Свадебный фужер. Сборник рассказов Царские кудри

Клавдия Каратаева 2
Свадебный фужер
      Милочка была маленького роста, красивой и очень застенчивой девушкой. На факультете все ее любили. Она же безраздельно любила Володю так, как любят только раз в жизни. С первого по десятый класс они сидели вместе за одной партой, и Володя подтягивал ее знания по  всем предметам, ибо была она несколько медлительна в движениях и уме. Верный друг сумел подготовить ее даже к успешной сдаче экзаменов в институт. Милочка полностью растворилась в своем друге, только им жила и не могла представить  себя отдельно от любимого. Володя ее был среднего роста,  бледен, невзрачен и кривоног, зато умен и очень подвижен.  Встречались они каждый день.  В то время  мы, первокурсницы, жили на квартире и Милочка тоже жила с нами. И вдруг мы стали замечать, что она стала бледнеть,  худеть и втихомолку плакать, но никогда никому ни на что не жаловалась. На вопросы, отвечала улыбаясь, что все хорошо. После летних каникул, она возвратилась посвежевшая и сильно пополневшая, что обрадовало всех. Но не тут-то было.  При прохождении медосмотра ее долго держали в кабинете врача. Затем вызвали в кабинет сокурсниц, нас троих, живших с ней в общежитии в одной комнате. В то время мы уже переехали жить в институтское общежитие.
      Вышли мы от врача сильно смущенные и оконфуженные. Ирина Михайловна отругала нас за то, что Милочка бегала и прыгала на уроках физкультуры, имея шестимесячную беременность. Мы были  поражены, так как ничего не знали и не замечали. Милочка горько и жалобно плакала. Парни нашего факультета сумели выпытать причину  нашего смущения и в боевом настроении отправились к виновнику произошедшего. Через неделю была назначена свадьба.
      Молодые из Загса прибыли в студенческую столовую,  превращенную в пиршественный зал. Невеста была красной от стыда, так как стеснялась беременности, портившей фигуру. Следует заметить, что происходило это в конце семидесятых годов, и беременность без печати о браке в паспорте считалась позорной. Поэтому  невеста хотела расписаться так, чтоб никто не знал. Но жених настоял на свадьбе из-за принципа, не подумав, что заставит   этим страдать новобрачную. Все гости старательно делали вид, что  ничего не замечают и наигранно шумно выражали радость по поводу события.
       Молодым преподнесли шампанское, после чего они должны были по обычаю разбить фужеры на счастье. У жениха фужер разлетелся на мелкие части. Фужер невесты ударился о пол,  подскочил и невредимый встал на ножку. В зале повисла мертвая тишина. Но тут свидетельница, шустрая пышная блондинка Света, подхватила фужер, сунула в руку невесты и велела  бросить еще раз посильнее. Невеста снова бросила фужер. Он подпрыгнул после удара о пол и снова встал на ножку невредимым. Тут свидетельница схватила  упрямый фужер  и разбила его на мелкие сверкающие брызги. Хотя и глупый обычай, но настроение испортил изрядно, так думали многие. Ведь не разбившаяся посуда сулит о несчастье. Впрочем, может ли быть глупым обычай, пришедший из старины? Каждый неосознанно чувствует свою судьбу и, гадая на картах или кофейной  гуще, подчиняясь интуитивной силе, раскладывает свою судьбу так, как ей должно будет состояться. Гадалки,  имея более развитую интуицию, чем средний человек, способны при помощи вспомогательных средств, раскрыть  тайну будущего. Но заметим, что родственникам они гадать не любят, ибо здесь вмешивается заинтересованный ум и легко ошибиться. Чем меньше знаешь о человеке, тем легче отгадывать его судьбу.
   Стараясь замять неловкость с "глупым" фужером, все дружно уселись за столы и без перебоя желали счастья молодым. "Горько" кричали редко, было ловко беспокоить беременную невесту необычайно бледную и печальную. Жених сидел скучный и тщетно пытался скрыть недовольство. Шутки замирали на лету. Всем было невесело. Но постепенно вино разогнало скуку, и студенты начали  танцевать. Но тут напряженная обстановка нашла разрядку в драке. Ребята нашего факультета начали задираться с ребятами  жениховского факультета, те заступались за честь жениха и кулаки пошли в ход. Подбежали девушки и быстро потушили пожар. На нашем факультете из 120 человек студентов было всего шесть девушек, на механическом факультете - ни одной. Поэтому девушек уважали и берегли. Сели снова за столы, все помирились, и настроение стало налаживаться. Но тут разрыдалась невеста и бросилась к выходу, жених сидел, опустив голову. Опять вскочили наши студенты и быстро выпроводили жениха вдогонку за невестой.
