Ташкент- 2004

Марина Пермская
     Мое путешествие началось с удивления. Дело в том, что в 2004 году я затосковала, заскучала по Ташкенту – городу, в котором я прожила с 1971 по 1995 год. Очень захотелось поехать, но из Перми, где я проживала, не было прямых рейсов ни самолетом, ни поездом до Ташкента. И вот я выбираю - как быстрее добраться хоть и с пересадкой. Выбор невелик – либо до Уфы, либо до Челябинска, либо на проходящем Санкт-Петербург – Астана. И вот я решаюсь ехать до Челябинска, называю кассиру номер рейса. И тут кассир мне говорит : »А почему вы не хотите ехать через Екатеринбург?» Тут я очень удивилась: »А разве этот поезд существует? Его же отменили уже давным-давно?»  «Существует».
     Почему я удивилась? Дело в том, что поезд Екатеринбург-Ташкент отменили году так в 1997. И вот я, так рвущаяся в Ташкент, пишу на сайт  Президента (!) во время его ежегодного «собирания вопросов» для встречи с журналистами. Пишу о том, что этот рейс так важен для сотен жаждущих попасть на родину. И вот ,как говорится, «мана сизга результат». Мое послание было услышано!
     Кстати признаюсь, что на этот сайт я писала и в следующие годы и оба раза мои (а может и не мои) просьбы были услышаны и предпринимались конкретные действия. Один раз это касалось существующего закона о госслужбе, в котором значилось, что госслужащие должны обеспечиваться жильем, я стояла в очереди несколько лет, но этот закон не финансировался от слова "никак". Ответное действие было, деньги стали выделяться, но я выгоды от этого не получила. Пришлось расчитывать на свои финансы. Второй раз мне грозило увольнение, т.к. у меня не было юридического образования, а я работала в суде и по результатам аттестации меня решили уволить.  В результате меня не уволили.
     После некоторого замешательства, взвесив даты расписания, я все же выбрала Челябинск.   И вот в назначенный день я выдвинулась в дорогу.Сначала на автобусе до Челябинска. В целом, дорога занимала 2,5 суток, а через Екатеринбург 3,5  суток. Я немного волновалась. Суть волнения заключалась  в том, что в Перми невозможно было взять билеты и на обратную дорогу. Позже оказалось, что их можно было взять в Челябинске, но мне никто об этом не сказал.
     И вот я уже в поезде Челябинск-Ташкент. Знакомлюсь с попутчиками. Я на верхней полке. Подо мной ехала русская женщина Людмила из Кургана. Поездки в поезде тем и интересны, что знакомишься с людьми. Людмила удивила меня своим рассказом о том, что едет в Андижан к совершенно незнакомой женщине, с которой познакомилась в интернете. Люда по профессии – детский массажист и работала в центре доктора Елизарова, лечит разные заболевания вроде ДЦП. И вот так путешествует – едет кого-то лечить, за это деньги не берет, но проживает и питается бесплатно.
     Так за разговорами незаметно подошел вечер и мы легли спать. Не успели мы заснуть, как услышали , что в нашем купе появился еще один попутчик. Было темно. А наутро мы услышали такую историю.
     Невысокий щупленький парень-узбек (не помню имя, пусть будет Акмаль) опоздал на поезд. Дело в том, что в Челябинске я удивилась, что на билете был указан один номер рейса, а в расписании на стене фигурировал другой номер рейса. А он этого не знал, и не услышал по радио, когда обьявили его поезд.  Когда понял что к чему,  поймал такси , посулил таксисту 2 тыс.руб., и попросил его догнать поезд. Так они мчались до следующей остановки поезда. Догнали, и Акмаль благополучно водворился на свою вторую полку. Гастарбайтер Акмаль рвался домой, к жене, к детям. На следущий день он демонстрировал нам свои покупки для детей, для жены – было видно, как он их любит, это было очень трогательно.
