Отпущение

Воробьёв Артём
Отпущение
Драма

Действующие лица:

Вдовец
Инженер
Гафира
Покупатель
Невеста (во сне)

Место действия: жилище, каморка Вдовца, каморка Инженера, руины города, дом Вдовца (во сне)

Сцена 1

Руины города.
Вдовец и Инженер.

Слышны лай, рык и вой, отдалённо похожие на собачьи. Через какое-то время – два выстрела. Звуки затихают.
Вдовец стоит, опершись на стену заброшенной постройки, настороженно оглядываясь по сторонам. На его безымянном пальце – кольцо. Он достаёт флягу и, жмурясь, делает несколько глотков. Из-за руин появляется Инженер с двумя рюкзаками в руках. Он нервно озирается и тяжело дышит.

Инженер: Никого?
Вдовец: Никого.
Инженер (бросает ему рюкзак): Чёртовы твари набросились на труп. Пришлось пристрелить парочку. Валим, пока на шум ещё не примчались.

Вдовец надевает рюкзак и останавливается, с тоской оглядываясь вокруг.

Инженер: Шевелись, говорю!

Уходят.

Сцена 2

Жилище.
Инженер, Покупатель и Вдовец.

Покупатель недоверчиво рассматривает коробку лекарств, взятую у Инженера. Последний стоит, опершись на стеллаж, уставленный добычей с вылазок - консервами, патронами, лекарствами, деталями механизмов.

Инженер: Нормальные они, сказал же. Уж поверь мне, я разбираюсь. (Через паузу) Покупаешь или нет?
Покупатель: Ладно. Беру (отдаёт ему горсть монет).
Инженер (пересчитывая монеты): Ну вот и славно. Приходи ещё.

Покупатель уходит. Входит Вдовец.

Инженер (с облегчением): Фу-у-х. Я уже думал, что он поймёт.
Вдовец: Что ты ему впарил?
Инженер: Фенобарбитал. (Через паузу) Просроченный. Срок годности затёр...
Вдовец: Ты... ты уже совсем оскотинился?
Инженер: Ой, вот только не начинай опять своё нытьё.
Вдовец: Фенобарбитал... это же... а что ему делать, когда судороги?.. А если... он же...
Инженер: А это уже не наши проблемы.
Вдовец: Ну и мразь же ты.
Инженер: Да ну, правда что ли? А чего же ты тогда, если такой добренький, ходишь со мной на вылазки? А? Чего жрёшь тогда каждый день? Время такое сейчас настало. Хочешь сдохнуть – пожалуйста, а я жить хочу, и не надо мне читать проповеди.
Вдовец: А ради чего жить-то?
Инженер: Что за идиотский вопрос? Не хочешь жить – вешайся. (Через паузу) Ты-то сам ради чего живёшь?

Вдовец какое-то время молчит, затем уходит.

Сцена 3

Каморка Вдовца.
Вдовец и Инженер.

В каморке тесно – узкая кровать, стул и небольшая полка, на которой стоит магнитофон. Горит лампочка. По потолку проходит толстая труба. Вдовец сидит, склонившись над электрическим обогревателем. Прибор разобран, повсюду лежат инструменты. Он упрямо копается в устройстве, откручивая и снова вкручивая одни и те же винты, извлекая и вставляя на место детали. Входит Инженер.

Инженер: Опять ты с ним возишься?

Вдовец молчит и продолжает увлечённо рассматривать какую-то деталь.

Инженер (подходит ближе): Я же тебе уже сотню раз говорил... не починишь ты его. Брось. Неужели тебе так уж холодно здесь?

Вдовец не отвечает.

Инженер: Слушай, хватит уже бычиться! Я всё понимаю. Трудно, непривычно, но... не вернём мы уже ничего, понимаешь? Мир теперь другой. (Через паузу) А ты мучаешься... (берёт с полки коробку с CD-диском) Музыка эта твоя каждую ночь. Кольцо не снимаешь...

