Вереск

Вадим Светашов
                Вереск.

          До Тугулыма я нигде раньше не встречал вереск, хотя и слышал о нём. И когда здесь впервые увидел, то в изумлении остановил машину. Было самое начало сентября, и природа готовилась к осени. Листва деревьев только местами  отдавала золотом и пурпуром, трава поблёкла и начала буреть, а цветов в лесу совершенно не было видно. Я выехал из высокоствольного соснового бора на участок давнего горельника. Об этом напоминали обугленные пни и стволы деревьев. Возобновление шло плохо. На всём участке довольно редко росли двух – трёхметровые сосенки. Берёз и осин вообще были единицы. Зато земля представляла собой сплошной фиолетовый, нет, пожалуй, всё-таки лиловый ковёр из каких-то цветущих растений.
          Выйдя из машины, я присел и принялся рассматривать их.
Это явно была не трава, а невысокий кустарничек. На тонких ветках (ну, никак не скажешь стеблях) плотно прижатые к ним мелкие треугольные листья без черешков. Верхняя часть веточек густо  облеплена тоже мелкими цветочками. Очень тонкий, почти неразличимый запах. Цветы, напоминающие миниатюрные опрокинутые колокольчики, собраны в кистевые соцветия.
          Я спросил у Петровича (это мой водитель) знает ли он, что это за растение, и получил отрицательный ответ. Но потом добавил, что знает немало мест по району, где оно растёт. Тогда я срезал одно под самый корень с целью дома по определителю выяснить название растения.
            Определить труда не составило.  Оказалось, что я держу в руках обыкновенный вереск. И не такой уж он редкий, просто мне не довелось с ним встретиться раньше. Произрастает в Северной Америке, Гренландии, Северной Европе и Сибири. К питанию нетребователен, поэтому хорошо себя чувствует на песчаных и каменистых почвах и даже на моховых болотах. Но затенения избегает, поэтому один их первых появляется на гарях, вырубках, в разреженных сосновых молодняках.
          Вереск – хороший медонос, практически единственный ранней осенью. Вересковый мёд – отличный антисептик. Его применяют при бронхиальной астме, для очистки крови и при мочекаменной болезни почек. Само растение имеет противовоспалительное  и антибактериальное свойства. В народной медицине настои из вереска используют от простуды и ревматизма. В фитотерапии – в виде чая. В Англии и Шотландии из вереска производят алкогольный напиток – эль, рецепт которого содержится в глубокой тайне.
          По древним легендам и сказаниям вереск способен защитить жилище от злых сил и колдовства.