Б. Хайретдинов. Отец - участник Московской обороны

Борис Хайретдинов
                К 75-летию Великой Победы               

              Мой отец – участник Московской обороны

 «Ишмурзин Дильмухамет Хайретдинович, 1920 года рождения, уроженец д. Второе Иткулово Баймакского района БАССР. Участник сражения под Москвой осенью 1941 г. Старший сержант. Демобилизован в 1947 году.

(Из книги «Они вернулись с победой. Списки военнослужащих,   
         вернувшихся живыми с ВОВ 1941-1945 гг.». Том 2, стр. 56)

Мой отец Ишмурзин Дильмухамет Хайретдинович, родился 20 мая 1920 года в д. Второе Иткулово Баймакского района БАССР. Его отец Хайретдин занимался продажей леса, на своих лошадях ездил в Орск, Оренбург и менял лес на продукты питания. Умер в 1938 году. Мать отца Хашия дочь Мухамета с 1890 года уроженка с. Исяново. По ее рассказам она близкая родственница знаменитого национального борца, богатыря Аминева Халилла Мухаметовича. По рассказам отца в деревне, где он родился до революции 1917 года была начальная школа-медресе. В этой школе их обучали арабской графике, с 1928 года – латинской графике, а с 1938 года по русскому алфавиту, т.е.по кириллице.

После окончания семилетней школы в родной деревне мой отец поступил в Темясовское педагогическое училище, однако после смерти отца Хайретдина не стал продолжать учебу, вернулся домой, стал работать секретарем местного сельского совета. На этой должности он оставался до призыва в армию в 1938 году. Его сразу направили в школу подготовки сержантского состава в г. Балахна Горьковской области. После окончания стал инструктором по боевой подготовке вновь прибывших военнослужащих. Когда началась война их часть еще держали в резерве, но, когда немецко-фашистские войска приблизились к столице родины – Москве, часть военнослужащих была переброшена под Москву. Тут их переодели в форму НКВД и поставили задачу ловить немецких шпионов, паникеров, бандитов и тех, кто сбежал с линии фронта. И такая работа шла днем и ночью. Сотрудникам НКВД было разрешено открыть огонь любому, кто не подчиняется их приказам на улице, в черте города и за городом.
Вполне естественно, что главной задачей НКВД и его Особых Отделов, а позднее отделов "СМЕРШ" была борьба с вражескими разведчиками, провокаторами и диверсантами. В прифронтовую полосу, то есть в зону ответственности военной контрразведки, немецкие спецслужбы забрасывали в период 1941 - 1943 годов до 55 % своей агентуры. К началу 1945 года эта цифра выросла до 90 %. Для справедливой картины нужны сухие цифры статистики. За период с 22 июня по 1 декабря 1941 года Особыми отделами было арестовано всего 35738 человек, в том числе: шпионов - 2343, диверсантов - 669, изменников - 4647, трусов и паникеров - 3325, дезертиров - 13887, распространителей провокационных слухов - 4295, самострельщиков - 2358, бандитов и мародеров - 4214. (Цифровые данные из сборника "СМЕРШ" авторов К. Дегтярева и А. Колпакиди.)

В памяти глубоко укоренился один из эпизодов из рассказов отца. В начале ноября он в паре с Борисом Ивановым дежурили на одном из улиц Москвы, шли не спеша. Было начало ноября. Все улицы были пустыми, люди старались не ходить по улицам и тщательно закрывали свои окна и днем, и ночью. Внимание привлекло то, что что двое человек, не таясь, ломали замок какого-то здания, которое оказалось продовольственным складом. Скомандовали: «Стой! Остаться на месте!» Но те двое открыли огонь из своих наганов. Началась перестрелка. Один из бандитов поучив пулю, упал и там же скончался. Другой убежал. Невозможно было за ним угнаться из-за того, что Иванов был смертельно ранен вражеской пулей. Чувствуя, что ему осталось жить немного, он прошептал: «Друг ты мой! Если останешься живым, вернешься, женишься и родится мальчик – назови моим именем – в память русскому солдату». И он, простой русский парень, герой обороны Москвы погиб на руках моего отца. Просьбу своего товарища отец не забыл и назвал мальчика-первенца именем русского солдата Бориса.    
   
По официальным данным в битве под Москвой обезврежено более 200 агентов Абвера и около 50 разведывательно-диверсионных групп. Вообще-то, «Смерш» действовал повсюду. Например, в ходе Ленинградской оборонительной операции контрразведчики обезвредили свыше 650 шпионов и диверсантов. Так было и на других фронтах. Страшно представить, какой мог бы быть нанесен ущерб армии и стране, если бы свершились запланированные диверсии и теракты, если бы разведчики не передали врагу данные о сосредоточении и передвижении войск. В первый период войны военным контрразведчикам приходилось сражаться и за линией фронта. В конце августа 1941 года был сформирован отряд особого назначения Западного фронта, который действовал на Московском направлении. Отряд был укомплектован военными контрразведчиками и пограничниками и за 35 суток прошел с рейдом по тылам противника более 750 км, уничтожив при этом несколько штабов и подразделений противника.

