Люстра против Пирамиды

Илья Калитеевский
Человек - набор потребностей, отсортиванных по шкале примитивные - высокодуховные.

Начало всему - кирпичи мира, атомы, которые складываются в молекулы: маленьке, как аш-два-о и большие, как дезорибонуклеиновая кислота. Аш-два-о течет по руслам рек, впадая в моря, дезорибонуклеиновая кислота - ходит пешком, ища еду, сон и секс. Найдя еду, сон и секс - ищет дом, потом власть, потом читает книжку в поисках знаний. Но чаще, найдя еду, сон и секс - ищет ещё больше еды, сна и секса, и, сочтя найденное недостаточным, ищет то же самое дальше - снова и снова - всю жизнь до того дня, пока не окажется внутри деревянного ящика, оставив еду, сон и секс снаружи навсегда.

А может быть, человек - набор смыслов, отсортиванных по шкале примитивные - высокодуховные и начало всему - предназначение? И тогда наоборот - всё начинается с книжки. Мы видим тот же парад потребностей: еда-сон-секс, дом, власть, знания, но уже с другой стороны. Книжка открывает разуму пути познания мира, заставляет читателя спросить себя: кто я? откуда я? зачем я? что такое смерть? что такое любовь? что такое справедливость? Вскипев от осознания отсутствия справедливости человек ищет профессию или власть чтобы изменить мир к лучшему: напрямую ли, косвенно ли - через создание семьи и воспитание детей, и только потом заботится о куске хлеба, личной безопасности и комфорте.

Выразитель первой идеологемы - американец Абрахам Харольд Маслоу, автор знаменитой одноимённой пирамиды. Пирамида Маслоу своим основанием опирается на физику и предлагает человеку идти от физики к духу поэтажно: сначала удовлетворить самые необходимые жизненные потребности, потом заполучить комфорт, потом удовлетворить эстетические потребности, а потом и духовные.

Магия пирамиды в том, что даже имея многочисленные внутренние концептуальные нестыковки, пруф - вики, она настолько хорошо ложится на современную матрицу восприятия мира, что имеет аксиоматичекий статус и преподаётся в школах на естетствознании. Ученик! - говорят на естествознании - Удовлетвори низшие потребности! - А там посмотрим.

Конечно, каждый человек делает выбор сам и сам же несет ответственность за свой выбор. Кто-то ещё со школьных лет определяет для себя другие приоритеты и по-другому живёт всю жизнь. Жизнь таких людей не описывается моделью Пирамиды Маслоу. Опишем же их жизнь другой моделью: Люстра Маслоу! Тот же тетраэдр, но с отличием - не стоит основанием на поверхности, а висит под потолком, крепясь к нему за вершину. Воспитывая человека в рамках этой концепции мы скажем ему: - Человече, определись кто ты и зачем ты! Как ты будешь биться за справедливость?! Без это ты - гавно на палке в стеклянной банке! Заставим осознать его важность целеполагания, важность ответственности за выбор, важность наличия справдливости в точках целеполагания. И добавим: что сожрать - ты найдёшь, с голоду не подохнешь, это, как бы, второстепенно уже. И поясним: с таким подходом будет больше шансов построить нормальную жизнь для всех, включая тебя.

В школе на естествознании скажем: Ученик! Вот тебе две модели: Пирамида и Люстра. Выбирай!