Заметив, что он держит в руках коробку, Вдовец спокойно встаёт, забирает её у Инженера и кладёт обратно на полку, затем возвращается к обогревателю.

Инженер: Ну и чёрт с тобой. (Уходит)

Какое-то время Вдовец продолжает копаться в устройстве, затем встаёт, и задумчиво ходит туда-сюда по своей каморке. Берёт с полки коробку с CD-диском, вынимает его и вставляет в магнитофон. Играет Шопен, ноктюрн №20. Он задумчиво слушает музыку, иногда горько улыбаясь, вспоминая что-то. Затем достаёт из кармана флягу, делает несколько больших глотков, закутывается в старый бушлат, гасит лампочку и ложится на кровать.

Сцена 4

Каморка Инженера.
Инженер.
Инженер заходит к себе в каморку, раздражённый. Он садится на свою раскладушку и, опершись спиной о стену, какое-то время сидит так. Взгляд его падает на единственный предмет на стеллаже, не связанный с техникой – книгу. Переплёт её растрёпан, заголовок стёрт от времени; она лежит в дальнем углу стеллажа, задвинутая так глубоко, что, не зная точно, где она находится, найти её почти невозможно. Инженер отводит глаза от книги, затем снова смотрит на неё. Встаёт, идёт к ней, раскрывает. В самой середине находит несколько фотографий. Долго, внимательно смотрит на них. В глазах его появляется проблеск грусти. В ту же минуту, опомнившись, он захлопывает книгу и вместе с фото швыряет её в угол комнаты. Гасит свет.

Сцена 5

Руины города.
Вдовец, Инженер и Гафира.

Вдовец и Инженер забегают за угол разрушенного здания, тяжело дыша и нервно оглядываясь.

Вдовец: Ты уверен, что тебе не показалось, как тогда?
Инженер: Пошёл к черту! Их там целая стая, хочешь – иди проверь. Видно, где-то поблизости гнездо... (Отдышавшись) Сейчас пересидим немного, пусть разбегутся, а потом во все лопатки бежим через опушку, не оглядываясь и не останавливаясь. Понял?
Вдовец: Понял. (Через паузу) Смотри!

В глубине здания лежит женское тело. Инженер и Вдовец медленно приближаются к нему, держа наготове оружие. Последний прощупывает пульс.

Инженер: Ещё живая.

Гафира издаёт тихий стон.

Инженер: Сутки ещё проживёт, в лучшем случае. Если твари раньше её не учуят. (Через паузу) Ладно, пошли. (Прислушавшись) Вроде притихли. Ты меня слышал? Не останавливаться и не оборачиваться.

Они встают и собираются уходить, но Вдовец вдруг останавливается, затем разворачивается и идёт обратно к телу.

Инженер: Что ты...

Он подходит к Гафире, долго и пристально всматривается в её лицо, затем прощупывает её пульс.

Вдовец: Я её заберу.
Инженер: Что?.. ты... сдурел что ли? Вставай, надо валить, пока твари не вернулись!
Вдовец (пытаясь поднять её на руки): Помоги мне.
Инженер: Положи её на место! Я не пойму, ты что, спятил?! Мы не добежим с ней...  Посмотри, сколько из неё крови натекло! Да ей жить осталось всего-ничего!
Вдовец (берёт её на руки): Ладно. Беги один.
Инженер: Я... да ты... ты псих, понял? Чокнутый! Брось её к чёртовой матери! (пытается выбить тело из рук Вдовца)
Вдовец: Нет! Беги один.
Инженер: Хорошо... хорошо, ладно, чёрт с тобой. Полоумный...

Инженер уходит.            

Сцена 6

Жилище.
Вдовец и Инженер.

Вдовец промывает и перебинтовывает на ноге Инженера большую рваную рану. Заметно, что сам он пострадал ещё больше: у него ранены и перебинтованы нога, плечо и половина лица.