     Дорога была долгая и попутчики делились со мной какими-то историями, и даже своими тревогами. На второй нижней полке разместилась узбечка , высокого роста и в теле, лет сорока. Назовем ее Шахло. Я ее расспрашивала- откуда и куда, как дома дела, и она поведала, что едет из Ханты-Мансийска, где торгует на рынке (кто бы сомневался), на вопросы про холод отвечала, что уже привыкла. Удивило, как она в уме быстро оперирует сумами, рублями и долларами, курсами обмена валют и прочее, деловая женщина. Поведала она мне очень грустную историю какого-то своего родственника, который занимал большой пост, скупал, либо приватизировал, как говорится, заводы и фабрики. И как в результате его сын, пристрастившись к наркотикам, довел его до могилы и спустил все это богатство коту под хвост.
     За всеми этими разговорами дорога была совсем не скучной. Шахло, видимо, прониклась ко мне доверием и стала спрашивать мое мнение. Ее сын занимался  в какой-то спортивной школе в Ташкенте тяжелой атлетикой и Шахло спрашивала – не вредно ли это? Тут я заинтересовалась и спрашиваю: » А как зовут его тренера?» И она назвала мне имя человека, с которым я когда-то встречалась. Я просто обалдела , как говорится «мир тесен». Я успокоила Шахло на примере тренера. И он и его отец были штангистами и тренерами.
     По мере продвижения поезда ландшафт менялся от снежного Урала до пустынных степей Оренбуржья и Казахстана, но за окном было уныло и неинтересно. И, удивительно, что как мы только пересекли границу с Узбекистаном, поля зазеленели и вскоре глаз радовался и цветущим маковым полям и зеленым садам. Наконец-то мы попали в лето!
     Мое сердце переполняла радость и волнение. И вот уже и Ташкент показался. Тут перед Ташкентом в вагоне появились таможенники. Они появлялись на каждой границе . Россия-Казахстан-Узбекистан.  Проверяли документы, чемоданы, сумки. Вопрошали «сколько денег везете?» «есть запрещенные товары?» Так на границе с Казахстаном высадили пассажирку из соседнего купе. Всю дорогу она очень громко рассказывала и хвасталась о своей жизни в России, говорила, что едет в гости и т.д. И когда таможня поинтересовалась, есть ли у нее валюта, она ответила, что нет. В результате ее обыскали и изъяли деньги, еще в сумке обнаружили газовый пистолет и высадили с поезда для дачи объяснений. Думаю, что ее сдал проводник – уж больно она громко хвасталась.
     Так что основания для волнения и беспокойства у меня да и у всех  были при появлении таможни. И вот они дошли до нашего купе. А тут я в окно смотрю и на глаза слезы наворачиваются. Таможенник это заметил и спрашивает у пассажиров : «Почему эта женщина плачет?». Тут Людмила стала таможеннику – невысокому  улыбчивому толстячку, объяснять : «У женщины нет билета на обратную дорогу, не знает, как будет домой добираться». И тут таможенник обратился ко мне. «Это правда?» Я говорю «Да». И он мне говорит «Когда приедете на ташкентский вокзал, найдите меня, я в комнате такой-то.
     Неожиданный поворот! Я приободрилась и стала собирать вещи на выход.
     И вот мы уже в Ташкенте. Весна, тепло – Ташкент есть Ташкент -  благоухающий и гостеприимный. Я нахожу таможенника – он в каком-то небольшом зале со столами, там люди заполняют какие-то бумажки. Мне  тоже дали бумажку заполнить, а взамен дали какой-то клочок бумаги – якобы на три дня можно не регистрироваться. Но за услугу «добрый дядя» попросил дать сколько –нибудь денежек- сколько не жалко. Мне «не жалко» было 200 рублей.  Таможенник пообещал помочь в покупке билета, дал свой номер телефона.
     Ну все – я в Ташкенте и можно уже считать дни своего отпуска. Кажется, их было 10.
     Остановилась я у родственников на ул. Лисунова . Нужно было еще зарегистрироваться у них в паспортном столе. Мне выделили отдельную комнату в огромной трехкомнатной квартире с огромной лоджией. Семья моего крестника. Они окружили меня вниманием, возили в театр и музей репрессий, площадь Мустакиллик (бывшая Ленина),  вывезли на Чимган, мы там провели чудесный день на прекрасной природе, мы ходили в гости к родственникам, мой приезд совпал с Пасхой, но ребята работали, могли меня развлекать только в выходные или вечером.
