Любовные стихи от Муххиби

Наталья Швец
В некоторых известных библиотеках можно найти рукописи, автором которых считается султан Сулейман Великолепный. В одной из них, речь идет о библиотеке Варшавского университета, хранится самая старая из них. В Стамбуле есть копия, сделанная несколько позже.

Читаешь и поражаешься, какие нежные слова под именем Муххиби, говорил своей возлюбленной правитель, от имени которого дрожал весь мир.


Ты моя сила как сталь,
моё уединение,
смысл моего существования,
любимая, луна моя, опора моя,


Друг мой сокровенный,
смысл моего существования,
самая красивая моя султанша,
Жизнь моя, ты как зеленые колосья пшеницы,
прелесть моя,
ты как вино – мой райский напиток,
имя мое,


Весна моя,
красота моя,
торжество мое,
моя любимая картина,
мой поток радости,


Настроение мое,
праздник мой,
мое средство от усталости жизни,
счастье мое, солнце мое,
звезда яркая,
Мой оранжевый цитрусовый фрукт,
очаг моей спальни,


Мое зеленое растение,
мой сахар,
молодость моя,
весь мой мир внутри тебя,
боль моя,

Дорогая моя,
госпожа моего сердца и стихотворной строки,
Мой Стамбул,
мой караван,
земля моя греческая,

Моя очевидность,
моя кыпчаг,
мой Багдад,
мой Хорасан,
Мои волосы,
выразительные брови,
безумие чистых глаз,
болезнь моя,

Я умру на твоей шее,
ты помощь моя мусульманская,
Я в твоих дверях,
потому что ты моя любимая рассказчица историй,
тебя восхвалять буду я всегда продолжать,

Музыкальные гаммы моего чистого сердца,
из моих глаз прольются чистой влагой,
ты моя прекрасная Муххиби!

Не правда ли, прекрасные слова, о которых мечтает любая женщина? Или вот еще нежное:

Я пред тобой, как ночной мотылек.
А ты, как свеча, своим светом манишь меня.

Ты - напасть для меня, я сошел от любви с ума,
Ты мое несравненное горе, моя самая страшная мука,

мое яркое солнце и щедрости полные горсти.
Я сам не свой, я слепо тебе подчинен,

Ты - Султанша моя, моя Повелительница.
Один твой локон заставляет петь мое сердце,

Стенания мои уже долетели до неба,
Дорогая, Мухибби болен. Мой целебный экстракт – это ты.

Его любимая Хюррем отвечала ему тем. И пусть ее стихи далеки от совершенства они не менее прекрасны.

Моему пронзенному сердцу нет на свете лекарств.
Душа моя жалобно стонет, как свирель в устах дервиша.

И без лица твоего милого я, как Венера без солнца
Или же маленький соловушка без розы ночной.

Пока читала ваше письмо, слезы текли от радости.
Может, от боли разлуки, а может, от благодарности.

Ведь вы наполнили чистое воспоминание драгоценностями внимания,
Сокровищницу сердца моего наполнили ароматами страсти.

А как интригующе звучит, сказанная фраза: «Позволь Хюррем быть принесенной в жертву за один волосок из твоих усов».

В ответ султан написал проникновенное:

Я страстью сбит с пути. Брожу я, как в пустыне.
Заботам нет числа. Мне ничего не снится.
Моя душа больна. Но если кровь остынет,
Твой взгляд меня спасет, любимая Царица!

Я сердцем ощутил всю грязь, весь стыд гордыни -
Чем выше возношусь, тем больше грех вершится.
Кто щедрость сохранил? Кто благороден ныне?
Лишь ты, моя любовь, лишь ты, моя Царица!

И все же в мире лжи, где рушатся святыни,
Я верю: свет придет, и нежность возвратится.
Я горевал вчера. Кем я утешусь ныне?
Тобой, моя любовь, тобой, моя Царица

Не спрашивай Меджнуна о любви: он очарован.
Не надейся, что тайну откроет тебе Ферхад: это только сказка.
Спрашивай меня о знаках любви - я расскажу тебе.
Милая моя, станешь свечой, а твой милый – мотыльком…

Неудивительно, что все завидовали рыжеволосой славянке, которой великий мужчина посвящал подобные строки.