Ещё раз об индивидуализме

Павел Патлусов
                ЕЩЁ  РАЗ ОБ ИНДИВИДУАЛИЗМЕ
После того, как была написана статья «Демон индивидуализма», меня не покидало состояние какой – то неопределённости, невысказанности. Что – то тревожило мой разум. Я не мог сам себе дать ответ – успокоение, примирение: согласованность идеи индивидуализма с сущностью жизни. Конечно, я понимаю, что основную массу читателей эта проблема не задевает ни каким образом, даже боком, но для себя хотелось бы иметь твёрдое убеждение, а не тяжкие сомнения.
      Начнем с азов. К первому проявлению индивидуализма можно отнести Адама и Еву. Именно они нарушили божественный закон: проявили своеволие и в наказание были изгнаны из рая. А если бы они этого не сделали? – то, мы об этом бы не знали и как следствие не было бы священной истории. Не проявили первые люди смирения и кротости. Исходя из этого посыла: проявление воли – это индивидуализм. Именно это святыми отцами не приветствуется. Чтобы исправить ошибку Адама и Евы (первородный грех) на Землю был отправлен Христос. Коли мы все произошли от Адама и Евы ( по Библии), то грех нам передан по наследству. Правда этот грех очень часто проповедники называют «гордыней», то есть отсутствие кротости и смирения.
       Для того чтобы «выбить» из себя дух индивидуализма христиане, буддисты, мусульмане начали прибегать к аскетизму. Все аскеты старались ещё при жизни уничтожить своё «я» не только духовное, но и телесное. Они делали попытки вырваться из общего бытия, из общества, повязанного на первородном грехе. Борьба с собственным «я»,   как ни странно, приводила, точнее: выводила на тропу индивидуализма многих аскетов. Многие аскеты  выдумывали себе пытки (обеты):голодание, безмолвие,  а многие просто обрезали себе детородные органы. Странно, но именно такие нестандартные действия аскетов делали их историческим явлением, то есть они стали особого рода индивидуальностью. Возьмём, к примеру Оригена, который оскопил себя. Историки богословия, философы о нем постоянно упоминают, а это значит он – индивидуальность. Вспомним папу Григория седьмого, который лил слёзы умиления потоками. Его прозвали «святым Сатаной».   Шопенгауэр ценил только презрение к дарам мира ( удовольствиям, богатству), к индивидуализму. Но возникает вопрос: а он кто же был?  Ответ только один: яркая индивидуальность.  Вспомним и наших аскетов: Серафим Оптинский, протопоп Аввакум, и другие. Если бы они были только кроткие, смиренные, как большинство прихожан знали бы эти личности? Ответ однозначный: нет. В история для них была бы глуха и молчалива. Все приведенные примеры говорят только об одном: самодеятельном бытии этих личностей. Многие из них так сильно предавались аскетизму и смирению, что из них получились «кристаллы духа Великого». В химической практике в перенасыщенном растворе появляются кристаллы. Так и бытии или святом житии, если сверх меры, проявлена воля, то это индивидуализм. Это значит: если человек выносит в мир свою волю, то он определённо индивидуальность, и губить её недопустимо, ибо это и есть возможный грех. Пока природа не определилась что лучше на весах истории: масса смиренных или одна, но яркая индивидуальность.  Где Бог в этом споре? Мой выбор сделан: я интересуюсь индивидуальностями и восторгаюсь ими, или наоборот гнушаюсь, но к массе кротких и смиренных  как - то равнодушен.  Как на этот посыл отзовётся читатель? – не знаю.