Инженер: Придурок. Блаженный... Надо было оставить тебя там, пусть бы тебя разорвали на части...

Вдовец выливает на его рану дезинфицирующий раствор.

Инженер (кричит): А-а-а! Чёрт бы тебя побрал!
Вдовец (заканчивая бинтовать, с благодарностью): Спасибо, что вернулся.
Инженер: Да пошёл ты... вот на кой чёрт тебе эта полудохлая сдалась? Объясни мне!
Вдовец: Не знаю... но чувствую, будто если бы её не вытащил... что-то... важное упустил бы. Понимаешь?
Инженер (угрюмо): Нет.
Вдовец: Ладно. Я пойду... посмотрю, как она там.

Вдовец уходит, Инженер провожает его мрачным взглядом.
 
Сцена 7

Каморка Вдовца.
Вдовец, Гафира и Невеста.

Вдовец входит в свою каморку. На кровати лежит Гафира. Она по-прежнему без сознания. Видя кровавое пятно на её одежде, он осторожно приподнимает её куртку и видит ранение в районе живота.

Вдовец: Вот чёрт...

Он уходит, затем возвращается с бинтами и раствором антисептика, промывает и бинтует рану. Закончив, он укрывает её бушлатом и снова долго вглядывается в лицо девушки, словно узнавая в нём давно забытые черты. Затем он садится на стул, облокачивается на стену и, измождённый, засыпает.

...
...
...

Сегодня ночью он снова видит её. Вот он входит, вбегает по ступенькам на третий этаж, идёт к знакомой двери. Она открывает. Он сразу же крепко обнимает её, утыкаясь лицом в её волосы, прижимая её голову к своей груди и целуя.

Вдовец: Родная... ты снова здесь...
Невеста: Ты о чём? Я никуда и не уходила!

Вдовец плачет.

Невеста: Милый... что с тобой?
Вдовец: Нет, нет... не важно, это всё не важно сейчас. Ты... ты прости меня, ладно? Я больше никогда не уйду. Никогда. Всё время с тобой буду.
Невеста (смеясь): Никогда-никогда? И даже на работу не пойдёшь? А на что мы жить-то будем?
Вдовец: Прости меня, милая... прости.

Он продолжает обнимать её. Играет Шопен – ноктюрн №20.

...
...
...

Темно. Очнувшись среди ночи, Гафира кричит от боли и страха.

Гафира: Папа! Где ты?! Папа!!!

Вдовец вскакивает и зажигает лампочку.

Гафира: Отойди! Отойди от меня!
Вдовец: Тише, тише, тише...

                Сцена 8

Жилище, затем – каморка Вдовца.
Вдовец, Инженер, Гафира и Невеста.

Инженер и Вдовец выходят из каморки. В руках первого – бутылка дезинфицирующего раствора и медицинский пинцет, второй несёт комок окровавленных бинтов.

Инженер (понизив голос): Ну... ты сам всё видел.
Вдовец: Да.
Инженер: Сутки или двое... не больше.
Вдовец: Всё равно, спасибо. И за обезболивающее особенно.
Инженер (вздохнув): Не за что. (Ободряюще) Если теперь с тобой что-нибудь случится, резать будем наживую.
Вдовец (усмехаясь): Не привыкать.

Сочувствующе взглянув на Вдовца, Инженер уходит, забрав у него комок бинтов. Помедлив несколько секунд, оставшийся достаёт из кармана флягу и делает большой глоток, затем заходит в каморку.
Гафира всё также лежит на кровати. Рана её забинтована, лицо бледное. Он садится на стул рядом с кроватью.

