Шкатулка Воспоминаний

Вера Верина 3
Заглянув в шкатулку с надписью «прошлое», в памяти возник запах советской столовки- тяжелый и неприятный: густая  смесь различных запахов, сопровождаемая  шипением масла на сковородах, бряцаньем кастрюльных крышек и приглушенными голосами поваров. Ужасно родной, такой надежный и такой земной. Запах детства: детского сада, пионерского лагеря.
За ним потянулись звуки: звон ложек и вилок, голоса пионервожатых следящих за порядком, чтобы дети сьедали положенные порции до конца с обзательным  наставлением: «Ешь с хлебом!". Неужели это была я, строилась со всеми на линейку и отдавала пионерский салют. "Будь готов"-Всегда готов!" К чему ? К служению Родине? Родины у меня больше нет, никакой. Служить мне некому и нечему. Остался только русский язык, который я люблю и который служит мне родиной. Это я поняла после перехода с английского на русский….Дома…!!!

Выглянув из шкатулки, пришла мысль о том  почему именно воспоминание о том запахе выскочило первым: может это результат  моей полу-спартанской карантинной жизни с маленьким кипятильничком и обрывочными воспоминаниями из книг про Робинзона  Крузо и других товарищей попавших в необычные условия ведения хозяйства. А может крючочком, выловившим этот запах было  письмо от приятеля с описанием своих кухонные приключений, где одно из них было связано со словом плов.
И внимание опять нырнуло в шкатулку и там ожило  море воспоминаний связанное с этим словом. О плове можно бы написать целый роман, столько всякого разного связано с этим теплым,вкусным ароматным и красивым словом, но из всех воспоминаний, пожалуй, самое яркое это тот плов, которым нас угощала Гулина мама. Моя подруга Гуля жила в глиняном доме в узбекском районе Ташкента,  где по улицам бегали босоногие сопливые детишки, а молодые женщины  бесконечно подметают дворы своих домов. Когда я приходила к Гуле, её маленькая сухонькая мама непременно ставила на стол поднос заполненный множеством пиалушечек с угощение на любой вкус –сухофрукты и орешки, конфетки и  колотый сахар-чего там только не было и наливала нам душистый зеленый чай. Знаменитое узбекское гостеприимство!!!

Однажды, по какому-то специальному поводу, мама угощала нас пловом, который сварила в большом казане на летней кухне во дворе. Плов я могу есть бесконечно и сколько разного типов повезло отведать ,но тот отличается от всех и стоит особняком в моём «романе о плове». Вид его всегда возникает в мозгу вместе с воспоминанием, такой навечный неизменный кадр-живая фотография, а на ней блюдо а в блюде гора из розовые рисинок  продолговатой формы как и само блюдо. Каждая рисинка там сама по себе. То ли как-то по особому  падало солнце, то ли это был какой-то необычный день, но рисинки были чистые и прозрачные как будто стеклышки и как-то искрились и переливались разными нежными цветами Он был такой  легкий ,его можно было есть до бесконечности... Шедевр созданный этой крохотной неприметной женщиной.

И уж коль Гуля посетила мою сегодняшнюю жизнь, нельзя не рассказать про другой жизненный шедевр связанный с моей подругой. Это её сын. Что-то пошло не так во время родов. Применяли щипцы. Всё было настольоко плохо, что родителям предложили ребенка не забирать. Они не согласились Я видела его где-то в двухмесячном возрасте и этот образ тоже живет со мной: огромная голова,тоненькие ручки и ножки. Гуле с мужем было очень трудно….

Потом я уехала из Ташкента и встретилась с Гулей когда её сыну было 18 лет и он успешно заканчивал школу. Говорил по английски. Собирался в институт. Пока он был с нами, я позавидовала его будущей жене. Утром он сказал "я слышал как вы кашляли во сне. Может вам нужно какое-нибудь лекарство?" И он меня видел впервые в жизни. Его самому я совсем не помю -обычный высокий парень, может лоб чуть широковат, но добрая Гулина улыбка поромелькнула очень ясно.

И эта улыбка передала эстафету  памяти  моей свекрови-добрейшей из добрейших, женщине, излучающей удивительную энергию. Выражение её лица обволакивала любого своей мягкостью, любовью и заботой. Будучи медсестрой во время войны она ухаживала за 17 летним раненым солдатиком. Потом они  прожили вместе долгую жизнь. Дети выросли и у них родились свои дети. По воскресеньям все приходили в гости к родителям «на плов». И русская свекровь моя варила такой прекрасный плов, что многие  узбекские хозяйки могли бы позавидовать. Гости ели и похваливали, а лицо моей уставшей от забот свекрови светилось каким-то божественным светом, когда она обводила своим взглядом сидящих за большим овальным столом.

От этих воспоминаний стало грустно. И пока приятная шкатулочка не превратилась в ящик Пандоры я быстро её закрыл и поплелась «варить» в бокале слегка поднадоевшую гречневую кашу