МОЙ ДЕД

Борис Миловзоров
Очерк опубликован в ежегодном литературно-художественном альманахе «Параллели», издающемся Самарской региональной организацией Российского Союза профессиональных литераторов, главный редактор О. М. Борисова. В альманахе печатаются российские авторы и авторы из ближнего и дальнего зарубежья. Альманах приобретается библиотеками России, а также направляется во многие библиотеки мира. Ежегодно с 15 января по 28 февраля альманах проводит литературный конкурс. Тематика конкурса каждый год разная.
Альманах «Параллели» 2020  целиком посвящён 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.


МОЙ ДЕД Ф. И. МАНАКИН

Близится 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. По каждой семье она прошлась рваным убийственным катком, закатывая наших пращуров в землю или вышибая их из жизни ранами и увечьями.
И теперь, через десятилетия, наши воюющие деды и прадеды уходят снова: из нашей памяти. Грустно и обидно это. Почему мы в молодости такие глупые? Вечно заняты только собою и собственными чувствами. Мне бы спохватиться лет тридцать назад! Сколько интересного можно было бы узнать о своей родне от ещё живых и здравствующих тёток, дядек, дедов и бабок?!
Я расскажу в этом коротком рассказе о том, о ком ещё помнят, о своём деде Манакине Фёдоре Ивановиче.
Родился он в 1896 году под Рязанью в селе Борки и жил там среди обильной родни, пока в 1915 или 1916 году в армию не забрали. Из двух бравых вояк на фото тех времён, дед Фёдор справа стоит. Это единственная фотография среди сохранившихся, на которой дед в военной форме.
Удивительно, как мало рассказывали ветераны о войне своим близким, а с нами желторотыми, вовсе молчок. Дед ведь не сразу домой вернулся, всю гражданскую прошёл, а не рассказывал ничего. Известно только, что пришёл партийным, несколько раз бывал ранен, но руки-ноги при себе оставил.
С начала двадцатых проживал в родном селе Борки. В январе 1925 года женился на моей бабушке. Десять детей потом народили, пятерых сохранили. Дед Фёдор работал на обувной фабрике «Победа Октября», в начальники вышел (то ли мастер, то ли начальник цеха), жильё получил, и в 1929 году разрастающаяся семья переехала в Рязань. Неизвестно, как карьера бы его сложилась, только в начале 30-х старые военные раны дали о себе знать, он надолго слёг. Так уж вышло, что несколько месяцев не платил партийные взносы и его тихо из партии исключили. Потом он в семье рассказывал, что если бы не это, скорее всего, его бы «не было в живых». Скупо и лаконично, но теперь ясно и понятно. В 1939 году дед Фёдор был призван в армию и отправился воевать на Финскую войну. Вернулся целым и невредимым.
Тут надо короткое отступление сделать о его двоюродном брате Манакине Михаиле Григорьевиче, который в Финскую политруком служил и в 1940 году получит звание героя Советского Союза за то, что важную высоту со своей ротой взял. Но про двоюродного деда рассказывать не буду, его биография известная: он профессиональным военным стал, войну прошёл и в мирное время до полковника дослужился, в Москве с семьёй проживал. Многие из родни к нему наведывались на краткий постой, никому не отказывал. Даже я один раз в детстве побывал.
Но вернусь к деду Фёдору. После Финской он на свою фабрику вернулся. Когда Великая Отечественная началась, от призыва не прятался, тем более завод его не отпускал: хорошим специалистом дед был. На фронт его забрали в 1942 году, а вернулся в марте 1945 года с тяжёлой контузией.
Из отрывочных воспоминаний родных знаю лишь, что служил дед в пехоте, воевал в Болгарии, потом в Чехословакии. В одной из атак они бежали за танками в наступление и нарвались на немецкую засаду, началась рукопашная. Какой-то немец врезал со всего маха прикладом по каске деда, тот застыл оглушённый и немец собирался его заколоть штыком, но подоспел друг деда и сам запорол немца штыком. Потом уже в тылу выяснилось, что у деда после удара прикладом случилась контузия, он стал плохо слышать и у него чуть сместились позвонки. Демобилизовали его. Дома дед вернулся на фабрику, но из-за контузии теперь работал в охране. Умер в 1954 году.
Орденов не получил, медали были, да растеряла их родня в сутолоке жизненной. Поговорил бы я с ним сейчас, порасспрашивал…, да не дано. А в родне ещё один знаковый эпизод сохранился. Одна из моих тёток – дочь моего деда Фёдора, рассказывала, что в 1953 году за неё сватался высокий и красивый парень. Пришёл он к отцу, а тот спрашивает, ты откуда? Из Харькова, ответил жених. Отец сразу в лице переменился и как отрезал: мол, разговора у нас с тобой не будет, дочь за тебя не отдам! Прогнал жениха, а потом рыдающей дочери рассказал, что пришлось ему повоевать на Украине в том числе и с бандеровцами. Ох, и звери они были! Нескольких друзей деда Фёдора бандеровцы казнили. Как потом оказалось, они давали пленным красноармейцам в руки лопату, чтоб те копали яму в свой рост. По готовности их туда стоя ставили и закапывали, оставляя наружу только голову. Потом начинали всячески издеваться: испражнялись, кололи, выкалывали глаза, мучили до смерти. Не мог дед Фёдор через свою ненависть переступить, так об этом дочери и сказал. Поплакала она и подчинилась, а через два года за местного русского парня замуж вышла.
Вот такая частица военной истории есть в нашей семье. Светлая память воинам.