Научная деятельность

Всеволод Моисеев
По материалам статей д.ю.н. В.А. Белова

Для ведения научной деятельности необходимо:

1) Сформулировать научную проблему (вопрос о субъектах, объектах, содержании и (или) квалификации общественного (социального) отношения либо о его фактической подоплеке (основании и условиях возникновения, существования и прекращения)).

2) Убедиться, что поставленный вопрос не имеет ответа, т.е. действительно представляет из себя научную проблему. Для этого необходимо собрать сведения о всех точках зрения, высказанных по поставленной проблеме (теориях вопроса), вместе с аргументами «за» и «против» каждой из позиций, после чего произвести критическое осмысление (анализ и оценку) данных аргументов.

3) Определить степень актуальности разработки вопроса, т.е. установить то научное, практическое и учебно-методическое значение, которое имеет (будет иметь) правильный ответ на данный вопрос.

4) Проанализировать известные теории вопроса с содержательной точки зрения, т.е. не просто рассмотреть аргументы «за» и «против», выставленные их сторонниками и противниками (вопрос о том, были ли надлежаще доказаны те или иные взгляды), но объективно разобрать сами эти взгляды, чтобы установить, нет ли возможности использовать для решения проблемы какой-либо из них; если есть - примкнуть к нему, подкрепив надлежащей аргументацией; если нет - описать обстоятельства, приводящие к такому (отрицательному) ответу.

5) Установить, какие теории и при каких условиях могли бы послужить решением проблемы и проверить наличность таких условий, особое внимание уделив совместимости положений предлагаемой теории с известными институтами и закономерностями науки.

6) Методом исключения оставить единственную теорию, всесторонне объясняющую вопрос и вместе с тем максимально комфортно вписывающуюся в общие контуры научных знаний.