Горбушка. ru. Научись играть на гитаре!

Лариса Бережная
                Зашумела в памяти высокая трава,
                Добрая с туманами речная синева.

                Николай Трубач
               
               
               


   Ни слова о CV, друзья! Хотя Николая Трубача пригласили на днях на ТВ не за его музыкальные заслуги, а, как мне сначала показалось,  только потому, что в 2000 году он перенес двухстороннее  воспаление легких, вызванное  именно коронавирусом. Из-за такой  жуткой болезни он и пропал надолго  из поля зрения его поклонников, забыли про этого талантливого парня и радио с телевидением.

  Ведущий представил своего гостя, и тут же началось шоу: Николай Трубач не был бы Николаем Трубачом, если бы с места в карьер не начал обучать Бориса Корчевникова игре на трубе. Из дальнейшего интервью  мы узнали всё о жизни певца, поэта, композитора и аранжировщика,  проиллюстрированной на стене студии старинными фотографиями.  Выяснилось, что Коля Харьковец умеет играть  и на гитаре, и на клавишных, и на ударных, и даже одновременно –  на клавишах и на трубе.

  Реклама, как всегда, встряла на самом интересном месте, и, пока приглушённый телик заученно  бормотал рекламные тексты,  на экране моего ноутбука начался выужинный из Ютуба  концерт нашего героя в Одессе. 2018  год, между прочим. Так я дальше и слушала телеразговор под аккомпанемент Колиных композиций. Камера в Ютубе отошла подальше, и стало ясно, что сцена находится на открытом воздухе. И не просто на воздухе, а где-то в порту, так как дальнейшее перемещение объектива представило зрителю знакомый до боли вид на Воронцовский маяк.  Появились  в кадре также танцующие  одесситы.

  Одесса жива! Одесса танцует…

  Думаете, меня сейчас волна воспоминаний вынесет на  одесское побережье?!

  Нет, эта волна плюхнула меня изо  всех своих морских сил памяти на керамические ступени концертного зала «Горбушкина Двора» в Москве. Чуть-чуть очухавшись от удара, я вспомнила в деталях весь тот воскресный весенний  день то ли  11-го, то ли 12-го года нашего века. Вспомнила прямо с момента, когда я привычно попробовала на прочность только что закрытый навесной замок своего торгового павильона, оглядела на прощание через стеклянную дверь все чудеса немецких товаров для дома и бросила беглый взгляд на слегка покосившуюся табличку с надписью «Перерыв» и цепочкой цифр моего рабочего телефона.

    Через три минуты в зоне F должен был начаться концерт когда-то очень популярного певца – Николая Трубача. Одна «Голубая луна» в дуэте с Борисом Моисеевым чего стоила. Было время, в конце  90-х,  когда эта песня звучала практически из каждой кофемолки.

    Подтянув на плече ремешок своей сумки, я быстрым шагом  направилась по лабиринтным дорожкам к центральной аллее нашего Супер-Мега-Молла, отразившись при этом  бессчетное количество раз в стеклах пролетавших  витрин: белые на выпуск воротники  блузки,  контрастировавшие с черным, в полоску, пиджаком, придавали бегущему параллельно в зазеркалье силуэту моего двойника  - динамичную крылатость.  Мимо проносились  стеллажи с мобильными телефонами, пультами, фенами, бритвами, посудой и прочей  всякой всячиной, стиральные машины длинными шеренгами весело разбегались в разные стороны от покупателей, пытаясь спрятаться за белыми спинами гигантских холодильников.
 
    Ну, вот наконец  и стена, ощетинившаяся сотнями телеантенн, и её  лицемерный хранитель ( однажды проходя мимо, я слышала, как он вслед двум ушедшим от   него  покупательницам, с которыми он  был очень любезен пару минут назад, процедил сквозь зубы реплику в сторону, что у них  у обеих слишком короткие ноги). Я глянула на него с высоты своего роста победоносно, и, почувствовав его взгляд в спину, подумала: " Уж, чего-чего, а о моих ногах этот сморчок не посмеет сказать, что они недостаточно длинные."  Тут же из самого малонаселённого прохода выскочил с мотошлемом в руках любимый певец нашего президента – Николай Расторгуев. Судя по всему,  он тоже направлялся на концерт своего тёзки. Но проскользнуть никем  не замеченным ему не удалось: кто-то из продавцов с клочком бумаги уже спешил ему наперерез за автографом. И батяне-комбату в его фирменной бордово-бежевой кожаной куртке пришлось притормозить…
 
    Я вышла на финишную прямую. Слева уже показался магазин электрогитар, а справа -  вычурно обрамлённая гипсовыми  пилястрами витрина, где был выставлен какой-то жутко «навороченный» и очень дорогой проигрыватель грампластинок, который всегда вызывал мой живейший интерес и зависть к тем миллионерам, которые могут купить себе такой музыкальный агрегат.
 