А что касается самой обороны Москвы, то военные действия тут развернулись не шуточные.  Битва за Москву, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. За три месяца войска гитлеровской Германии успели вплотную подойти к столице. Операция по захвату города имела название «Тайфун», которая началась 30 сентября.
Первый этап битвы за Москву с 30 сентября по 5 декабря 1941 года носил оборонительный характер. Второй этап 5 декабря 1941 года по 20 апреля 1942 года - это контрнаступление Советской Армии, а с января 1942 года и вовсе мощное наступление на врага.

19 октября 1941 года город был переведен в осадное положение. Битва за Москву была в самом разгаре. Наступление противника было остановлено 30 октября. Взять столицу, Германия планировала к 7-му ноября. В этот день, начиная с 1918 года, в СССР отмечали Октябрьскую революцию.

Да, под Москвой была великая битва. Город защищало три фронта, но численность немецких сил все равно была больше. Людей у немцев было больше на четверть, танков и артиллерии в два раза, самолетов тоже.

Часть защитников Москвы, на дальних подступах к ней была окружена и разбита под Вязьмой. Несколько дней смогла продержаться вторая линия обороны, в районе Можайска. Положение было критическим. В генеральном штабе, в окружении И. В. Сталина шла напряженная работа. Руководить обороной города поручили легендарному маршалу Георгию Константиновичу Жукову. После принятия командования, Жуков соединил три фронта обороны в один – Западный. По мнению отца, такое переформирование позволило улучшить управление армиями и их штабами.

В этот период с востока, к осажденному городу подтягивались войска из Сибири и Дальнего Востока. До подхода подкрепления нужно было держаться всеми силами. Для обороны столицы, на фронт ушло 50 тысяч москвичей добровольцев, которые вступали в ряды народного ополчения и Красной армии. Седьмого ноября, на Красной площади прошел парад советских войск, принимал парад маршал Буденный. С парада бойцы сразу уходили на фронт. Немцы тем временем были все ближе и ближе…

Германские войска подошли к Москве на расстояние 30 километров. Гитлер торопил своих генералов, призывая как можно быстрее захватить город.
Стойкость советского человека, мужество, храбрость, сила и стремление к самопожертвованию на благо Родины не позволили немцам осуществить свои коварные планы. 
 И я горжусь тем, что отец участвовал в трудный период обороны Москвы и Московской области от немецко-фашистских агрессоров.

В декабре в нескончаемой битве наметился перелом. Русские войска перешли в наступление и при сильной поддержки авиации, несколько отодвинули немцев от города. Немцы бежали, бросая военную технику. В тыл бегущим, советское правительство засылало лыжников, парашютистов и кавалеристов, которые наносили немцам большой урон. 3 января Гитлер приказал своим генералам цепляться за каждый метр земли, держаться до последнего боеприпаса.

Проверка документов на улицах Москвы (Фото из интернета)
Приказ не был выполнен из-за подвига советских людей совершенно разных чинов и званий. Наряду с русскими бок о бок воевали с врагом представители всех тех наций и народностей, которые жили в Советском Союзе.

В битве под Москвой немцы потеряли 500 тысяч солдат, 1,5 тысячи танков, 2500 орудий, 15 тысяч машин. Потери Красной Армии были сопоставимы…   
В итоге в битве под Москвой русским войнам удалось разгромить большую немецкую группировку войск «Центр» и заставить неприятеля отойти на несколько сот километров от Москвы. Победа под Москвой имела и психологическое значение. Был развеян миф о непобедимости немецкой боевой машины. После победы в Битве под Москвой, Англия, США и еще 26 стран объявили о создании антигитлеровской коалиции.

Когда немцы отошли на достаточное расстояние от Москвы, часть НКВД расформировали, а группу моего отца обратно направили в г. Балахну, чтобы обучать молодых призывников к приемам войны в целом. Ишмурзин Д. Х. служил в этом городе до окончания войны. В 1946 году он съездил в отпуск в свою родную сторону, в деревне встретив нашу мать, которая приехала из Кармаскалинского района в гости к своей родной сестре, которая работала медсестрой в местной больнице познакомились, поженились, вместе уехали на родной полк отца, а в 1947 году возвернулись в д. Второе Иткулово.

В нашей семье родились 3 мальчика, 5 девочек, самым старшим ребенком был я. Родители работали, а в свободное время старались воспитывать из нас честных, добросовестных, культурных людей. Это были главные требования послевоенного времени. Глава семейства работал секретарем сельсовета, заместителем председателя колхоза, директором местного универмага, а мать поработала сперва продавщицей в универмаге, затем – воспитателем во Второиткуловской средней школе.
Из восьмерых детей трое получили высшее образование, остальные средне-специальное. Трое стали педагогами, одна – швейной мастерицей, все остальные работали по своей специальности шоферами, продавщицами, завклубами и т. д.
Шли годы, дети потихоньку поднимались, находили свою дорогу. Когда отцу исполнилось 40 лет, он поменял вектор направления своей жизни: поступил в Уфимское медресе, много сил приложил для открытия в деревне мечети, был избран имам-хатибом, где проработал до конца своей жизни, обучая и воспитывая молодых людей согласно канонам ислама. Умер участник обороны Москвы 2005 году.