    Свадьба была окончательно испорчена, посидев немного для приличия, все разошлись.
    Вскоре молодая жена уехала домой к своим родителям рожать. На свет появилась дочурка. Прошло не более года, как вдруг мне встретился Володька с женщиной под руку. Он несколько смутился, но поздоровался и представил нас друг другу. Я ошалела от его наглости, хмуро поздоровалась с новой знакомой и ушла. Мы были с Володей земляки, и ссориться было глупо. Женщина мне не понравилась, она была некрасива, толста и старомодно одета.
    В институте Володя подошел ко мне, желая объясниться:
- Не думай обо мне плохо. Я люблю ту женщину и хочу на ней жениться!
- А как же милочка с дочкой? Как ты можешь? - рассердилась я.
- Я им буду помогать, а жить с нелюбимой женщиной, обманывать ее я не могу! - ответил он.
- Чем же ты раньше думал, и зачем родили дитя? - возмущалась я.
- Раньше я путал любовь с привязанностью. Когда же понял, что у нас это не любовь, она была уже беременна. Поэтому-то я и тянул со свадьбой, не зная, что делать. Я Милку люблю и сейчас, но скорее как сестру.                - Нашел на кого менять Милочку, ей Богу. Такую красавицу на эту тетку, ну просто смешно! - ответила я.
- Может и смешно, но любовь не спрашивает нас, она просто приходит! Знаю, что Валя некрасива, старше меня и имеет ребенка. Но для меня она лучше всех, я будто знал ее всю жизнь и даже прежде жизни. Люблю и все тут! - заглядывая мне в глаза, пытался он облегчить душу. Я смягчилась:
- Повороты судьбы бывают не предвидены, а осудить проще всего. Что ж, желаю счастья! Но очень жаль Милочку, она только тобой и живет.
- А ты думаешь, мне не жаль их? По живому разрубаю!
   Партбюро нашего института    грозилось  отобрать партбилет у Володи и выгнать  с учебы, если он посмеет развестись с Милкой. Но Володя настоял на своем: «Делайте, что хотите, но жить с нелюбимой женщиной я не буду!» -  и его оставили в покое.
      Прошли долгие годы, разбросавшие  бывших студентов в разные стороны. Однажды, теперь уже в родном городе, я встретила Володю. Он возмужал, выбился в начальство, выглядел уверенным в себе. Заговорили о жизни, о Милке. У него был сын от толстой женщины.                - Жена моя еще больше подурнела, потолстела и стала сварлива, но я ее люблю, и ни разу за все годы ни на кого не посмотрел. Милке помогаю, дочке уже двенадцать лет. Красавица, вся в мать. Милка вышла замуж, но вижу, что любит меня по-прежнему, - рассказал он. Затем мы распрощались.
      Довелось мне  встретить и Милочку с мужем. Второй ее муж был красив, ей подстать. Как всегда, она застенчиво улыбалась и говорила, что у нее все хорошо. Но глубоко в глазах ее  затаилась тоска, и было понятно, что  до сих пор она любит Володьку и тоскует по нему. Со вторым мужем у нее детей не было. Недаром говорят, что некоторые женщины  не беременеют от не любимых. Может быть, это и к лучшему. Ведь даже вещь, сделанная  без любви, выглядит хуже. Как, например, отличается очаровательная  кофточка, связанная неопытными руками  матери, от дорогой  безжизненной вещи машинной вязки. В ней нет материнской энергии любви, охраняющей малышей не только от холода, но и от опасностей. А ведь дитя - не вещь и обязательно должно быть рождено из любви и сильного желания  его иметь.
      Я вдруг вспомнила о том, что мне рассказывала о ней знакомая. Оказывается, что  муж Милки часто пьет и даже бьет свою жену.  И, глядя в глубину глаз ее, таящих невысказанную боль, я вдруг представила тот упрямый свадебный фужер, дважды не пожелавший разбиться. И вот они - два неудачных брака! У этой красивой, с мягким характером женщины, имеющей высшее образование, казалось бы, есть все шансы стать счастливой... Отчего не сложилось счастье? Если и есть ответ, но верно он лежит где-то выше нашего понимания.