    Впереди путеводной звездой возникла чёрная фуражка завсегдатая этих мест – Владимира Петровича Преснякова Старшего. Ясное дело – трубач трубача видит издалека. Я на секунду остановилась у огромного аквариума и на фоне темно-синего коралла внимательно рассмотрела свой парадный макияж, и, поправив кулон на шее, еще быстрее понеслась к сцене, обогнав по дороге Петровича.  Оранжевые рыбки рассмеялись мне вослед, мол: «Лодочка, плыви!»

    Кажется, все в сборе, я пробираюсь, сквозь толпу  на самую нижнюю террасу(она ближе к сцене, так как концертная арена находится внизу, как в древнеримском  театре).
 
    Вот и заявленный в афише Артист выходит, улыбаясь, на  круглую сцену с приветственно разведенными в стороны руками, прямо «я из Одессы, здрасьте», или нет – это дон Корлионе в молодости:  коренастый, широкоплечий, кареглазый, с модной стрижкой. Вы будете смеяться, но мы бы смогли с ним спеть дуэтом, до такой степени наши костюмы были похожи: на Николае -  тот же тёмный пиджак в итальянскую вертикальную полоску (который просто трещит в плечах) и  воротники белой рубахи эффектно выпущены наверх.

    Коля жёг, трудно было сказать, что ему удавалось лучше: вокал, соло на трубе или конферанс-вставки между номерами. Это были даже не песни, это были спектакли итальянского синьора, заехавшего на часок порадовать  своих друзей, которые во главе с Петровичем стояли наверху, а заодно и нас  - простых тружеников «Горбушки».

    « Женская любовь», « Пять минут», « Щелкунчик» и, конечно, скандально-известная « Голубая Луна»… Все песни, все песни, все песни…

    Естественно, я забыла о своем торговом предназначении в этих стенах и превратилась в легкомысленную, никому ничем не обязанную меломанку. Жанр, который исповедовал Николай Трубач, я бы охарактеризовала, как поп-рок-шансон. Задушевность текстов, проникновенность мелодий, манера исполнения, полная обаяния и лиризма, и, наконец, высший пилотаж вокального и инструментального мастерства – всё это произвело на меня неизгладимое впечатление. И когда Николай, интригуя, заговорил загадками о следующей песне, которая будет им сейчас представлена, я воскликнула: " Неужели «Лодочка»?"

    Николай кивнул. Таки да, знаменитый хит Игоря Саруханова, проанонсированный давеча аквариумными золотыми рыбками, прозвучал в финале. Сразу всплыл стародавний   музыкальный клип, где Игорь и Николай вдвоём исполняли эту потрясающе мелодичную песню. Такое море музыкального счастья разлилось в тот день по жилам присутствовавших на необыкновенном шоу, что даже воспоминание о недавно выступавших здесь блестящих джазовых музыкантах – Бутмане и Эленкриге немного померкло.

    Всё, как у Рязанова: " Все красавцы, усачи, в трубы дуют трубачи!"

    ( Это был респект Петровичу, всё выступление друга, следившего сверху за моей реакцией на Колины номера)

    К тому времени меня трудно было чем-либо удивить, ведь к нам в «Горбушкин Двор» приезжали практически все звёзды отечественной эстрады – от Дмитрия Маликова и Льва Лещенко до «Миража» и Азизы.  Пели здесь и Саруханов, и Барыкин, и даже «Песняры». И «Лявоны».
               
     А была ещё и летняя сцена, где в 2006 году  сыграл мощный концерт на пленэре сам Сергей Чиграков (Чиж) с Компанией. Но это отдельная история...

     Но, несмотря на такой концертно-музыкальный бэкграунд, Колино выступление меня потрясло.  Нетрудно посчитать, что тогда Николаю было всего- лет тридцать восемь- тридцать девять – самый расцвет всех сил.

   - Так вот что такое харизма, - думала я, возвращаясь на своё рабочее место. -  Она реально существует эта харизма, и есть, есть люди, обладающие не только талантом, но и каким-то особенным магнетизмом.