Вдовец: Ну что? Как ты себя чувствуешь?
Гафира: Холодно... но не больно.
Вдовец (усмехаясь): Завидую.
Гафира: А ты и вправду странный.
Вдовец: Вот только не надо... не повторяй за ним.
Гафира: Нет-нет, я не про то... ты по-другому странный.
Вдовец: Как это – «по-другому»?
Гафира: Ну... ты как те люди, про которых я читала в книгах.
Вдовец: В книгах?
Гафира: Ну да. У папы сохранились... Он вообще много старых вещей хранит. Говорит, благодаря им мы людьми до сих пор остаёмся. Ты похож на папу... (она всхлипывает)
Вдовец: Тише, тише... мы поставим тебя на ноги, вот увидишь... а пока ты выздоравливаешь, мы с... другом поищем ваш дом. Мы здешние места наизусть знаем.
Гафира: Не найдёте. Я выстрелы слышала. Спаслась только потому, что он велел мне бежать. А они мне в спину стреляли... Дура, зачем я бежала? Нужно было остаться с ним... (плачет).
Вдовец: Да... понимаю. (Через паузу) Послушай, назови ещё раз своё имя. А то я спросонья так и не запомнил.
Гафира: Гафира.
Вдовец: Ах, да, точно. Гафира... я раньше такого имени не слышал. А что оно означает?
Гафира: Не знаю... всегда хотела у папы об этом спросить, но забывала. Он так интересно рассказывал обо всём, что я заслушивалась и засыпала. (Через паузу) Мне кажется, что я не успела сказать ему что-то очень-очень важное. Боже, я бы всё отдала чтобы вернуться обратно! Ни за что бы не оставила его.

Вдовец вскакивает со стула и обеими руками ударяет в дверь. Затем, прижавшись к ней, медленно сползает на пол.

Гафира: Кого ты потерял?
Вдовец (показывая руку с кольцом): Невесту. (Через паузу) Не сказала важного, ты говоришь? Да... да, именно так. Мы с ней три года прожили... но такого, как в тот день, никогда не было. Я словно с цепи сорвался. Как сумасшедший носился по дому и крушил всё, что видел. За два дня до свадьбы... Боже... (Через паузу) Она всегда успокаивала меня прежде. А в тот день просто молча смотрела в одну точку. И плакала тихо. (Через паузу) Ушёл. Уехал... На следующий день одумался, захотел вернуться. И тут...
Гафира: Конец?
Вдовец: Конец. (Через паузу) Ну дальше.... дальше новости, сводки погибших. Тогда ещё по радио были новости. (Через паузу) Её прямо на следующий день назвали. (Достаёт флягу и делает несколько больших глотков, через паузу) Ты знаешь, а он прав. Чёрт его подери... он действительно прав! Я не знаю... не знаю, почему я ещё живу. Почему не отправлюсь к ней. Мне словно что-то... мешает. Не пускает.
Гафира: Иди сюда.

Вдовец подползает к кровати и ложится рядом с Гафирой. Она осторожно обнимает его за голову, гладит и прижимает к груди. Измотанные бессонной ночью, они оба постепенно засыпают.

Вдовец (засыпая): Гафира... что же, всё-таки, значит твоё имя?

...
...
...

Они спят. В окне темно. На их лицах – блики телевизора, который, засыпая, они забыли выключить. Во сне Невеста осторожно обнимает его за голову и прижимает к груди.
Рядом с кроватью работает электрический обогреватель.
Играет Шопен – ноктюрн №20.

...
...
...

Гафира просыпается среди ночи и какое-то время пытается собрать воедино увиденную во сне картину. Затем, переведя взгляд на слегка дрожащего во сне Вдовца, она с нежностью гладит его по голове.

Гафира: Эй... проснись. Слышишь?
Вдовец: А? Что? Болит?
Гафира: Нет, со мной всё хорошо. Послушай, твоя невеста, она... у неё были длинные кудрявые волосы, так ведь?
Вдовец: Да...
Гафира: А ещё... родинка на правой щеке, и глаза такие... всё время будто бы слегка удивлённые... двуцветные, да?
Вдовец: Да, а откуда...
Гафира: А когда она говорит, всё время облизывает губы... потрескавшиеся. Да?!
Вдовец: Как ты узнала?!
Гафира: Она снилась мне только что. (Через паузу) Она тебя простила.

