Баба Таня

Татьяна Николаевна Абрамова
        С бабой Таней я познакомилась случайно. Был сентябрь, мой самый любимый месяц. На дворе стояла золотая осень. Красота вокруг неимоверная! Природа ещё полна сил и спешит отдать свою красоту и дары садов до наступления морозов. Цветы благоухают, лес меняет свой наряд на золотой, но и зелени ещё много. В это время я всегда сожалею, что не художник. Такая красота вокруг, аж душа замирает от восторга.
Но тем не менее, зима уже не за горами и надо делать заготовки. Вот и поехали мы с мужем купить лук. Давно слышала про село Красное, но ни разу до этого здесь не была, решили заехать.
Сразу было видно, что село основано давно: мощёная широкая дорога, дома, по крайней мере, многие старинные, с кирпичным нижним этажом и деревянным верхом, территория вокруг убрана, везде цветы. Кажется, только недавно здесь проезжал какой-нибудь лихой купец на пролётке. Но иномарки у домов говорили о настоящем времени.
Около домов повсюду лежал лук на просушке – большой, красивый, золотистый. Будто множество крохотных солнышек собралось вместе.
У одного из домов остановились, хозяйка ворошила лук. Спросила, продаёт ли? Она ответила: «А ты зайди к бабе Тане, у неё должен быть на продажу». «А как же я её узнаю? Может таких баб Тань в селе много!» «Да нет, ты её сразу узнаешь, баба Таня у нас одна». Сказала, куда ехать. Подъехали к указанному месту. В огороде копошилась старушка. Окликнула. Она отозвалась, потом поднялась и подошла к нам. Разговорились. Лук у неё, действительно, был и надо сказать отменный.
Баба Таня мне понравилась, будто я приехала к давно знакомому человеку. Вот бывает так! В её лице и поступках чувствовались доброта и участие. Пригласила в дом, поговорили немного. Мне совсем не хотелось уходить, какое-то материнское тепло я чувствовала в этой пожилой женщине. И хоть сама давно была мамой, мне её ой как не хватало.
Бабе Тане было за восемьдесят, годы немалые, но в доме и огороде полный порядок. Спросила, как она одна справляется с таким большим огородом, да ещё и дом. «Привыкла, да и без дела сидеть не люблю».
Муж торопил домой, там тоже накопились дела. Всю дорогу думала о бабе Тане.
Недели через две упросила мужа поехать опять в Красное. Купила кое-что для гостинца и вот мы у бабы Тани. Она даже не удивилась нашему приезду, скорее обрадовалась. Старушка напоила нас чаем, показала дом. На стене было много фотографий детей. Кровать с горой подушек, подзоры, покрывало. Всё чистенько и опрятно. Опять проговорили часа два. Баба Таня не жаловалась, но по всему было заметно, что ей одиноко. Правда, она всё ждала своего младшенького – Сашу. И глаза её, при воспоминании о нём, блестели.
Зимой мы в Красное не ездили, но я частенько вспоминала старушку, её ухоженный двор и дом. Да и село мне тоже очень понравилось. Правда, чего-то там не хватало. А потом поняла – церкви! Как же такое красивое село, да ещё с таким названием и без церкви? Стала искать историю села, и она оказалась очень богатой, первое упоминание с 1578 года. И церковь здесь, конечно, была, да ещё каменная!
Наступила весна и под предлогом купить лука на посадку, я опять поехала в Красное. Немного волновалась, а вдруг не увижу худенькую фигурку старушки? Но, слава Богу, всё обошлось, она снова возилась в огороде. Я весело окликнула её, баба Таня заулыбалась, увидев нас. Небольшой гостинец она приняла с уважением. Посмотрели огород, она уже всё успела посадить, правда, жаловалась на ноги, мол не ходят. Но сельский труд тяжёлый, если это кто знает. Пообещала привезти ей мазь для растираний, всё полегче будет.
Как-то летом, в наш очередной приезд, баба Таня рассказала мне про свою жизнь.
Раньше она жила в другом селе и родилась там, выросла. Был у неё жених, дело уже шло к свадьбе. Однажды ей рассказали, что в соседнем селе умерла при родах женщина, у неё осталось пятеро детишек, (новорожденный пятый), а молодую женщину не спасли. И сейчас, рассказывая эту историю, у неё стояли слёзы в глазах.
Приближался праздник – 19 августа, Яблочный Спас. В Красном это был престольный праздник. Баба Таня и другие девушки были на праздничном гулянье. В центре села стоял огромный стол с дарами садов – яблоки, груши, ну и наливочка. Весело играла гармошка. Но внимание бабы Тани привлекли малыши. Они сиротливо стояли у стола и были одеты уж явно непразднично. «Чьи это ребятки?» - спросила она. Ей ответили, что мол того самого мужика, у которого недавно умерла жена. Он с горя запил, а дети предоставлены сами себе. Кто позарится на такую ораву, да ещё грудничок!?
Молодёжь веселилась, всё-таки праздник, а у бабы Тани все мысли были о бедных детях, которые потеряли мать. Наконец. Она не выдержала и поднялась из-за стола. Спросила у местных где живёт этот мужик, у которого жена умерла. Ей показали. Зашла в дом. Четыре пары детских глаз смотрели на неё, в колыбельке, ладно сделанной, надрывался малыш. Подошла. Взяла на руки, мокрый, видно, голодный. Спросила у детей, как назвали мальчика. «Никак пока не назвали, папе не до этого», - махнули в сторону кровати. Зашла соседка. Принесла ведро молока. Спросила: «Ты чья будешь-то, родственница? Что-то я тебя раньше не видела. Ну ладно, разберётесь. Корову я подоила, а то хозяин никакой, вот хлеба ещё принесла. Ну ладно, пойду, своих кормить надо. Справишься?» баба Таня кивнула и женщина ушла.
Умыла детей, накормила, уложила всех. Хозяин так и не просыпался, видно выпил изрядно. Перепеленала Сашеньку и, стоя у его колыбельки, думала: «Что же ей делать?» Вдруг кто-то дёрнул её за платье: «Тётя, а ты теперь у нас жить будешь?» Девочка лет пяти смотрела на неё взрослыми глазами. Баба Таня заплакала, взяла девочку на руки и осталась. Навсегда осталась. Не смогла уйти, как же дети без матери?! Даже теперь, спустя столько лет, баба Таня всхлипнула, вспоминая тот день.
Не знаю, как они жили с мужем, отцом ребятишек. О нём она говорила мало, а вот о детях всё время, особенно о младшем – Сашеньке. Кстати, он чаще остальных навещал её. Общих детей у них с мужем не было. Я постеснялась спросить почему.
Вот и теперь она ждала своего Сашу, должен был приехать.
Наш очередной приезд был грустным, это я почувствовала ещё по дороге в Красное. Подъехав к дому, я была почти уверена, что что-то случилось. Так и было. Соседка рассказала, что баба Таня получила телеграмму о гибели своего младшенького, он так и не доехал до матери. Такой утраты её сердце не выдержало. Мне было жаль бабу Таню, как будто родного человека потеряла. Такая сильная, красивая женщина. Сколько в ней было материнского тепла, добра и участия.
Бабы Тани давно нет, а светлая память об этой простой русской женщине живёт в моём сердце.
Уже после смерти бабы Тани я узнала от местных жителей, что дом её стоял буквально рядом с той самой каменной церковью. Вот так: на святой земле – святые люди.