      Мне очень хотелось побывать на своем родном массиве ТТЗ и пообщаться с друзьями и соседями.  Но не был еще решен вопрос с билетами. С Сергеем мы поехали на встречу с моим «благодетелем»-таможенником на вокзал. Он проводил меня в кассы и передал на попечение кассирши. Та оформила мне билет. Я была очень рада, что все так удачно сложилось. Когда мы с Сергеем подошли поблагодарить таможенника к его машине, он улыбался, глазки его блестели. И он скромно попросил «ну вы мне хоть на бензин дайте, сами понимаете – зарплаты у нас маленькие». Не помню, сколько я ему дала, кажется 150 рэ. (российскими). Разошлись довольные все.
     Теперь можно было ехать на ТТЗ к родимому дому.  Там меня ждала Лиля Алексеевна, соседка наша. Как же здорово было ощущать себя в своем доме, в своем подъезде, точно в такой же квартире, в какой я прожила много лет. В этом доме мы прожили с момента его постройки в 1971г.  и до отъезда в 1995 году. Интересно было услышать новости про соседей. Лиля была женщина очень общительная, ведущая активный образ жизни, хоть и пенсионерка. Энергия в ней прямо бурлила. Я благодарна ей была, что она ухаживала за могилой моего папы.
      Как же приятно было пройтись по родным местам, конечно же, я посетила наш базарчик, закупила там краску и кисти, чтобы позже покрасить могилку. На могилку мы съездили с родственниками, покрасили оградку. Кладбище окружали клубничные поля.
     Город был зеленый, цветущий, весенний, независимо от того – по делам ли мы ездили или развлекались – город окружал яркой красотой, ароматами восточных блюд, идя по улице, можно было сорвать растущий вдоль тротуаров тутовник, его было так много, что он осыпался и лежал на тротуаре. Плодовые деревья росли как в центре города, так и на окраинах, также и клумбы были приметой не только центра города, но и всего пространства Ташкента. Кругом была красота. И Сквер Революции еще зеленел и спасал от жары прохожих, и Бродвей еще кишел народом и разными забавами. В общем, город был таким, каким я его помнила.
     Правда, несколько раз мне довелось увидеть на дороге  (Луначарское шоссе) самоходки . Я ехала в автобусе и вдруг такое- я даже испугалась – танки! Это было страшновато. Но потом я вспомнила, что в Ташкенте произошел недавно теракт и , видимо, были приняты меры для безопасности.
     Еще пару раз в транспорте я наблюдала стычки на национальной почве. Не очень приятное зрелище. Но в основном было спокойно.
     Вот и пришло время уезжать. Наполненная впечатлениями, я опять села на поезд. Ехала в купейном вагоне с тремя мужчинами. Два брата-узбеки с Андижана рассказывали , что они бросили свою работу с мизерной зарплатой и ездят в Москву и Подмосковье на заработки. Рассказывали о новых порядках в Республике Узбекистан. Детишек в школе заставляют каждый день петь гимн Узбекистана  (воспитывают патриотизм), заставляют учить какой-то кодекс или свод правил, там учат толерантности. А когда они - взрослые узбеки в своей же республике,  приезжают в Ташкент, то их не пускают дальше привокзальной площади. Везде дежурит полиция и отлавливает приезжих из областей и запрещает им даже поездить по Ташкенту и посмотреть достопримечательности. А еще и мзду требуют с них. Вот тебе и толерантность! Конечно же, меня это чрезвычайно возмутило. Другой попутчик был кореец по фамилии Хегай. Я тут же вспомнила, что у нас на заводе работал Хегай и его дочь училась у нас в школе. На что новый знакомый мне объяснил, что у них однофамильцы считаются родственниками, хотя могут  и не знать друг друга. В общем, родовые связи. Так что  и дорога назад была наполнена новыми знакомствами и впечатлениями, проверками на границах по схеме – полиция, пограничники и затем таможенники, независимо, когда мы проезжали границу – днем, вечером или ночью. Даже ночью чаще это происходило. И каждый раз поднимали весь вагон, и в течение часа-двух, все эти инстанции «прочесывали» вагоны один за другим. Это был большой минус поездки на поезде. Все эти обыски-допросы сильно портили настроение. Тем более, если везешь что-то помимо того, что указано в декларации. Но и это мы пережили. И не раз…