Глядя друг на друга, они долго молчат.

Сцена 9

Жилище, затем - каморка Вдовца.
Гафира и Инженер.

Подойдя к двери в каморку Вдовца, Инженер в нерешительности останавливается и прежде чем постучать, несколько мгновений раздумывает. Затем, решившись, стучит.

Инженер: Можно?
Гафира: Да!
Инженер (входя, неуверенно): Ну, что, как ты?.. Как швы?
Гафира: Болят.
Инженер: Ты... ну, в общем... если терпеть совсем невмоготу, я могу сделать тебе инъекцию обезболивающего.
Гафира (улыбаясь): Спасибо. Но лучше прибереги.

Инженер собирается уходить, но Гафира останавливает его вопросом.

Гафира: А где твой друг?
Инженер (удивлённо): Друг? А, друг... хм... (Задумывается и невольно улыбается, затем, опомнившись, отвечает) Он на мою кровать завалился. Я не стал его будить.
Гафира: Хорошо. Ему сейчас нужно отдохнуть.
Инженер: Честно говоря, я не совсем его понимаю.
Гафира: Нет, не ври. Понимаешь.

Инженер удивлённо смотрит на неё.

Гафира: Это просто видно. Вам с ним... нужно одно и то же.
Инженер: Не понимаю.
Гафира: Перестань. Ты такой же, как он. И больно тебе точно также... может быть, даже сильнее. (Помолчав, прикасается к его руке) Только вот ты притворяешься, что это не так. Пытаешься спрятать всё, что в тебе есть живого.
Инженер (отдёргивая руку): Достаточно! Я этого бреда уже наслушался. Вот оно у меня где сидит, ваше «живое»! (Через паузу) Нет ничего живого уже, ясно? Всё умерло. Очень давно. (Через паузу) И ты тоже умрёшь.

Молчат.

Гафира: Ну и как... легче тебе от этого?
Инженер: Что?
Гафира: Легче от осознания того, что всё умерло?

Инженер не отвечает.

Гафира: Человек жив, пока любить может. И страдать. (прикасается рукой к его груди) Ты жив, пока твоя душа дрожит, задыхается, плачет. Ты жив... и ты не жестокий. (Через паузу) А ещё ты настоящий друг.
Инженер (через паузу): А толку?.. Какой смысл, если все, все кого мы любили...
Гафира (улыбается, но на глазах слёзы): Живы. Клянусь тебе, живы. И помнят тебя таким... каким ты был раньше.
Инженер (через паузу): Как... как тебя зовут, ещё раз?
Гафира (смеясь): Гафира.
Инженер: Интересное имя... необычное. (Через паузу) А что оно означает?
Гафира: Я не знаю. Самой интересно.
Инженер: Ладно. Я поищу...
Гафира: Хорошо.

Инженер собирается уходить, но Гафира вновь останавливает его.

Гафира: Ты только не сдавайся, ладно? Даже если одиноко будет, и больно... Помни, ты жив, пока что-то чувствуешь. Пускай даже... тоску.
 
Инженер уходит.

Сцена 10

Каморка Инженера, затем – каморка Вдовца.
Вдовец, Инженер и Гафира.

Каморка Инженера почти так же тесна, как и оная у Вдовца. Горит лампочка, к стене прислонён стеллаж, занимаемый внушительных размеров аптечкой и идеально разложенными инструментами. Рядом с ним - кровать, на которой и сидит сам Инженер. Он ничем не занят и молча глядит в пустоту, целиком погрузившись в себя. Такое поведение для него удивительно - за всё время Вдовец ни разу не видел его ни отрешённым, ни тем более – бездельничающим.
Тем не менее, его приводит в себя стук в дверь. Входит Вдовец. Его лицо выражает странное спокойствие.

