псевдонаучных фильмов». «Вражеский» и «политически неверный» фильм власти решили "обезвредить" и запретить.
Наталья Михайловна была знатоком литературы и читала в московских изданиях, что их желанная гостья Верочка в дореволюционном кино сыграла в тридцати фильмах и снялась в нашумевшем фильме "Проститутка".
Вера Георгиевна всегда положительно отвечала на все приглашения Фишманов и приходила в гости с рассказами о новостях в кино и театре. Приносила хозяевам билеты на свои премьерные спектакли, другие сувенирные подарки, а также и "гостинцы" нескольким щенкам, родившимися от домашней овчарки. С четвероногим другом после работы часто развлекался Яков Моисеевич, а в остальное время за ней ухаживала слабенькая здоровьем Наталья Михайловна.
В семье была приходящая домработница Маруся, но выгуливала собаку и помогала по хозяйству опекаемая Фишманами девушка Ида [3], которой в квартире выделили специальную комнату. Ида особенно сблизилась с Верой Григорьевной и даже отдыхала с ней и ее супругом на Черном море.
В конце 80-х годов своих мемуарах [4] Ида Яковлевна оставила интересные воспоминания о Вере Григорьевне Орловой, заслуживающие того, чтобы один из фрагментов привести полностью (стиль и синтаксис сохранены):
<...> "Вначале бывали племянницы Н. М. ( Натальи Михайловны — супруги Я. М. Фишмана. — Примеч. автора). Из братьев, кроме Фили [5], военного врача, я никого не видела. В дни праздников я помню только Филю с женой, племянниц Н.М. , и их приятельницу, привязавшуюся к нам Веру Георгиевну Орлову-Аренскую, О ней, отличной женщине, остановлюсь, чтобы рассказать. Актриса второго МХАТа, бывшая жена Берсенева, редчайшая, красивейшая женщина русского вида. Сияющие синие глаза, носик четь вздернут, сверкающие ровные зубы и очаровательный рот. Роскошные волосы, рано поседевшие, имели фантастический голубоватый оттенок когда она гастролировала на Западе, то это бесподобное лицо сияло на журнальных обложках с аншлагом "Русские красавицы". Я знала ее, когда была женой П.А. Аренского [6], сына профессора Московской консерватории композитор А.С. Аренского. Веру Георгиевна после закрытия в 1936 году 2-го МХАТа перешла в театр Красной Армии.
... Я путешествовала с Верой Георгиевной (по Крыму. – Примеч. автора) и ее таким созерцательным Павлушей ( т.е. с супругом. –Примеч. автора), как она его называла. Поверьте мне, я в своей жизни мало встречала подобных людей, живших жизнью природы и сливающихся с нею особым образом, далеких от действий и обывательских вредных разговоров.
П.А. Аренский был писателем и я вспоминаю, что театр Станиславского ставил на его либретто "Карменсита и солдат" [7].
Примерно в 1934 г. его арестовали (в мемуары вкралась неточность: арестован 5 мая 1937 года. – Примеч. автора) , т.к. он был сфотографирован с группой членов анархо-синдикалистов [8]. Срок дали 5 лет и далеко в лагере Сибири он не дожил 10 дней до конца срока. Об этом мне рассказала Вера Георгиевна, когда я ее встретила уже после постигшей и нас беды ( Имеется в виду арест в 1937 г. Фишмана Я.М. — Примеч. автора)".
Вероятно, в личном архиве В.Г. Орловой имелись и письма-поздравления Я.М. Фишмана, Н.М. Рычковой и И.Я. Петровой-Фишман, но после событий 1937 года они были Верой Георгиевной изъяты и уничтожены.
Примечания
[1] «Художественный» — старейший и действующий поныне кинотеатр, расположенный в Москве на Арбатской площади. В 1921 году его называли "первым кинотеатром ГосКино". В 1935 году кинотеатр имел в наличии 946 мест. Билеты стоили 1-2 рубля (дневное кино), вечерние сеансы — от 1 рубля 50 копеек до 3 рубля 50 копеек.
[2] Вера Георгиевна Орлова (Аренская) (1894 — 1977) — российская и советская актриса театра и кино. Жена писателя Павла Аренского (с 1924 г.) В. Г. Орлова окончила Женскую гимназию, Школу МХТ. В кино снималась с 1915 года. В фильме «Чайка» сыграла главную роль крестьянской девушки. В 1945—1951 годах работала актрисой Театра-студии киноактёра. Умерла 28 сентября 1977 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище. Архивные документы В. Г. Орловой хранятся в РГАЛИ.
[3] Воспоминания И. Я. Петровой «Моя жизнь. (Вспоминаю, осмысливаю, записываю)» написаны в первой половине 1988 года в Москве. Машинописная рукопись хранится у ее внука М.М. Петрова, а одна из копий - у автора.
