Обналичка

Павел Ронсон
Ох, эти лихие 90е! Я надеюсь рассказать несколько историй о моей жизни в период ускорения, перестройки и развала великого, могучего, и, как нам казалось, вечного государства рабочих и крестьян, под названием СССР. Однако, начну с конца - последний год перед эмиграцией.
К этому времени я создал несколько малых предприятий и кооперативов в славном городе Харькове. Кроме основного занятия - доения Советской, а затем, Российской газовой отрасли (о чем надеюсь рассказать отдельно), я также занимался всякой мелкой всячиной местного значения. Это время было характерно одной уникальной особенностью - наличием двух плохо сообщающихся сосудов - "нал" и "безнал". Безнал, т.е. деньги, находящиеся на счетах государственных (это важно) предприятий, нельзя было просто снять со счета и потратить (пропить). Государственные предприятия продолжали функционировать по старым, советским законам. А новые, частные, предприятия, по новым, "рыночным" законам, где деньги на счете и наличные деньги были, в сущности, неразделимы. Естественно, возможность трансформировать "как-бы деньги" в хрустящие купюры, вещи и услуги, которые можно было на них купить, была очень заманчивой. Первыми это возможность освоили "Комсомольские бизнесы". Всякого рода центры инноваций, созданные при обкоме комсомола. Созданные двигать "ускорение и перестройку" вперед, они представляли собой кормушку для людей со связями и при этом не очень брезгливых. К этому времени мои отношения с Российскими предприятиями были полностью парализованы разрывом экономических и валютных операций между Россией и Украиной. Я скреб по донышку, работая водителем моего друга Семена, который умудрялся еще оставаться на плаву в строительном бизнесе. Вот он то и познакомил меня с Лёней Но-ским. Лёня прибился к комсомольскому бизнесу и нуждался в посреднике. Схема была очень простая - составлялся типовой договор на оказание "проектных работ и документации", договор "выполнялся" в короткие сроки, деньги переводились со счета центра на счет частного предприятия, я платил налог на прибыль, а остальные деньги выплачивались в качестве зарплаты. Я удерживал 5% на нужды моего бизнеса - в основном, зарплата бухгалтера, а остальные деньги передавал Лёне в виде наличных в большом мешке. Это позволяло мне держать предприятие открытым какое то время. Все были довольны...но тут моя бухгалтерша вернулась как-то с квартального отчета из налоговой и спросила, выплачивает ли Лёня налог на НДС (налог на довавочную стоимость), поскольку мы его, естественно, не платили, т.к. налог превышал нашу долю (5%) в несколько раз. На мой наивный вопрос Лёня вскинул брови и воскликнул "Как это вы не платили? Надо было платить!".
   К этому времени наши долги за НДС составили много миллионов и никаким образом выплатить их я не мог. Т.е. классический случай перевода стрелки. Собственно на этом наши деловые отношения с Лёней закончились. Спустя пару месяцев я начал получать повестки в городскую прокуратуру, на "собеседование". Мой знакомый из органов ходить туда категорически отсоветовал, а посоветовал как можно быстрее получить заграничный пасспорт и выездную визу. Что я и сделал. Но Лёнина история этим не закончилась. Этот поц таки нашел меня и попросил обналичить еще пяток миллионов. На мой удивленный вопрос "Ты в своём уме" он ответил "Ну тебе то уже все равно, так почему бы и нет?". Совесть такая штука, она или есть или её нет...а с ней в этом бизнесе (кидалово) делать нечего...А то ведь мог бы взять эти деньги, обналичить и поменять на доллары, а там - хоть трава не расти. А в моей новой жизни эти несколько десятков тысяч долларов ох как бы пригодились.
Кстати, с Лёней мои пути, удивитеьным образон пересеклись ещё раз - спустя лет пять, я встретил его на земле обетованной. Карма видимо есть. Лёня  жил с какой-то странной особой на пособие по бедности, без семьи, без денег, без работы, больной и старый, с двойным байпасом. Я его даже, в душе пожалел. Умер он через год после нашей встречи, не дожив до 60ти.