Что такое счастье?

Тамара Чаплинская
               
     Мы спорили, кричали и чуть не подрались, каждому казалось, что прав именно он. А потом решили спросить у своего  учителя истории : - что же такое счастье?  Нашего учителя истории звали Николай Павлович, но мы за глаза звали его мудрецом. Он никогда не раздражался, наши вопросы ему не казались глупыми и в беседе с ним, мы всегда как бы сами находили ответы на волнующие нас вопросы.

- Николай Павлович, что такое счастье?
- Мудрый вопрос, я б сказал, что такой вопрос мог возникнуть только у думающих, зрелых людей. А вы как сами думаете?
Мы стали наперебой выкрикивать каждый свою версию.
Мудрец спокойно слушал и изредка улыбался. Потом он сказал

- Ребята так вы до истины не доберетесь. Давайте каждому дадим  высказаться и при этом будем его внимательно слушать. По каждому выступлению, если возникнут возражения, тоже их выслушаем.
-Итак, кто первый?
- Быть богатым, вот счастье, сказал Саша.
- Кто-то возражает? спросил мудрец
- Что сидишь и думаешь, какой я счастливый, ведь я богатый? с насмешкой спросил Костя Сашу.

-А зачем мне сидеть и думать, я  могу за свои деньги съездить, например, на  Канары и буду там предаваться счастью.
- А что, по твоему, на Канарах все люди счастливые? -  спросила Наташа Сашу
-И если на Канарах можно обрести счастье, то может быть счастливым, это просто родиться и жить на Канарах, что скажешь Саша?

- Ну, причем тут это. Я имел в виду, что, имея деньги, я свободно могу ехать в любую страну, купить любой автомобиль, любую вещь, которая мне понравится, построить любой дом, хорошую квартиру, я могу позволить себе любую еду. Я могу обладать всем, чем я захочу.
-А не боишься ты , что тебе надоест желать все новых и новых вещей, домов и квартир, изысканных яств? Не боишься, что тебе надоест желать и ты за свои деньги наймешь кого-нибудь, кто будет за тебя желать, а тебе будет скучно и никакого счастья от обладания богатством ты не получишь?

-Нет, не боюсь, ведь содержать и приумножать богатство требует много умственных и душевных затрат. Богатство даст мне доступ к власти, и я смогу влиять на судьбы людей. Знаете, говорят, что испытания богатством и властью очень трудны для человека. Мне придется много узнать, понять, я смогу совершенствовать свое тело с самыми дорогими учителями, к моим услугам лучшие спортивные площадки. Если захочу, смогу снимать фильмы и сам сниматься в них. Словом деньги откроют мне мир во все прекрасное.
          
      Тут поднялась Маша и сказала следующее:
- А дружбу и любовь ты сможешь приобрести за деньги? Или ты считаешь, что счастье без них возможно?
- Друзей у богатых всегда много, а если я буду интересным, да еще и богатым человеком, то полюбит меня та, которая мне будет Люба.
- Да вокруг богатых всегда много друзей, но это скорее завистники, нежели друзья, а на Любовь ты можешь рассчитывать только продажную

- Выходит , умный, веселый, здоровый, увлекающийся , интересный человек не может быть счастливым только потому, что он богатый?
- Нет, сказала Маша – просто умный, увлекающийся здоровый человек вынужден все свои замечательные качества потратить на сохранение и приумножения богатства, а иначе он обеднеет, его сожрут конкуренты, предадут друзья. Сам говорил, что содержать и поддерживать богатства требует много затрат различных сил, а значит и времени. Времени на дружбу и любовь не остается, а значит богатство и счастье несовместимы.

- Так что счастье возможно только у тех, у кого нет дефицита времени? – парировал Саша.
- Так мы договоримся, что счастье, это наличие свободного времени!
- Разрешите мне? –подал свой голос Костя. По-моему счастье - это быть здоровым. Есть здоровье все остальное приложиться. И богатство наживем и дружбе и любви время найдем.
- Таким  образом,  счастливыми, по твоему Костя, могут быть только здоровые люди ? –спросила Катя.

- А как же быть слепым, глухим, инвалидам с детства, инвалидам войны и  просто пенсионерам, которые нередко болеют в старости? Всё, им счастье заказано? Они пусть и не мечтают о счастье. Их жизнь закончена? Жить человек без надежды на счастье не может

        Тут своё слово вставил мудрец.
- А давайте подумаем, как мы узнаем, что человек счастлив? В чем внешне проявляется счастье?
Юре не терпелось высказать свое мнение
- Счастливый человек смеётся или улыбается, глаза его сияют от радости и внутреннего упоения, на душе умиротворение, для него все вокруг прекрасно, люди добрые и красивые, цветы пахучие, небо голубое, солнце доброе, птицы для него поют. Он сам всем улыбается, вызывая у прохожих ответную добрую реакцию

     Я понял, счастье – это временное состояние души, которого человек может достичь сам, делая какие-то усилия над собой. А значит, состояния счастья может достичь каждый, независимо от возраста, состояния здоровья наличия богатств.

- Я согласен с Юрой. – вступил в диспут Серёжа. Счастье не может быть долговременным. Побыл восторженно счастливым и снова приступай к достижению какой-то цели. Вот достижение цели и приводит к счастливым ощущениям. Я, думаю, что счастливые моменты жизни бывают у людей неленивых, целеустремленных и духовно развитых. Конечно же, как люди разные, так и счастливые моменты в жизни у них тоже разные. Один счастлив, что победил в кулачном бою, а другой оттого, что сделал открытие, третий, что вкусно поел, четвертый, что совершил доброе дело, пятый от того, что покорил горные вершины, шестой от того, что провел время с интересными людьми и т.д. Жалко человека, у которого нет желания сделать какое-то дело. Такой человек можно считать уже умер.

   - Да вы у меня настоящие мудрецы – сказал мудрец. Я бы сам никогда до таких выводов не додумался бы. И знаете, ребята я сейчас счастлив от того, что встретился с такими умными и думающими людьми.

- Ребята окружили Николая Павловича и тоже с восторгом убеждали его, что они счастливы, что он научил их думать.
Веселые и счастливые ребята побежали домой. И солнце было ласковое и птицы пели и прохожие улыбались, видя счастливых ребят.