[4] Ида Яковлевна Петрова (Петрова-Фишман; 1911 — 1993 ). Родилась в Италии, крещена в католической вeре. При жизни считала себя "воспитанницей" бездетной супружеской четы Я.М. Фишмана и Н.М. Рычковой, которые, видимо, не удочерили, а только опекали ее. Всю жизнь носила еврейское имя и отчество "Яковлевна", а также вторую половину фамилии "Фишман". Отчество и вторая часть фамилии якобы даны ей самим Я. М. Фишманом. Мать Иды — Мария Владимировна Петрова (ок. 1889 году в Москве — умерла в 1917-м в Риме) происходила из русской дворянской семьи и по своим политическим взглядам была близка к эсерам. Я. М. Фишман был знаком с М. В. Петровой по революционной борьбе еще до ее эмиграции около 1910-го года в Италию. В настоящее время невозможно установить мотивы, по которым бездетная семья Фишманов решила опекать девочку сначала в Италии, а потом в Советской России. Маленькую Иду должны были репатриировать в США, но в 13 - летнем возрасте она попала в Россию, куда якобы ее привез Я.М. Фишман. Его современники строили догадки и предполагали, что "Ида это внебрачная дочь". Ида Яковлевна "была темненькая и явно не русской внешности". Её муж "считал жену еврейкой, а она себя не считала ею" (из воспоминаний родственников Иды Яковлевны. После ареста Я.М. Фишмана в 1937 году советские власти принуждали Иду Яковлевну отказаться от фамилии "Фишман" (она даже в браке не меняла свою фамилию) и не отказывалась от Я. М.Фишмана — человека, активно участвовавшего в её судьбе. Свои письма в Кремль и мемуары Ида Яковлевна подписывала фамилией "Петрова". (А.Г. Холодюк).
[5] Филя — Фишман Филипп Моисеевич (1898 — 1962), младший брат Я. М. Фишмана, военный врач 2 ранга (1935 г.). В 1929 году окончил Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. С 1932 по 1935 год учился (вечернее отделение) в Военной академии им. Фрунзе. В 1935-36 гг. издал "Пособие по санитарной тактике" в изд-ве Красного креста и Красного полумесяца. Со слов его сына Анатолия Фишмана (род. в 1945 г.), отец до 1939 года "имел гражданскую жену". Детей от нее не было.
[6] Павел Антонович Аренский ( 1887 —1941) — российский востоковед и писатель, сын композитора Антона Аренского. Опубликовал книги: «Пржевальский, его жизнь и путешествия» (1931), «Путешествия Миклухо-Маклая» (1933), работал над книгой о П. К. Козлове. В 1934 году принят в Союз писателей СССР. Создал либретто для опер «Кармен», «Риголетто», «Дон Паскуале». Вера Георгиевна Орлова была его третьей женой ( с 1924 года).
[7] "Карменсита и солдат" — речь идет об опере «Кармен».
[8] Движение анархо-синдикализм (рабочий анархизм) признавало только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся и потому отвергало участие в органах власти, а также политические партии и иерархические рабочие союзы. Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наёмных работников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста, чтобы подготовить тем самым социальную революцию, которая должна привести к торжеству либертарного (свободного, вольного) коммунизма. (Составлено по разным источникам) П. А. Аренский обвинен в принадлежности к организации «анархистов и фашистов» в 1924–1926 гг. Осуждён 9 июля 1937 году ОСО НКВД на пять лет лагерей за участие в контрреволюционной террористической организации. Скончался в 1941 году от болезни. Реабилитирован в 1955 году по ходатайству вдовы В.Г. Орловой.
Сообщить автору об ошибке в разделе "Написать личное сообщение"
См. первые главы документальной повести автора о Фишмане Я. М. здесь:
1 часть http://proza.ru/2019/10/18/1861
2 часть http://proza.ru/2019/10/27/115
3 часть http://proza.ru/2019/11/05/1241
4 часть http://proza.ru/2019/11/10/1769
См. на этом сайте также и другие произведения автора о Фишмане Я. М.:
(приложения с фото к повести)
Арест Я. М. Фишмана в 1937 г. глазами очевидца
Наивная я дура! Изливала душу Сталину
Майор из НКВД и друг Я. М. Фишмана
Я. M. Фишман c племянником Анатолием. Редкое фото
Неизвестное фото генерала в отставке Фишмана Я. М.
Генерал-майор Я. М. Фишман в год своего 70-летия
Братья Яков и Филипп Фишманы в новогоднюю ночь
Генерал и персональный пенсионер Я. М. Фишман
Норильское фото военного разведчика Я. М. Фишмана
Неизвестный портрет молодого Я. М. Фишмана. 1905 г.
Советский военный деятель Я. М. Фишман в детстве