Вдовец: Пойдём. Кажется, время пришло.

Инженер теряется, затем, с трудом взяв себя в руки, открывает аптечку и достаёт шприц и из маленькой коробочки - последнюю ампулу.
Они идут в каморку Вдовца. Гафира лежит на кровати и стонет от боли. Инженер садится к ней, ломает ампулу и наполняет шприц. Руки его дрожат.

Инженер: Тише, тише... сейчас всё будет хорошо... сейчас пройдёт всё... (делает инъекцию в вену) Вот, видишь... теперь всё хорошо будет...

Гафира тяжело дышит, на её глазах – слёзы. Однако обезболивающее действует, и вот ей уже легче. Она улыбается.

Гафира: Спасибо вам. (Усмехнувшись, через паузу) Вот ведь как всё должно было случиться. А я только сейчас поняла.
Инженер: О чём ты? Что должно было случиться? (Вдовцу) О чём она говорит?

Вдовец стоит немного в стороне, на его лице – всё то же потустороннее спокойствие. Глядя на Гафиру, он с облегчением улыбается.

Инженер: Что... чему ты улыбаешься?

Гафира берёт Инженера за руку.

Гафира (улыбаясь): Прощайте.
Вдовец: Спасибо тебе. (Через паузу) Прощай.

Гафира закрывает глаза.

Инженер: Нет... нет, подожди... Гафира! Гафира!!!

Он смотрит на Вдовца и видит, что тот по-прежнему с облегчением улыбается.

Инженер: Чему ты улыбаешься? Чему ты улыбаешься, чёрт тебя побери?! Чему?!!

Он набрасывается на Вдовца с кулаками. Тот берёт его в охапку и обнимает. Постепенно Инженер обмякает у него на руках.

Сцена 11

Руины города.
Инженер и Вдовец.

Вдовец заканчивает зарывать могилу. Инженер стоит рядом и молча смотрит на неё. Закончив, Вдовец бросает лопату. Инженер садится к могиле и припадает к земле.

Вдовец: Так мы и не узнали, что значит её имя.
Инженер: Я узнал. Гафира... прощающая (утыкается лицом в землю).

Вдовец кладёт руку ему на плечо.

Сцена 12

Каморка Инженера, каморка Вдовца, затем – руины города.
Инженер.

Инженер лежит на кровати у себя в каморке. Взгляд его – отсутствующий, пустой, направлен в одну точку. Он долго лежит без движения, затем вдруг садится.
Его взгляд внезапно проясняется. Он словно осознаёт что-то, недоступное ему ранее, с каждой секундой осознаёт всё глубже. Он встаёт, заходит в угол каморки, видит лежащую там до сих пор книгу и выпавшие из неё фото. Глаза его наполняются слезами. Он поднимает их с пола.
Инженер: Простите меня…
Он долго смотрит на фотографии, затем кладёт их во внутренний карман своей куртки. Какое-то время туда-сюда ходит по каморке, затем выходит и уверенно направляется в каморку Вдовца. Он открывает дверь и видит сломанный стул; к трубе на потолке привязана верёвка. На лице Вдовца застыло умиротворение.

Инженер долго смотрит на друга, затем уходит. Словно во сне, он бредёт по жилищу, оказывается перед стеллажом, на котором расположилась добыча с вылазок - консервы, патроны, лекарства, детали механизмов...

Обезумев, он начинает ломать полки стеллажа, сметать с них всё, что добывалось ценой жизни, что всё это время правдами и неправдами кормило их с Вдовцом. Он кричит, опрокидывает стеллаж, хватает металлический лом и долго, яростно колотит им по полу, расколачивая всё, что упало с полок. Затем он выбегает из жилища и падает на колени.

Плачет.

Тучи над ним расступаются. Он оглядывается и видит солнце. Делает шаг ему навстречу.