    Забегая вперёд, скажу, что спустя какое-то время из-за интриг понаехавших карьеристок, я вынуждена была уволиться с любимой работы, которая, впрочем, стала мне уже в тягость, и волей судьбы вскоре  оказалась в самой гуще  ТВ-массовки, где я воочию убедилась, что есть и другие харизматические артисты, которые могут держать аудиторию своим обаянием, юмором  и талантом. Их  оказалось совсем немного, поэтому позволю тут себе их перечислить:

       Михаил Боярский,
       Дмитрий Харатьян,
       Вячеслав Малежик,
       Юрий Гальцев

   Обратите внимание, все эти персоны – играют на гитаре и поют. И это главная составляющая  такого успеха у публики.

     В почётный список попала и одна дама. Это – Нонна Гришаева, но здесь  всё ясно: « Я из Одессы! Здрасьте!»  Пожалуй, лучезарную Нонну надо поставить «намбо уан» в этой звёздной пятёрке.

   Всё в этой жизни даётся зачем-то. Не туранули бы тогда меня с «Горбушки», и к мемуарам о её лабиринтах  никогда бы не присоединились воспоминания о не менее длинных коридорах «Останкино», о его ярко освещённых студиях, где мне посчастливилось встретиться живьём с грандиозными людьми Нашей Эпохи. И теперь не выходя из квартиры, я могу годами  писать свои восторженные ретроспекции. У кого же таких воспоминаний нет – им только остаётся уповать на изобретательность своей личной фантазии. Вот вам и ответ на спор, затеянный недавно главным редактором  "Литературки" о том, что первично – документальность или вымысел. Думаю, что истина – где-то посередине. Но вернёмся к нашей правдивой истории.

    А ведь я тогда, то ли в 10-м, то ли в 12-м году, почти угадала: Николай Трубач родился в Николаевской области,  чья территория долгое время входила в состав Одесской области. Родная Колина деревня Пересадовка, где была даже музыкальная школа( директором которой, к слову сказать, был  отец Николая) находится в таком живописном месте: тут тебе и Южный Буг протекает, и Черное море романтично шумит  не так далеко – что поневоле понимаешь, почему человек, уже проторивший дорожку на московский музыкальный Олимп, не спешил уезжать в шумный бандитский город из этого райского уголка. В город, где ему – счастливому мужу и отцу двух доченек, еще и приходилось оправдываться, что «Голубая Луна» - это просто красивая песня, а не  кредо его жизни.

    Да, и хорошо, что тогда в начале 10-х годов я знать не знала, что Музыкант долго боролся с тяжёлой болезнью, и только благодаря неимоверным героическим усилиям его жены и,возможно, той силе, которую подарило ему Причерноморье, он смог выкарабкаться и даже избежать операции по удалению одного лёгкого. Тогда бы к восторгу примешалась ненужная  жалость.

     И всё же черноморская волна захлестнула  меня напоследок, ибо все  дороги ведут в Рим, а мои положительные эмоции зиждутся на этом одесском  солнечном свете, вечно излучаемом  моей памятью. Я еще раз включила Колин концерт в Одесском порту и вслушалась в его задушевную  вступительную «рэчь». Николай сообщил, что он давно мечтал выступить у себя на Родине, а, если долго и упорно о чем-то мечтать, то мечта обязательно сбудется.

   - Я весь Ваш сегодня, - сказал одесситам Коля в шутку, в которой было почти 100 процентов истины.


Научись играть на гитаре
Поднимешься в гору - любить не забудь
Если судьба тебе хлеба надарит
Друзьям не забудь половину вернуть

Научись играть на гитаре
Допрыгнешь до Бога - себя не забудь
Солнце одарит звездопадом янтарным
Если устанешь - успей отдохнуть

Научись играть на гитаре и в путь!

   Ознакомившись в Википедии с биографией Николая Трубача, я обнаружила, что у ТВ был веский повод  пригласить артиста на бенефис, оказывается, 11 апреля у Николая - серьёзный юбилей: ему исполнилось 50 лет. Как я ни старалась, но вовремя  мой подарочный опус мне не удалось закончить.

    Так поздравим же Николая Михайловича с этой неожиданной круглой датой и пожелаем ему здоровья и новой прекрасной музыки!


    P.S.

    Да, друзья мои, есть ещё один герой этого рассказа, который умудрился появиться на свет не просто 12 апреля, а 12 апреля 1961 года – это Юрий Гальцев! 

   - Юрий Николаевич! И Вас с Прошедшим! Желаем, чтобы Ваша космическая Харизма Вас никогда не покидала!