Степан

Гурам Сванидзе
(из цикла рассказов «Иностранцы»)

В городе стало много индийцев. Преимущественно молодёжь, студенты. Поначалу глазу трудно было за кого-то зацепиться – одинаково чернявые и кучерявые, с виду невысокие, девицы робко отводили глаза. Ходили стайками. Разве что можно было вычислить сикхов – те носили чалмы и без исключений были бородатыми и покрупнее.

Правда, сразу обратил на себя внимание один субъект. В мороз и зной, он в одиночестве бродил в одной и той же цветастой сорочке, измождённый, худой, небритый, руки неизменно в карманах брюк. С остановившимся взглядом парень шагал посередине проспекта, не замечая ни сигналов, ни окриков шоферов. «Йог или сумасшедший», -  подумал я. Несчастный погиб. Он не попал под машину, утонул. Под вечер иностранец проник на территорию плавательного бассейна, спрятался в туалете. Дождался, пока на комплексе никого не осталось. Видимо, молодой человек хотел поплавать в одиночестве. Утром в воде на дне бассейна его увидел сторож. Воду из бассейна выпустили и дезинфицировали его несколько дней.

Индийцы держали дистанцию. Они улыбаются хитровато, обмениваются взглядами только заговори с ними. Хочу думать, культурные различия мешали им быть более открытыми.

Как-то на остановке автобуса я разговорился с индийским юношей. Решил поупражняться в своём английском. Ведь этот язык у них второй государственный.  Его звали Радж – интеллигентный худощавый юноша в очках, улыбался он сдержанно, при этом поблескивал белыми зубами. От него пахло дорогими лосьонами. Мы поговорили о том, о сём. Я узнал, что в Индии бум высшего образования. Ещё то, что означает фамилия Сингх, очень распространенная у него в стране. Оно означало «лев» и носят его члены высшего сословия. У самого Раджа фамилия была длинная и трудно запоминаемая. На мой вопрос, почему вдруг его в Тбилиси занесло, он пожал плечами. Потом ответил, те, кто побогаче, в Америке и Европе получают образование. “Это те, у кого фамилия Сингх?» - уточнил я. «Да, в основном», - ответил собеседник.

Мы вроде подружились. Но однажды в совершенно не фешенебельном районе Тбилиси, в Нахаловке, на похоронах у знакомых в толпе я увидел своего приятеля. Он ещё помогал нести гроб с покойником. Моему изумлению не было границ. Следующее утро я простоял перед своим офисом. Радж обычно проходил мимо по дороге в институт. Дождался его. После моих расспросов о вчерашнем (гроб тоже был помянут) молодой человек встревожился. Мало, что я обознался, ещё вверг парнишку в культурный шок. Мои «странные» речи насторожили его. После этого разговора, завидев меня, Радж обходил меня стороной.

Но вот в Тбилиси появился новое лицо индийского происхождения. В самых оживленных местах города замаячила фигура  двухметрового гиганта, настоящего атлета. Помнится арка его чёрных бровей, приятная улыбка. Он всегда был тщательно выбрит. Всем своим видом индиец излучал приветливость и открытость. С ним непрестанно здоровались прохожие. Не помню, когда и кто нас познакомил. На памяти то, что, представляя меня некому болезненному с виду мужчиной с коротковатой левой рукой, этот гигант торжественно назвал меня «другом». Однажды один из  коллег спросил, слышал ли я о ... и назвал художника, кстати, русского по происхождению.  Я ответил утвердительно и добавил, что познакомил нас ... индиец. Так и было. Я встретил их на улице. После того, как нас представил иностранец, художник пригласил меня в мастерскую - посмотреть его работы. Тема старого Тбилиси была у него в приоритете. Хозяин взял в руки кисть, включил музыку Баха. Сказал, что во время работы без неё не обходится, начал вносить поправки в ещё не готовую картину. Индиец заскучал, оживился, когда выключили Баха и надо было бежать за пивом. 

Довольно скоро парень попал в фокус телевизионщиков. Он работал звонарём в храме святой Троицы, принял христианство. Его нарекли Стефане, по-русски Степан. В кадре его благословляет иерарх церкви. Степан  облачен в яркий литургический наряд. Он сильно изогнулся, чтобы благообразный старичок прикоснулся к его голове.
В другом фильме показано, как Степан гостит в кахетинской деревне. Местные были очарованы его знанием грузинского языка. Восторгам не было конца, после того как индиец произнёс здравицу в честь  Грузии и грузин и опорожнил огромный рог с вином.
Однажды при встрече в сквере оперного театра мой приятель делал движения, напоминающие физические упражнения. Видимо, ощущал мышечную радость. В этот момент от него исходил позитив. «Мы сегодня всласть потренировались», - сказал он. Я не стал уточнять, кого он имел в виду.

Стефане активно интегрировался в наше общество. Так в Тбилиси обсуждался инцидент, который случился на гламурной телепередаче. Он почему-то рассмешил население - «напомаженные девицы концерт устроили». После того, как был объявлены результаты конкурса на самый безвкусный наряд, его обладательница (особа ещё та!) вилкой для ломтиков лимона пырнула в горло председателя жюри. Ведущая передачи, комментирую случившееся раза три отметила, что удар чуть не пришёлся «в артиллерию» пострадавшей (перепутала с артерией). Стефане делился со мной впечатлениями также весело и в тех же выражениях, что и диктор новостей. Особенно позабавило общественность, и Стефана тоже, то, что «хулиганке»  присудили 15 суток. Променяла будуар на камеру. Я не стал разделять столь лёгкое отношение к происшествию и заметил Степану, что не имело ли место покушение на убийство. Он вдруг посерьёзнел, побледнел, как будто спохватился, но ничего не ответил.

Конечно же, он не мог пропустить мимо своих соплеменников-студентов. В один прекрасный день я застал его на улице в окружении земляков. В тот момент лицо у него было серьёзным, а соплеменники смотрели на него снизу вверх. Уж не знаю о чём говорили.

... Но вот наступил момент, когда Степан исчез. Иногда он грустил. Говорил, что скучает по дому, по братьям и сёстрам. Я пытался выяснить, что произошло. Ничего определённого я не узнал. Наш общий знакомый – мужчина с коротковатой левой рукой, который владел маленьким интернет-кафе, сказал мне, что в последнее время Стефане засиживался в интернете, много шумно общался с братьями через Скайп.

- Хороший был мужик! – заключил он.

Есть ещё версия, будто Степан служил в каком-то спецподразделении, которое было занято разгоном демонстраций. Его вроде заметили, говорили, будто он надавал своей дубинкой одному видному оппозиционеру. 

Я по-прежнему наблюдаю индийцев из окон моего офиса. Они по-прежнему улыбаются хитренько и передвигаются стайками. Их много и они стараются быть незаметными? Степан был другим.